БИАТЛОН. Мужчины. Эстафета. Проводы былого величия
20.02. МУЖЧИНЫ. 4х7,5 км, эстафета (участвовало 19 команд). 1.Норвегия (Х.Ханеволд, Ф.Андресен, Э.Гьелланд, О.-Э.Бьерндален) – 1:23.42,3 (0+8). 2.Германия (Р.Гросс, П.Зендель, С.Фишер, Ф.Люк) — +45,3 (1+9). 3.Франция (Ж.Марге, В.Дефрасн, Ж.Робер, Р.Пуаре) — +54,3 (0+6). 4.Россия — +1.12,1 (0+9). 5.Чехия — +2.53,8 (0+12). 6.Австрия — +3.16,6 (0+9). 7.Украина — +3.19,9 (2+12). 8.БЕЛАРУСЬ (А.Айдаров, А.Сыман, О.Рыженков, В.Сашурин) — +3.29,7 (1+12).
Погода — вещь переменчивая, вот и в Солт-Лейк-Сити неожиданно потеплело, а в ночь на среду пошел грибной дождик. Небеса разверзлись надолго: живительная влага продолжала орошать землю и на следующее утро, а потому журналистов, садившихся на автобус до «Солджер Холлоу», справедливо мучил один вопрос: а не внесет ли небесная канцелярия коррективы в эстафетные разборки биатлонистов. В горах оказалось заметно прохладнее, и моросящий дождь сменился падающими хлопьями мокрого снега. Лыжня раскисла, и по всему было видно — испытание спортсменам предстоит нешуточное.
Возвратимся к неприятному эпизоду. Конечно, со стороны бывшего представителя нашей команды злой умысел не читался. Просто россиянин совершенно случайно наступил на Алексею на лыжу, что привело к потере равновесия, а с ней и выгодной позиции во главе группы. Дело закончилось тем, что на свой первый огневой рубеж Айдаров приехал лишь 13-м. Хотя, по большому счету, вряд ли это существенно, уж больно плотной компанией приехали на «лежку» 19 застрельщиков. Для того, чтобы обезопасить себя от этой массы, непреложным условием должна стать безукоризненная стрельба. Увы, но Алексею она не удалась. Дополнительный патрон пусть на десять секунд, но задержал белоруса на рубеже. Этого оказалось достаточно, чтобы десятка сильнейших ушла на дистанцию без нас. И хотя отставание в 17 секунд от неожиданно выдвинувшейся вперед украинской сборной не выглядело непреодолимым, но, памятуя о функциональных проблемах сборной, можно было ожидать, что еще до «стойки» оно неизбежно вырастет. К сожалению, так и произошло. Показав на второй петле лишь 10-е время, белорус только на ней успел проиграть еще почти 40 секунд. Вдобавок к этому у Алексея вновь не заладилась стрельба, что вылилось в применение двух запасных патронов.
А в это время обидчик Айдарова Виктор Майгуров изо всех сил мчался на передачу этапа Сергею Рожкову. Застрельщик российской сборной прекрасно справился со стрельбой и вполне логично стремился увеличить отрыв от преследователей, коими стали норвежец Халвард Ханеволд, немец Рикко Гросс и эстонец Янно Прантс. До финиша оставалось еще 1300 метров, а Айдаров проигрывал россиянину более минуты. Такой же разрыв сохранился вплоть до биатлонного стадиона.
Наш стартер приходит в головке, Сыман не проигрывает более полутора минут, Рыженков отыгрывает минуту, Сашурин вгрызается в тройку призеров — с самого начала теоретический план медальной гонки приказал долго жить. Хотя, с другой стороны нашему самому молодому участнику Александру Сыману в психологическом плане стартовать лишь с 9-й позиции было наверняка легче – спрос уже не тот. В раскованном состоянии у Саши словно крылья прорезались. Первая петля пройдена с третьим временем! Стрельба – и вовсе лучшая, как в плане скорости, так и качества. На тот момент это позволило белорусу переместиться на 7-ю позицию, отыграв при этом у россиянина Сергея Рожкова шесть секунд. Но такая локальная победа оказалась «пирровой». Уже на второй петле Саша резко сдал функционально, показав на ней лишь 16-й результат на этапе. Дискомфорт на лыжне тут же сказался на стрельбе. Не справившись с дыханием, Сыман поразил все мишени только после семи выстрелов. Таким образом, Олегу Рыженкову досталось малоприятное наследство в виде почти двухминутного отставания и лишь 9-й позиции. К тому времени эстафета четко выделила из своих рядов четыре команды, которые оказались более сбалансированными и готовыми к борьбе за медали. Хороший задел для Норвегии сделал на втором этапе Фроде Андресен, и теперь Эгил Гьелланд опережал идущих в одно время французов и россиян на 20 секунд, а немцев – на 40. Рыженкову так и не удалось блеснуть скоростными качествами. Более того, до первого рубежа Олег пропустил вперед несколько соперников. «Лежка» в его исполнении также не внушила оптимизма. Что-то случилось с затвором, патрон никак не хотел досылаться в патронник. Итог – два промаха, правда, ликвидированные дополнительным боекомплектом. Кстати, на этом рубеже едва не похоронил все немецкие притязания Свен Фишер. На его долю выпал штрафной круг, что предопределило его отставание от идущих третьими французов в 34 секунды. Фантастика, но уже к финишу своего этапа представитель сборной Германии сумел опередить Жюльена Робера! А вот белорус, имевший шанс подтянуть командные позиции, «стойку», прямо скажем, завалил. Один штрафной круг вывел наше отставание на критические углы — +3.05,0! Ни о каких медальных надеждах теперь уже не могло быть и речи – добыть бы пристойное место. За что не откладывая дело в долгий ящик взялся Вадим Сашурин. Поначалу у него это здорово получалось. Развив на первой петле самую высокую скорость, он прошел первую треть дистанции быстрее (внимание!) Оле-Эйнара Бьерндалена, Франка Люка, Рафаэля Пуаре и Павла Ростовцева! Вдобавок белорус еще и выиграл в скорострельности. Ничего удивительного, что Сашурин сумел занять 6-ю позицию, отыграв у лидеров около 30 секунд. После «лежки» в гонке с большим отрывом солировал Бьерндален, а вот борьба за остальные медали обещала интригующую развязку. До последнего рубежа три команда шли практически вровень. Стало быть именно «стойка» должна была решить, кто троицы соискателей будет лишним: Люк, Пуаре или Ростовцев?
Стрельбу они начали одновременно. Мишени закрывались с невероятной быстротой и завидной синхронностью. И тут сдали нервы у россиянина. Франк и Рафаэль уже убежали на последний круг, а Павел никак не мог добить последний глазок. Вместо спокойствия в действия пришла суета, и медальный поезд исчез за поворотом. В серебряно-бронзовых разборках сильнее оказался немецкий биатлонист.
На второй части дистанции с Сашуриным приключилась та же история, что и с Сыманом – не хватило выносливости. Только 12-е время на круге плюс два дополнительные патрона отправили нашего лидера на 8-е место, на котором Вадим и финишировал. Уже закончили дистанцию многие сборные второго десятка, а он все стоял, тяжело опершись на палки и спрятав голову в руки. О чем в тот момент думал прославленный спортсмен, биатлонист экстракласса Вадим Сашурин? Неизвестно, а спросить никто не решился.
Экспресс-комментарии:
Александр СЫМАН: Каждый немножко не доработал. Успех в эстафете приходит, когда все показывают хороший результат, у нас же сегодня этого не получилось. Сам отдался гонке полностью, что мог, то и делал: стрелял, бежал на пределе своих возможностей. Много готовились, настраивались на высокое место, но так получается, что восьмая строчка — для нас сейчас потолок. Обидно…
Олег РЫЖЕНКОВ: В такую погоду бежать исключительно сложно, а тут еще и со смазкой не угадали. На подъемах лыжи совсем не тянули, проигрывали по десять секунд. На спусках отставали, конечно, меньше, но все равно удовольствия в таком ходе мало. Очень расстроен как результатом, так и ходом по дистанции.
Владимир МАХЛАЕВ (старший тренер)
Мы много думали и анализировали причины наших неудач на этой Олимпиаде. Пускай, сегодня не угадали со смазкой, но ведь и раньше-то ничего особенного не показали. Странно, ведь по приезду в Солт-Лейк-Сити перед гонкой на 20 километров здесь была совместная контрольная. И хотя в ней не участвовали сборные Норвегии и Германии, состав соперников подобрался весьма приличный. Наша команда функционально чувствовала себя здорово, претензий ни у кого никаких не было, ребята хорошо бежали, финишный отрезок проходили на высокой скорости.
Однако потом как отрезало. Первая же гонка на зимних Играх показала, что ушли в какую-то физиологическую яму. Причины? Посмотрите итоговые протоколы, и вы поймете, что очень многие команды сейчас в абсолютно аналогичной ситуации. Взять хотя бы женскую украинскую сборную и ее лидера лену Олену Зубрилову — это вообще катастрофа. Осталось только три-четыре команды, которые стабильно показывают хороший результат. То ли что-то нашли, то ли чего съели. По сборной Германии у меня есть сведения, что она здесь в прошлом году провела обкатывание в присутствии большой группы медиков. Что-то около 15 врачей, профессоров было — то есть они просчитывали, моделировали предстоявшую Олимпиаду.
Дополнительный фактор — астматики, в которые записались Норвегия, Германия и часть французов. Естественно, у них большое преимущество по сравнению с остальными атлетами. Если бы соревнования проводились в равнинной местности, все могло бы быть по-другому, но в горах играет роль и подготовка, и инвентарь, и фармакология.
При этом я нисколько не снимаю вины с себя. Наверняка, как старший тренер команды где-то ошибся в подводке спортсменов к ответственным стартам, чего-то не доглядел. С ходу не могу ответить, в чем конкретно заключается ошибка, но если мы не оправдали ожиданий болельщиков — вина, безусловно, есть. Со сборной работаю восемь лет, и за это время мы плохо выступили только на одном чемпионате мира и здесь. Конечно, сейчас состояние руководства команды, тренеров и самих спортсменов подавленное. Нет результата, что поделаешь. Но я считаю, нельзя бросаться в крайности, нужно сесть, все спокойно проанализировать, сделать надлежащие выводы и шагать дальше. Ни в коем случае нельзя паниковать и кричать: «Катастрофа!»
Я же лично хотел бы извиниться перед руководством страны, перед министерством, нашими болельщиками за то, что сборная не выполнила обещанного. При этом считаю, что у этого состава, который мы имеем сегодня, есть перспективы. Да, Олег Рыженков — великовозрастный, 19 февраля Вадику Сашурину исполнилось 32 года, однако потенциал их далеко не исчерпан. Во вторник, например, именинник сказал мне, что оставлять биатлон не намерен и минимум одну, а то и две Олимпиады планирует откатать. Олег тоже пока не собирается вешать лыжи на гвоздь и зачехлять ружье.
Теперь о ближайшей смене. Проблема есть, поскольку, хотя талантливая молодежь и имеется, для выступления на серьезных соревнованиях она еще не готова. Сыровата немного. Так, Сергей Дашкевич в прошлом году был призером чемпионата мира среди юниоров, в этом году попал в «тройку» и в индивидуальной гонке, и в эстафете. Он много готовился с национальной командой, и по весне даже стоял вопрос, чтобы включить его в состав. Но решили в олимпийском сезоне не расширять команду. Кроме Сережи, есть еще хорошие юниоры 1983-84 годов рождения, однако они еще слишком юны. Можно кого-то собрать и серьезно работать. Ведь понимаете, с молодежью легче. Одна из моих ошибок и, вероятно, главная, то, что может быть из-за мягкости или еще из-за чего, не всегда находил жесткое слово, чтобы заставить наших ветеранов трудиться через не могу. Уже год, а то и два приходится бороться с самомнением лидеров. Они сами себе на уме, и иногда в этом сезоне получалось так, что отклонялись от заданий, кто-то готовился по индивидуальному плану. С молодыми проще, однако тогда придется смириться с мыслью, что в ближайшие год-два у нас обязательно случится провал в результатах.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь