НФЛ. Супербоул. "Гиганты" против "патриотов", или День зависимости Америки
Чтобы сразу всем было понятно, Супербоул — это финальный матч НФЛ, Национальной лиги футбола. Американского футбола, естественно. Впрочем, прилагательное совсем не обязательно, потому что, по мнению обитателей Штатов, только этот футбол и есть настоящий. И даже сородичей — галльский, австралийский и прочие футболы, не говоря уже про регби — за океаном севернее 25-й параллели за родственников не признают.
Супербоул — не просто главное спортивное событие, стоимость рекламных роликов в котором регулярно устанавливает мировые рекорды. Для американцев это в принципе важнейший ивент года: с ним не сравнятся ни церемония «Оскара», ни даже выборы президента.
Есть немало праздников, которые объединяют Соединенные Штаты, символизируют их идентичность — Рождество, День благодарения и так далее. Но, несмотря на весь коммерческий размах последних лет, многие продолжают относиться к ним как к тихим, семейным торжествам. И каждый отмечает по-своему. Только в день Супербоула вся нация от слесарей и домохозяек до маклеров и профессоров соединяется в едином порыве, соблюдая сформированные годами ритуалы и традиции. Кульминация — собраться у телевизора воскресным вечером, настроившись на один-единственный канал. И как вы уже понимаете — не тот, по которому показывают матч второй лиги Кубка федерации. Ну а те счастливчики, кому удалось купить за бешеные деньги, выиграть в лотерею или получить в качестве особого поощрения со стороны работодателя билет на стадион, еще полгода будут рассказывать о том, как это было.
Ключевой момент матча. Мэннингхэм получает передачу на полполя
Американский футбол — идеальная американская игра. Она состоит из множества эпизодов, разбивающихся паузами, в которые очень, ну просто крайне удобно вставлять рекламу, если, конечно, она у вас есть. Во время Супербоула нет отбоя от желающих разместить 30-секундный сюжет стоимостью в миллионы долларов, дабы поразить обывателя в самое сердце. Премьеры роликов большинство компаний специально устраивают во время финала НФЛ, некоторые особым образом подгоняют «микрофильмы» под американский футбол. Так, белые медведи устроили тачдаун бутылочке «колы». А, к примеру, по истечении первой половины вышла реклама, в которой Клинт Иствуд от имени четырех детройтских компаний хриплым голосом вещал, что сейчас «halftime» не только в матче, но и для всей Америки. Дескать, в последние годы нам бросили вызов, надо собраться и выиграть этот бой, показав всяким китаям и индиям какая экономическая команда — самая сильная.
Если на излете СССР люди стеснялись и старались избегать зашкаливающей высокопарности, то в Америке к этому отношение несколько иное — пафоса много не бывает. Каждый Супербоул — будто веха в мировой истории. И действительно: когда в прошлом году Кристина Агилера перепутала строчки гимна, это стало событием грандиозного масштаба, которое обсуждают до сих пор куда более активно, нежели кризис в Иране, проблемы евро или «движение оккупантов».
Американцы умеют делать шоу! В Супербоуле этой цели посвящено все. Антураж впечатляет. Телекамеры, шумовые микрофоны покрывают каждый дюйм поля. Здоровенные футболисты ведут себя будто гладиаторы, каждым движением демонстрируя понимание значимости момента. Отдельный разговор — «halftime show». Никто в перерыве не уходит на кухню пить чай. Все съестное уже давно на столе, поэтому зрители остаются на своих местах. Для любого артиста заслужить право выступать в «halftime show» — предел мечтаний и показатель невероятной успешности. В этот раз выбор пал на 53-летнюю Мадонну. Алла Пугачева американской поп-музыки выдала на-гора микс последних хитов в сопровождении внушительной античной подтанцовки.
Жива старушка
В Супербоуле не совсем понятно: шоу ради игры или, наоборот, игра — фон для рекламы и всего остального. Наверное, это единственный в мире матч, где количество рекламного времени больше игрового. Но это неважно. В том-то и смысл, чтобы его смотрели не только любители американского футбола, но и те, кому на саму игру в общем-то начхать.
Хотя Андрей Вашкевич на ниве увлечения нетрадиционностями пытался меня убедить, что заокеанский футбол — суперинтеллектуальная игра, многочисленные комбинации которой издаются в учебниках формата Советской энциклопедии, суть действа в общем-то очень проста. Бросай-беги! В этом и есть прелесть любимых американцами видов спорта — доступность для всех.
Беги, парень, беги!
Игроков на поле — 11, как и в обычном футболе. Кстати, обеим командам в финале удалось по разу нарушить численный состав, за что они были отдельно наказаны. Задача атакующей стороны — занести мяч за заветную линию тачдауна. Защищающиеся вольны этому мешать всеми доступными и недоступными методами — хватать соперников за ноги, за руки, бить по шлему и вообще по всему, что попадется под руку. В идеале лучше всего перехватить мяч, но атакующие игроки, если чувствуют неладное, крепко сжимают «тыкву» и валятся на газон. С той самой точки, где футболист упал, и продолжается наступление.
При этом за 4 попытки нужно пройти как минимум 10 ярдов. Освоение, шаг за шагом, чужого пространства символизирует сам процесс колонизации Америки. Не находите? Может, поэтому ее жителям эта игра так близка.
Врешь — не уйдешь!
При этом если в регби игроки пасуются, передают мяч друг другу, то в американском футболе подобное не принято. Получив мяч, ресивер летит вперед сломя голову, не замечая никого вокруг. В американском футболе разрешена только одна передача вперед — поэтому именно вокруг игрока, отдающего этот ключевой пас, все и вертится.
Квотербек является главной фигурой в каждой команде. Его можно сравнить со скипом в керлинге, если вам это о чем-либо говорит. Важность квотербека огромна. Только ему вменено в обязанность — думать. Он полководец, определяющий, какая комбинация будет разыграна, и осуществляющий самую сложную ее часть. Фактически команда без хорошего квотербека — ничто. Поэтому пока одни игроки пытаются оторваться от защитников, чтобы получить передачу, другие — суровые товарищи весом до полутора центнеров — защищают своего генерала, чтобы тот смог отдать отменный пас вперед.
К Тому Брэди не подступиться
Любопытно: при том, что основную часть игроков в американском футболе составляют атлетичные темнокожие футболисты, функциями пасующих почти безальтернативно владеют белые игроки. Во всей НФЛ лишь в двух командах основным квотербеком является афроамериканец.
Фактически битва «Нью-Йорк Джайнтс» и «Нью-Инглэнд Пэтриотс» вылилась в противостояние двух этих самых MVP — Илая Мэннинга и Тома Брэди. Четыре года назад эти же команды уже встречались в финале. «Гиганты» тогда победили, и все ждали реванша. Ведь за прошлое десятилетие «патриоты» во главе с Брэди трижды выигрывали Супербоул. И Том жаждал приблизиться к ореолу лучшего игрока в истории. Но реванша не получилось. Чем дальше, тем эффектнее и смелее пасовал Мэннинг, и, что самое обидное для Брэди, все рискованные замыслы коллеги проходили.
Илай Мэннинг — супергигант
«Гиганты» победили со счетом 21:17. Остальному миру прелесть этого события не понять. Одно время американцы пытались распространить любимую забаву по планете: давали гранты, платили деньги энтузиастам. Но потом плюнули на все. Главное, что игра является одним из основных культурных кодов «исключительной, незаменимой страны», как временами называют свою родину потомки эмигрантов…
Слезы «патриотов»
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь