Анастасия Дуборезова. Второе дыхание
После утренней тренировки спортс- менка пригласила корреспондента “ПБ” в свой номер в гостинице “Раубичи”. Гостеприимно заварив чай, хозяйка ответила на все вопросы.
— Настя, второй год в новом виде спорта наверняка отличается от дебютного?
— Разница чувствуется. Сейчас стало легче, уже представляю, что и как надо делать для улучшения результата. Работаю более осознанно. В прошлом году еще терялась, ведь в лыжах все проще: бежишь и бежишь. Здесь подключается стрельба. Но главное — постоянно работать. И трудиться мне предстоит еще очень много.
— Трудно менять один лыжный вид на другой?
— Не сказала бы, что очень тяжело. Психологический барьер был и остается. Горю желанием стрелять стабильно, но для этого необходимо преодолеть все препятствия и раскрепоститься. Привыкать надо и к огневым рубежам, и к контактной борьбе. Только на первый взгляд кажется, что там и там катаются на лыжах, но в биатлоне множество тонкостей. Думаю, это более взрослый вид спорта. Может, мне так кажется, потому что стала им заниматься в зрелом возрасте. В лыжах отдался скорости и беги. А здесь важно полностью контролировать ситуацию. Невозможно пустить все на самотек и думать: “Ай, отстреляюсь как-нибудь!”. Необходимо концентрироваться. Но в целом я довольна, как мой организм воспринимает перемены. Главное, есть огромное желание тренироваться и выступать. А амбиций хватит и на чемпионат мира, и на Олимпиаду.
— Что заставило перейти в биатлон?
— Если честно, не собиралась никуда переходить. Даже мыслей таких не было. Но поступило предложение, я заинтересовалась. Решила попробовать, потому что в лыжной команде условия не самые благоприятные. Винтовку в руки брать не боялась, а вот со стрельбой были проблемы. Недавно вспоминала, как поначалу не могла закрыть даже огромную мишень. Клаус мне ее показывал, а я не верила, что когда-нибудь смогу с ней справиться. В себе была уверена, но мысль “что же надо сделать, чтобы научиться ее закрывать” преследовала.
— Клаус Зиберт вам здорово помог?
— Да, Зибыч — поразительный человек! Таких позитивных людей еще не встречала. Его энергичность заразительна. Он как ребенок: радостный, улыбчивый. Все время хочется быть рядом с ним, ходить хвостиком и называть ласковыми словами.
Все знают о его тяжелой болезни, но Клаус будто не замечает недуга, улыбается, как ни в чем не бывало. Другой на его месте жаловался бы, просил поблажек. Но Зиберт не такой, он словно растворяется в работе. Настоящий фанат своего дела: мотивированный, терпеливый, целеустремленный. Будет работать, пока не получит нужный результат. Может, поэтому и не жалуется на болезнь — времени не остается.
— Впервые вы выступили на этапе Кубка мира в начале прошлого сезона, а первые очки заработали только весной. Тяжело бегать, стрелять и не получать никакой отдачи?
— Сказать честно, мне тоже неинтересно было занимать места в пятом-шестом десятках. Такие гонки даже не запоминаются. Отстреляла неважно, посмотрела повтор, проанализировала ошибки — и все на этом. Совершенно не зацикливалась на положении в “тотале”. Кубковые очки интересно считать, когда борешься хотя бы за тройку. А так чего их складывать? Но в этом сезоне я активнее слежу за общим зачетом, потому что поставила задачу: держаться в топ-25. Это позволит напрямую отбираться в гонки с общего старта и вообще для второго сезона в биатлоне будет неплохим достижением. А там посмотрим. Конечно, очень приятно попадать на подиумы. Сразу видно: есть результат.
Главное — стабильность в выступлениях, достичь которой непросто. Не надо бояться работы, ведь все закономерно: хорошо потрудился, сконцентрировался — получил результат, не подготовился — нет результата.
— Вас приняли в сборную с расчетом на Олимпиаду-2014. Может так сложиться, что на одних зимних Играх вы бегали в лыжных гонках, а на следующих — в биатлоне…
— Надеюсь, на этот раз у меня получится лучше. Сейчас понимаю, как много было упущено именно в лыжной подготовке. В Норвегии, например, дети осваивают лыжи в 4-5 лет. А нас, 16-летних подростков, повезли на соревнования, где мы увидели лыжи чуть ли не первый раз в жизни. От нас еще медали требовали! Мы занимали 20-е места, что с нашей подготовкой было не худшим вариантом. В лыжных гонках должно быть все схвачено с детства.
В этом году осознала всю красоту биатлона. Раньше и не подозревала, насколько наш вид привлекает зрителей. Болельщики часто рассказывают, как поддерживают, кричат, даже плачут при стрельбе. Мне трудно понять, как можно срывать голос во время трансляции. Может, потому что я спортсменка и мне сложно за кого-то так переживать.
— Болельщики в биатлоне очень суеверные, особенно когда наблюдают за стрельбой. В вашей жизни есть место магии и мистике?
— Стараюсь не верить приметам, они только силы отнимают. Пока не могу, проснувшись утром, предугадать исход гонки. Опять же допускаю, что еще недостаточно долго нахожусь в биатлоне, чтобы прогнозировать результаты. В лыжах в этом плане все было понятнее. После нескольких стартов появлялась ясность, на каком свете ты находишься и какое место займешь по итогам сезона. Плюс- минус несколько позиций. Сейчас же все непредсказуемо, и пара неточных выстрелов может перевернуть все с ног на голову.
— По поводу промахов. Какие мысли приходят в голову, если мишень не закрывается?
— Какими бы они ни были, всегда стараюсь оставаться в стрельбе и работать дальше. Штрафные круги разочаровывают, особенно в спринте. Помню, промазала четыре раза, и бежать лишних 600 метров совсем не хотелось. Но что поделать — колесила по кругу. Главное, не прекращать борьбу. Даже с одним промахом, если хорошо постараться, можно получить результат. По сути, так и происходит. Когда начинала, казалось, что в биатлоне стреляют только на ноль, и никак иначе.
— В этом сезоне у вас уже четыре попадания в десятку — неплохо для второго сезона в карьере. Думали, что успех появится так скоро?
— Не могу сказать, что это непредсказуемый результат. Хотя кто-то по 15 лет в биатлоне и не попадает в десятку. На самом деле очень хотелось получать отдачу от работы. В прошлом сезоне не была готова бороться за высокие позиции — и прекрасно это понимала. Сейчас, оценивая объем проделанной работы, не сомневаюсь, что все закономерно и труд вознаграждается.
— Тем более что первые десять биатлонисток получают материальные поощрения.
— Финансовая сторона тоже имеет значение. Но для меня гораздо важнее попасть на цветочную церемонию. Приятно подниматься на подиум, получать поздравления. В личных гонках пока не получилось, зато с командой мы заняли второе место. Осознание, правда, пришло не сразу. Это не только ощущение веселья и радости, но и глубокое личное удовлетворение.
— Каково бежать бок о бок с Магдаленой Нойнер и Торой Бергер в гонке с массовым стартом? Паники нет?
— Приятно попадать в тридцатку лучших и бороться за высокие места. Бегу совершенно спокойно. Интересно ведь: как все происходит, в каком темпе передвигаются соперницы. Пока стреляю медленнее остальных и иногда начинаю торопиться — хочется скорее все закрыть и убежать на трассу. Приходится сдерживаться и работать в привычном темпе, а на лыжне можно и нагнать. Опять же предстоит еще очень много работать, потому что тяжело сразу вникнуть во все тонкости. Когда повесили за спину винтовку, изменилась лыжная техника, пришлось заново чему-то учиться.
Радует, что проходит много стартов. А между ними — тренировки. И каждый раз можно работать над отдельными компонентами и совершенствоваться.
— В январе за три недели вы побывали в трех странах. Переезды, гостиницы, гонки — голова еще не кружится от происходящего?
— Мне не надоедает. Это очень интересно, ведь каждый старт — особенный. Хочется выступать и выступать, пресыщенности пока нет. Иногда бывает неважное самочувствие из-за акклиматизации. Но и с ним можно бороться. Хотя часто тянет домой, к маме.
— Чем заполняете свободное от выступлений и тренировок время?
— В гостинице с девочками вяжем, читаем, смотрим кино, в сети много общаемся. Идут в ход все развлечения, какие можно с собой привезти. Можем и пройтись куда- нибудь, например, по магазинам.
— У спортсмена есть кумиры? Люди, за которыми было бы интересно следить, перенимать какие-то качества.
— Раньше мне нравилось, как Куйтунен бегает. Наблюдала за ее классическим ходом, что-то старалась взять для себя. Сейчас за Нортугом интересно следить, у него необычная техника для лыжника. Наших ребят всегда поддерживаю.
Из биатлонисток импонирует норвежка Солемдал. Думаю, она вырастет в классную спорстменку.
В нашем спорте зависть и злость неуместны. У тебя есть руки и ноги, реализуй потенциал и доказывай, что ты не хуже. Борись! Сегодня ты выиграл, завтра я. Важна и обстановка в команде. У нас дружелюбная атмосфера, продуманный тренировочный процесс. Мне не надо сидеть и ломать голову, чем заняться завтра, как добраться до места сбора, как это было в лыжах. Существует четкий план, его и придерживаемся. Есть ощущение, что сейчас я на своем месте.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь