Антифальшь
Год назад в материале “Январские шахматы” (“ПБ” от 2.02.2011) написал о Вике Азаренко и ее достижениях в открытом чемпионате Австралии.
“Виктория Азаренко в дуэте с россиянкой Марией Кириленко прошла до самого финала парного разряда, и это само по себе высокое достижение! Другое дело, Вика и Маша шли в гости к победе, но заплутали в лабиринте собственных эмоций.
Азаренко молода: ей всего 21, она игрок первой десятки рейтинга ВТА — выдающийся результат! Но самой Вике ХОЧЕТСЯ БОЛЬШЕГО. И многое у нее для этого большего есть: изумительные природные данные, отменная техника, великолепные физические кондиции, желание совершенствоваться и побеждать, грамотный тренер… Выскажу собственную версию, вероятно, очень спорную. По-моему, Вике остро мешает недостаток общей культуры поведения. У всех теннисистов случаются досадные сбои. Но лишь немногие позволяют себе на публике “отключать тормоза”. Увы, Виктория из их числа.
Суперзвезды — Сампрас, Агасси, Федерер, Надаль, Граф, Хингис, Венус Уильямс, Энен, Клийстерс — напрочь лишены разухабистости, развязности, видимо, поэтому и поднялись на легендарную высоту. Новак Джокович, будучи помоложе, позволял себе самолюбование, игру на публику. Однако со временем, как видно, сообразил, что все эти выкрутасы высасывают по каплям нервную энергию и мутят рассудок. Сейчас серб стал много сдержаннее и взрослее. И фортуна не замедлила повернуться к нему лицом, одарив бесценными триумфами в Кубке Дэвиса и чемпионате Австралии. Может, и нашей землячке нелишне об этом подумать?”
Сегодня, спустя год, можно сказать: подумала! Поведение Азаренко на корте было мало похоже на прошлогоднее. У нее, как и у всех игроков, случались провалы, но они не выбивали спортсменку из состояния равновесия, как случалось прежде. И дело не только в том, что Вика стала играть агрессивнее. Скорее Азаренко действует острее, потому что теперь гораздо лучше контролирует эмоции. И в этом видится главная заслуга ее французского наставника Самюэля Сюмика и его супруги, агента Вики, Мейлен Ту, которая сама немало поиграла на высоком уровне и даже выступала за сборную США в Кубке федерации. Возможно, преимущество Сюмика и Ту перед ван Гриченом именно в том, что они работают вдвоем, вместе, как партнеры и супружеский дуэт, и это оказывает на Вику благотворное влияние.
Другой безусловный плюс — близкие отношения Виктории с Сергеем Бубкой-младшим, за спиной которого без труда угадывается Бубка-старший, легендарный атлет, вице-президент ИААФ, “владелец заводов, машин, пароходов”. Внимание такой именитой семьи наверняка воспитательно для 22-летней девушки и стимулирует к самоконтролю. Ее выбор Монте-Карло местом проживания видится не случайным: ведь там уже 20 лет обитают Бубки.
И конечно, Виктории помогли удержаться на плаву близкие люди, в первую очередь мама и бабушка, которые в трудный момент ее успокоили, отговорили бросать теннис.
Представляется, перелом произошел во время итогового чемпионата ВТА. Помните, тогда Виктория уверенно выиграла два матча в группе, а в третьем, который в спортивном плане ничего не решал, маловразумительно действовала против Марион Бартоли. Однако после игры принесла извинения любителям тенниса, использовав для этого социальные сети. Финал с Квитовой, несмотря на поражение, Азаренко тогда провела блестяще, ни разу не позволив себе неконтролируемых и малопривлекательных эмоций.
В нынешнем чемпионате Австралии у урожденной минчанки, а теперь “монте-карловки”, было немало ситуаций, когда можно было потерять голову, выскочить из колеи и свалиться в кювет: это и проигранные сеты в поединках с Радваньской и Клийстерс, и провальное начало матча с Шараповой. Но коллапса не произошло. Виктория прочно держала себя в руках.
Обузданный темперамент, словно горная река, резвящаяся в русле: бурлит, клокочет, но не теряет направления!
Белоруска стала первой ракеткой мира, и ее соотечественники хотят знать о ней как можно больше. К сожалению, пока Виктория не сделала движения навстречу землякам. В тех же “Январских шахматах” ей был посвящен и такой абзац.
“ДВОЙСТВЕННОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ проявляется и в отношениях к СМИ. Там, на Западе, минчанка отвечает на любые вопросы журналистов, здесь, в Минске, она, как правило, вне зоны доступа многих отечественных изданий. Откуда это ранжирование стран и людей? Из какой “пещеры”?
В апреле в дни матча Кубка федерации Беларусь — Эстония все попытки белорусских журналистов, в том числе бригады “Прессбола”, взять интервью у Азаренко оказались тщетными. Мало того, Вика тогда нас отчитала:
— Если быть откровенной, читая нашу белорусскую прессу, в каждом интервью не замечаю ничего, кроме того, сколько я заработала денег, где живу, на какой машине езжу. Считаю, что они звучат немного непрофессионально с вашей стороны. Так как я спортсменка, и вопросы должны быть про теннис. Я не звезда шоу-бизнеса, и такие вопросы некорректны. Это было немножко неприятно. Думаю, в первую очередь нужно немного измениться прессе и писать более профессионально именно про спорт.
То есть речь должна идти исключительно о проценте первой подачи, эйсах, стабильности приема, форхэндах, бэкхэндах, выходах к сетке, смешах и так далее…
Очень скоро, после Уимблдона- 2011, довелось прочесть интервью Азаренко американскому журналисту Мэтту Кронину. В нем разговор не о теннисных премудростях, а о делах житейских, в том числе об отношениях Виктории с прессой. В нем Вика, в частности, говорит:
“…меня просто не учили, как нужно обращаться с прессой. Но команда заставила меня понять, как это важно. Потому что мы играем не для себя, мы играем для публики. У вас, журналистов, своя работа, которая тоже очень важна, и я ценю это….
…понимаю, что многие люди хотели бы знать меня лучше за пределами корта, и это поражает. Рада, что это поняла. Я интересная личность, если вы узнаете меня ближе…
…очень важно быть открытой и раскрывать себя. Не хочу быть фальшивкой. Есть множество игроков, которые создали себе образ и они следуют этому образу, но это не для меня. Я хочу быть той, кто я есть на самом деле”.
Как видно, там, за кордоном, Вика уважает медийный труд. Мы видели ее и в телепрограмме “Евроспорта” “Гейм, сет, Матс”, в которой она после триумфа в Мельбурне с удовольствием отвечала на вопросы Матса Виландера и Анабель Крофт. В то же время попытки моих коллег связаться с ней по-прежнему тщетны. То есть пока двойственность отношения Азаренко к отечественным и зарубежным СМИ остается в силе. И все же она утверждает: “Я не хочу быть фальшивкой!” А уж мы, журналисты, как этого не хотим!
Безусловно, изменить поведение на корте гораздо проще, чем за его пределами. И все же главное в том, что победой в турнире “Большого шлема” Виктория доказала: она способна совершенствоваться.
Нам остается лишь надеяться на явление настоящей Вики. И когда это случится, возможно, это будет ее главная виктория.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь