Президент. Александр Медведев: шайба на стороне НХЛ
Так неожиданно легко президент КХЛ согласился на эксклюзив для “ПБ”. Мы общались чуть более получаса. Для полного счастья не хватило минут пяти. Но задерживать участника Рождественского турнира не имел права — вечером российскую сборную ждал поединок со словенцами…
— Александр Иванович, надо признать, что во встрече с канадцами, которую довелось посмотреть, вы с большим энтузиазмом преодолевали расстояние от своих ворот до чужих и обратно. Видимо, сил еще вагон.
— Когда мы создавали команду, а это было почти десять лет назад, то хотели продлить свою хоккейную жизнь. Чтобы не только играть благотворительные или показательные матчи, но и соревноваться. Кроме того, было желание передавать мастерство любителям, которые вместе с нами тренируются и выходят на лед. И сейчас в России уже много таких команд, где воссоединяются ветераны и любители. Владимир Владимирович Путин предложил провести большой турнир с представительством всех регионов страны, что, без сомнений, будет способствовать популяризации хоккея и расширению его влияния на все стороны жизни. В Москве уже льда не хватает — играют и днем, и ночью. Это здорово. Все-таки вид спорта недешевый, но люди находят возможность и занимаются в таких смешанных командах. Приятно смотреть, не говоря уже о возможности сразиться с хорошими соперниками.
— Вы, часом, не привлекаете Путина, который недавно начал осваивать хоккей, к играм за “Газпром экспорт”?
— У него есть своя команда. Недавно у Владимира Владимировича была тренировка с нашими заслуженными мастерами, и я видел, что обещание прогрессировать он держит. Показывает, что при желании, даже если поздно начать, можно добиться успеха.
— Не думали позвать его на Рождественский турнир?
— Как-то повода не было.
— Кстати, почему в Минск не приехали многие звезды, которые уже не единожды выступали в составе вашей команды?
— Надо понимать, что количество мест ограничено, и каждый к тому же обременен делами. Но звезд и так хватает. Это победители Олимпийских игр Каменский и Коваленко, чемпион мира Варицкий, многие призеры российского первенства. Дело не только в именах, но и в конкуренции. Видим все больше молодых и интересных любителей. Поэтому, можно сказать, омолаживаем состав!
— А ваше увлечение хоккеем с чего началось?
— Как тысячи мальчишек, занимался в клубах “Золотой шайбы”, потом выступал за студенческую сборную. Начав работать в “Газпроме”, узнал, что там существует любительская команда. Мы ее развили и теперь рядом с нами занимаются известные спортсмены. Хоккейное прошлое очень помогает, когда занимаюсь КХЛ и питерским СКА. Многое, касающееся собственно игры, благодаря увлечению и стало понятно.
— Почему на этапе создания Континентальная хоккейная лига была отдана на попечительство именно “Газпрому”?
— Наша компания часто упоминается как стоящая у истоков. Но были и другие учредители. Это Магнитогорский металлургический комбинат, “Интеррос”, “Амурметалл”, “Транснефть”. Все компании в равных долях внесли уставной капитал. Кроме них, участниками бизнес-проекта стали сами клубы. Не все, но где-то половина. Они тоже внесли деньги. Эта казна помогла нам в период кризиса, когда спонсоры не очень охотно шли на контакт. В итоге мы пережили два сложных года, и сейчас между рекламодателями КХЛ уже нешуточная конкуренция, а сама Лига находится в очень устойчивом финансовом положении. Текущий сезон будет первым, когда мы получим прибыль и распределим между акционерами дивиденды. Что касается клубов, то там другая картина, потому что они зависят от владельцев и спонсоров. Традиционная западная бизнес-модель в наших реалиях не всегда реализуется. Основной доход клубов в той же НХЛ — выручка от продажи билетов. Уровень жизни в странах КХЛ не настолько высок, чтобы брать за посещения матча сто долларов. Да и вместительность трибун не позволяет зарабатывать много. В этом плане “Минск-Арена” — приятное исключение. Поэтому вывод таков: надо развивать инфраструктуру. Во многих регионах сейчас жалеют, что построили маленькие стадионы.
— Если не секрет, насколько велик по итогам сезона будет упомянутый вами “плюс”?
— Пока рано об этом говорить. Главное, что прибыль будет.
— А что может дать лиге привлечение новых команд?
— Это важно для развития хоккея, для появления новых его стилей. Посмотрите: почерк латвийцев отличается от почерка белорусов. В свою очередь ваша манера не похожа на российскую. Словацкий “Лев” тоже имеет свой стиль. Вследствие чего игра развивается. Еще надо отметить геополитическое значение: сближение государств, путешествие фанатов по разным странам, обмен традициями. Все-таки в отличие от футбола в хоккее болеют более цивилизованно, люди ходят будто в театр. Им нравится комфорт на аренах, разнообразие услуг, возможность приобрести сувенирную продукцию. Желание вступить в КХЛ выражают и хорватский клуб, и итальянский. Есть кандидаты из Швейцарии и Германии. Торопиться здесь, конечно, не стоит. Важно убедиться в гарантии участия и финансирования. Но уверен, что обратной дороги уже нет — КХЛ будет расширяться.
— Чей интерес наиболее конкретен?
— На первом месте среди кандидатов “Милан”. У него хорошая инфраструктура и опыт развития хоккея в северном регионе Италии. Там этот вид спорта тоже любят. Уверен, смогут собрать хорошую команду. Осталось только сформировать бюджет, и тогда можно будет говорить о вступлении итальянцев в КХЛ уже в следующем сезоне.
— Но ведь всех желающих не возьмешь. Какое число участников вы видите максимальным?
— За счет естественного роста планируем расширяться до 32 клубов. А дальше надо будет думать о каком-то другом соревновании с участием европейских лиг. У нас была концепция, мы ее предлагали, но пока поддержки не нашли. Есть определенные нюансы. Ясно только, что без интеграции Западная Европа будет плестись в хвосте у НХЛ и КХЛ. Думаю, для развития хоккея европейцам важно присоединиться к Континентальной хоккейной лиге.
— В свою очередь клубы Скандинавского полуострова пока не горят желанием идти на сближение.
— Есть у них мнение: “Зачем нам это надо?”. Там свои обязательства перед спонсорами и телевизионщиками, поэтому так быстро вопрос не решить. Хотя некоторые клубы очень хотят влиться в наши ряды. В частности, акционеры шведского АИКа проголосовали за вступление в КХЛ, но воспрепятствовала федерация. Думаю, пройдет несколько лет и отношение изменится.
— Насколько предметен был разговор о вхождении в лигу минской “Юности”?
— Ничего конкретного, поскольку к нам не поступала заявка. Хотя мы следили за обсуждением этой возможности в Беларуси — ведь нам тоже интересно, чтобы одну страну представляли несколько клубов. Казахстан, в частности, рассматривал вариант делегировать вторую команду — из Караганды. У вас тоже к этому все предпосылки, есть инфраструктура. Будем ждать заявки. Но здесь еще важен вопрос бюджета: должны быть твердые источники финансирования.
— Приятным сюрпризом даже для белорусов стало в нынешнем сезоне выступление минского “Динамо”. Что скажете об игре “зубров”?
— Минчане действительно демонстрируют много интересного. Тренер Сикора смог разнообразить тактическую схему, в которую хорошо вписались яркие индивидуальности. Причем не только легионеры, но и белорусы. Будет любопытно наблюдать за командой в плей-офф.
— Ваши коллеги Курбатов и Шалаев недавно посещали “Минск- Арену” во время матча “Динамо” и “Витязя”. Делились впечатлениями?
— Отмечали очень хорошую организацию матча. Да и остальными сторонами остались довольны. Видно, что клуб развивается.
— Наверное, “Минск-Арена” заслужила право на проведение выставочного матча между “Динамо” и клубом НХЛ?
— К сожалению, такая встреча не состоялась минувшей осенью, ибо в Северной Америке посчитали, что подобные поединки больше нужны КХЛ, нежели НХЛ. Очень близорукий подход. Не стоит выяснять, кто больше от этого поимеет. Главное, что пользу получит сама игра. Поэтому в следующем сезоне мы возобновим переговоры. И такая арена, как в Минске, отлично подходит для сражения клубов КХЛ и НХЛ. Нет сомнений — будет аншлаг. К тому же Минск хорошо сообщается и с Москвой, и с Петербургом, и с Ригой.
— Кого бы вы еще отметили как умеющих продвинуть продукт под названием КХЛ?
— У нас во всех городах хорошо работают. Аншлаги постоянно в Омске, Уфе, Магнитогорске, Петербурге. Забиты трибуны и в Челябинске, где как раз и жалеют, что построили маленькую арену. По-прежнему проблемным местом остается Москва. Трудно привлечь зрителя в старый и неуютный дворец, где нет надлежащих услуг. “Ходынка”, увы, не стала хоккейной Меккой. Чтобы стадион жил, там всегда должны проводиться матчи. А они носят разовый характер: это или какие-то краткосрочные турниры, или поединки сборной. И отталкиваться надо от хоккейных событий, а не выставок или концертов. Поэтому необходимо немного подождать. Сейчас московское “Динамо” строит арену, недавно аналогичное решение принял ЦСКА. Через три-четыре года, уверен, в столице появятся современные комфортные площадки.
— А как вы относитесь к чеховскому “Витязю” и его методам привлечения болельщиков на трибуны?
— Есть регламент, существуют писаные и неписаные правила, которые десятилетиями создавались в процессе развития игры. И если все это попирается, то мы будем сурово наказывать команду. Яблонски уже закончил сезон, длительную дисквалификацию получил Бреннан. К сожалению, вчера (разговор состоялся в пятницу. — “ПБ”.) снова произошел инцидент в матче с “Торпедо”. Спортивно-дисциплинарный комитет будет основательно разбираться и наказывать. Да, хоккей — мужественная игра с обилием столкновений, но немотивированные драки, которые ближе к хулиганству, мы не приемлем. И, уверен, от них избавимся. В следующем сезоне вступит в силу новое правило: если штрафная история североамериканского хоккеиста свидетельствует, что он такой боец, будем отказывать в регистрации в лиге. Чтобы избежать случаев, когда в одной команде четыре очевидных тафгая.
— И сколько минут штрафа игрок должен насобирать, чтобы закрыть себе дорогу в КХЛ?
— Пока комиссия занимается этим вопросом. Но, поверьте, это легко определяется. Все тафгаи находятся на контроле. Мы будем знать, какой лимит необходимо ввести.
— У нас, кстати, считают, что Назарова и его дружинников за инцидент в Минске наказали мягко. Кроме того, большинство убеждены, что неправильно определили и инициаторов столкновения.
— К сожалению, страсти действительно накалили судейские решения. Был хороший матч без всяких фокусов, но арбитры испортили игру: в одном случае проигнорировали нарушение, в другом — дали две минуты. Это ни в коем случае не оправдывает ни спортсменов, ни тренера, ни болельщиков. Просто в итоге и на льду, и на трибунах эмоции вышли за пределы разумного. Но еще раз отмечу — недопустимо так себя вести. Поэтому Назаров был серьезно оштрафован и получил дисквалификацию.
— Тогда еще один волнующий нас вопрос: почему представители “Динамо” отсутствовали на заседании по вынесению решения касательно инцидента?
— Согласно регламенту спортивно-дисциплинарного комитета, представители команд вызываются на заседание по мере необходимости. После матча были рассмотрены все фото- и видеоматериалы, с докладом выступил комиссар встречи, поэтому в приглашении динамовцев просто не было нужды. Те наказания, которые последовали, думаю, были достаточно жесткими.
— За скандалами “Витязя” порой забывается самое печальное событие года — потеря ярославского “Локомотива”…
— Это страшная трагедия… Заноза в сердце для всех. Забыть такое невозможно. Мир потерял не только хороших игроков, но и замечательных людей. Понимаю, насколько горька для белорусов гибель Салея. То, как в вашей стране почтили память погибших, растрогало всех до слез. Люди не стали сдавать билеты, чтобы помочь семьям, пострадавшим из-за крушения Як-42. Мы увидели, что Минск — часть большой хоккейной семьи.
Трагедия заставила внимательнее отнестись к вопросу перелетов, причем не только в хоккее, но и в других видах спорта. Большинство клубов не пользуются услугами мелких компаний, у которых устаревшие самолеты. Приоритет отдается серьезным авиаоператорам. Помимо того, что те обладают современными воздушными суднами, они еще и держат планку предполетного обслуживания. В этом деле мелочей нет. Страшный урок с “Локомотивом” мы должны помнить, чтобы в будущем даже повода для повторения не создавать.
— Как идет возрождение команды, и как лига этому способствует?
— Помощь оказывается на самом высоком уровне: участие приняли президент и премьер-министр. Прежде всего требовалось выполнить все обязательства перед семьями погибших. Затем Министерство спорта приняло программу воссоздания клуба. На принципе добровольности в Ярославль отправились многие талантливые молодые хоккеисты. Ими двигали не деньги или комфортность условий, а желание помочь. Ведь ребята прекрасно знали парней из того состава, играли вместе с ними в юношеских сборных. И недавно “Локомотив” начал выступление в ВХЛ. Уверен, что в следующем году он будет демонстрировать очень высокий уровень в КХЛ. Это видно уже по первым матчам.
— Раз уж мы встретились в начале календарного года, подведем итоги года прошедшего. Каким он выдался для лиги?
— Надо мерить не годом. У нас завершилась первая трехлетка и началась вторая. В нее вступаем с новым регламентом, согласованным с менеджерами и владельцами клубов, что создало основу для дальнейшего строительства нашего хоккейного дома. Это не значит, что перестройки невозможны. Но, если возникнет необходимость, они будут осуществляться на базе согласованных решений и в исключительных случаях, как с “Локомотивом”. Нам ведь пришлось вносить изменения в регламент с целью возрождения клуба.
Самое важное, что игра развивается, и болельщик голосует за это посещением арен и просмотром КХЛ-ТВ. У телеканала, кстати, уже более пяти миллионов подписчиков. На экране отражается в том числе и околохоккейная жизнь. Вместе с тем не стоит забывать, что сейчас Россия переживает пик интереса к национальной сборной в преддверии домашней Олимпиады. Чтобы была сильная сборная, надо иметь сильный чемпионат. Сейчас мы тесно взаимодействуем с Зинэтулой Билялетдиновым, поскольку хотим увязать развитие клубного хоккея с прогрессом национальной команды.
— Недавно вы отмечали, как совершенствуется вертикаль КХЛ — ВХЛ — МХЛ…
— Да, и это тоже хотел бы упомянуть. Стройность трехуровневой системы немало помогает в развитии игры. Особенно радует, что плоды дает МХЛ. Пусть наша “молодежка” и проиграла в финале чемпионата мира, но в целом выступила очень достойно — обыграла канадцев. Это наша перспектива роста.
— Какие чаяния связываете с новой трехлеткой?
— Возможно, больших событий и не произойдет. Но хочется, чтобы росло качество хоккея, рос интерес, становилось больше зрителей. Чтобы мы всегда были в процессе строительства.
— Из этого процесса постоянно выпадает один значимый кирпичик — сотрудничество КХЛ и НХЛ. Можно ли надеяться на потепление?
— Некоторые базовые вопросы мы обсудили, в частности, подписали соглашение о взаимоуважении контрактов. Это немаловажно. Но пока широкомасштабного сотрудничества нет… За океаном не могут смириться, что есть другой хоккей, существует стиль, отличный от североамериканского. КХЛ многое почерпнула у старейшей профессиональной лиги мира, но сохранила и свои традиции. Перспективы будут выглядеть интереснее, если мы станем работать вместе, а не конфликтовать или ругаться. Мы готовы к диалогу — шайба на стороне НХЛ.
— И все-таки кое-что из НХЛовской практики до сих пор не нашло применения в КХЛ — для общественности закрыты бюджеты и зарплатные ведомости. Например, в Беларуси налогоплательщики беспокоятся за рациональное использование средств минским “Динамо”. Думаю, это же касается и России.
— Лига знает бюджеты, все они выведены из тени. Теперь расчет ведется по законодательствам тех стран, за команды которых выступают игроки. Но обнародовать цифры для широкой аудитории не можем. Надо учитывать, что у нас все-таки довольно большой разброс доходов между состоятельными и бедными людьми. Поэтому профсоюз пока возражает. Но будем прорабатывать вопрос.
— Вот и мы в конце ударились в сравнение КХЛ и НХЛ. Вы не устали от постоянных параллелей?
— Сравнения не избежать… И пусть у каждой лиги своя специфика, сопоставлять есть что. Это даже интересно. Ведь проведение параллелей в некоторой степени тоже обогащает игру…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь