Проблема. Эстафета метаний
Годом позже его коллега Ирина Ятченко взошла на третью ступень олимпийского пьедестала в Афинах. В женском копье последним всплеском был триумф Натальи Шиколенко на чемпионате мира-95 в Гетеборге.
В самом медальном для нас виде — метании молота — наши отступили позже и не так далеко. После Пекина призов топ-турниров не было. Правда, белорусы оказывались в непосредственной близости от наград: Валерий Святохо показал четвертый результат на чемпионате Европы-2010, а Павел Кривицкий имел пятый показатель на чемпионате мира-2011.
Известный в прошлом ядротолкатель, мастер спорта международного класса Михаил ДОМАРОСОВ воспитал олимпийца-дискобола Дмитрия Сивакова. На недавнем чемпионате страны в Могилеве другой его питомец Михаил Абрамчук впервые стал призером. Могилевский специалист полагает, что не все у нас правильно в организации длинных метаний.
— Михаил Михайлович, в чем вы видите корень наших проблем?
— У нас серьезные упущения в подготовке резерва. Наиболее проблемным, на мой взгляд, является молодежный возраст. Юниоры, добившись определенного уровня, переходят сразу во взрослую среду, в которой мерки совершенно иные. У двадцатилеток нет времени окрепнуть, с них сразу начинают требовать результаты. А в метаниях они приходят с возрастом. Учитывая эту особенность, Европейская атлетическая ассоциация проводит Кубки Европы по длинным метаниям в двух возрастных группах — среди взрослых и молодежи до 23 лет. Это позволяет продлить период возмужания молодых метателей на три года. Излишне говорить о том, как это важно. У молодняка появляется стимул: попасть в национальную команду и соревноваться на европейской арене. Кроме того, летом раз в два года проводятся молодежные чемпионаты континента по всем легкоатлетическим дисциплинам, в том числе по метаниям.
— За три года атлет либо прогрессирует, либо становится понятно, что у него нет перспектив.
— Однако у нас, в Беларуси, зачета в молодежной возрастной категории не существует ни на зимнем первенстве по длинным метаниям, ни на летних турнирах. И молодежь выпадает из обоймы, рвется связующая нить между юниорским и взрослым спортом. Усугубляет ситуацию ущербное комплектование выездного состава именно в молодежной группе. Например, в прошлом году на Кубке Европы наша команда не выставила в этом возрасте ни копьеметателя, ни дискобола.
— А ведь это у нас самые проблемные виды метаний.
— В том-то и дело. В 2010-м у нас также не было в молодежной команде дискобола, копьеметателя и молотобойца. В прошлом и позапрошлом годах оставляли дома одну из дискоболок. Тем самым мы лишаем стимулов для развития большую группу спортсменов и тренеров. Это путь в никуда.
— Что же вы предлагаете?
— Во-первых, посылать на Кубки Европы полные команды — и взрослые, и молодежные. Ссылки на нехватку средств выглядят несерьезно. Денег всегда не хватает. Просто их надо эффективно использовать.
Во-вторых, на всех внутренних соревнованиях, в первую очередь на чемпионатах и Кубках Беларуси, следует ввести зачет в молодежной возрастной группе, как это делается в Европе. Там условия командного соревнования очень жесткие. Если взрослая или молодежная дружина не представлены хотя бы в одном виде метаний, они вообще не квалифицируются в итоговой таблице.
— Поэтому наши мужские молодежные команды постоянно выпадают из общего зачета.
— Готовим же мы эстафеты на дистанциях 4 по 400 и 4 по 100 метров. Так и к метаниям нужно относиться. Четыре вида — как метательская эстафета. Только в беге четверо борются за одну медаль, а в метаниях — за четыре плюс за пятую — командную. Тем более в Стайках есть возможности для проведения соревнований не только в длинных метаниях, но и в толкании ядра. Нужно всего лишь унифицировать нашу систему организации и зачета с европейской.
— К чему приведет введение молодежной номинации?
— Это обяжет областные управления спорта комплектовать и финансировать молодежные команды метателей. Сейчас ведь можно закрыть состав одними молотобойцами, тем более что почти во всех регионах у нас есть хорошие школы в этом виде легкой атлетики. В таком случае нет необходимости в развитии диско- и копьеметания. Вот и пожинаем плоды.
Я хотел бы обратить внимание на тренерскую составляющую вопроса. Если чей-то воспитанник попадает на Кубок Европы, а тем более берет там призовое место, это положительным образом отражается на материальном благополучии наставника. Естественно, и желание качественно работать растет в геометрической прогрессии. В том числе поэтому на Кубки Европы нужно возить полные команды.
— Вы надеетесь, что ваши предложения могут быть приняты?
— Я ведь об этом не раз говорил и функционерам. Пока безрезультатно. К ним есть вопросы и по другому поводу. Что толку от того, что на соревнования метателей выезжает государственный тренер Трощило? Александр Дмитриевич прежде был чемпионом мира в эстафете 4 по 400 метров и в этом толк знает. Было бы полезнее, если бы вместо функционеров на официальные турниры отправлялись тренеры-практики, для которых такие выезды — и бесценная школа, и поощрение. К тому же они способны оказать спортсменам действенную помощь — советом, консультацией, психологической настройкой. Надо ведь прежде всего думать о конечном результате, о чести страны, а не об удовлетворении личных амбиций.
Белоруски на европейской арене
В Льевене (Бельгия) Алина Талай в забегах на 60 м с барьерами показала четвертое время — 8,14, а в финале финишировала пятой — 8,04. Победила Кристи Кэстлин (США) — 7,92. В предварительных забегах на 60 м Юлия Балыкина показала восьмое время (7,33) и замкнула список финалисток, а Елена Данилюк-Невмержицкая пробежала за 7,61. Она — 16-я. В финале Балыкина оказалась шестой — 7,27, пропустив вперед Лаверне Джонс-Ферретт (Виргинские о-ва, США) — 7,14. Марию Ремень (Украина) — 7,17, Олесю Повх (Украина) — 7,20, Ивет Лалову (Болгария) — 7,23 и Барбару Пьерр (США) — 7,23. Состязания шестовичек выиграла Елена Исинбаева (Россия) — 4,81. Анастасия Шведова показала 5-й результат — 4,40. Тремя днями ранее в Карлсруэ (Германия) она взяла 4,42.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь