МУЗА. За народ, за любимую маму
Видишь рождение, прекрасное и повторяющееся рождение энергии. И каждым нервом, каждой косточкой, которая начинает вдруг вибрировать, как метроном, увлекаешься ритмом музыки этого неодолимого движения”. Как далеки во времени эти откровения… К сожалению, тема спорта в поэзии и музыке сейчас не в ходу. Однако снижение количества спортивных песенников отчасти легло на рост качества. Автор и исполнитель Анатолий ДЛУССКИЙ в отличие от предшественников способен не только завести и захватить, но и обезмолвить зал — заставить слушателя думать.
Спел… и умер
— Мне сейчас кажется, я родился с гитарой. Ношу ее как знамя, как оружие. Настолько сжился с ней, что иногда среди ночи просыпаюсь: где моя гитара? — да тут она, рядом. Знаете, я умею делать многое: люблю дрова колоть, землю копать, пилить, строгать, кирпичи класть. Но этому можно научить любого человека. А сочинять стихи, музыку, песни исполнять — умение, богом данное.
— Применимо ли к вашему творчеству выражение “муза посетила”?
— Кто-то великий написал, что если ты — человек творческий, профессионал с большой буквы, муза тут ни при чем. Ты садишься за письменный стол и… как лошадь в цирке: оркестр заиграл, и она — чик! — пошла, будь даже больна, не имеет значения. То же самое и поэт. Вот он садится: лампа, луна, чистый лист бумаги, перо… И все: должно прийти вдохновение. Оно уже ходит вокруг тебя, и ты только должен созреть, открыть “люк” своим настроем, своей подготовленностью. Мне кажется, это бывает только по молодости: “Ух ты, муза посетила!” А она пришла потому, что ты ублажал ее своей работой. Повторюсь, это исходит свыше: мелодия и строчки крутятся во Вселенной. И появляется человек, готовый к восприятию. То же самое в спорте: пока не научишься, не выстрадаешь — ничего не достигнешь. Все через муки, страдания, учебу, через тернии большие.
Я на сцене — актер. Все песни мои — монологи, баллады — исполняю как в последний раз: спел и умер. Я пою так, будто мне надо добежать, и если я не добегу, то сейчас все рухнет. И каждая песня написана так, что, если чуть- чуть ослаблю накал, не так воспримется, уже проверял.
— У вас все песни страстные?
— Я хочу уже как-то успокоиться, но не получается… Пора мудрее быть…
— Постойте, нелогично вроде: разве мудрость и страсть неуживчивы вместе?
— Страстно — не значит громко, нервно, надрывисто. Сдержаннее мне надо становиться. Раньше я хотел докричаться до всех. Позднее понял, что самое интересное, самое волнующее, за душу берущее — это шепот, тихо сказанное. Может быть, страстно…
— Можно ли сказать, что тема любви — самая важная в вашей жизни.
— Да, однозначно, основная. Потому что это я, истинный, когда творю такое с гитарой, пою страстно, по-настоящему.
Борец по жизни
— Я играл в хоккей так, что меня хотели забрать из школы, где учился. Футбольная команда нашей деревни Туча разбила всех сначала на областных, потом на республиканских соревнованиях “Кожаный мяч”. Затем, будучи уже в театральном училище, плавал, и тренер из водно-спортивного комбината ходил за мной, уговаривал серьезно тренироваться. Но биатлоном я не занимался бы. И бежать, и стрелять, да еще умно, надо…
Сейчас думаю, я в теннис играл бы. Футбол, волейбол, хоккей — это все командные виды, а на корте ты один “змагаешся”, дотягиваешься до мяча. А я — борец по жизни, одинокий волк, привык все сам. Теннис — моя игра. В 90-х годах даже стал чемпионом Минска среди непрофессионалов.
Любой вид спорта — это прежде всего борьба с самим собой: ты можешь бежать лучше, а можешь обойтись и так; можешь думать, что за тобой команда, либо забыть об этом; можешь дать себе слабину, а можешь и выдержать. Все идет только через себя, через не могу: я должен, я обязан, я смогу! Как, впрочем, и во всяком деле. Большом деле.
— Есть ли отличие спортивной аудитории от обычной?
— Актер, певец, стоя на сцене, тоже “змагаецца”: с собой, с залом… Поэтому у спортивной аудитории встречаешь обычно больше понимания. Хотя спортсмен спортсмену рознь… Но чем труднее путь прошел человек, чем больше медалей завоевал, тем обостреннее восприятие. Я каждого вижу: глянул — сфотографировал, кто как слушает. Если зал безразличен, это раздражает. Есть у меня принцип жизненный: “Не позволяй себе стать солнцем заходящим”… Я ощущаю единство со спортивной аудиторией, потому что и мне, и ей надо все время доказывать, доказывать, доказывать…
Есть контакт!
— Более или менее регулярные контакты со спортсменами начались где-то в середине 90-х, когда Григорий Лядов, в то время начальник учебно-спортивного отдела “Динамо”, пригласил меня на встречу. Приехал я в Раубичи, у огня на природе дал большой концерт. Посидели мы как-то трепетно: девчонки-“художницы” и я. Тогда экспромтом и родилась шутливая песня: “Ах, гимнасточка моя, ты гимнасточка, по ковру порхаешь, как ласточка…” Девчата поехали после этого, по-моему, в Японию, завоевали золотую медаль. Помню, тренер Галя Крыленко звонила, благодарила: “В следующий раз будете с нами летать, не нужен нам ни психолог, никто”. Но с отъездом Крыленко из страны контакты как-то заглохли. Мало же кто верит, что песней, концертом можно поднять дух. Причем тогда, когда уже ничто не помогает.
Меняю галс
— А позже появился “Парус”. Дело было так. Я где-то пел, подошел мужчина в годах, представился: “Директор парусной школы Михаил Кирик. Не могли бы вы выступить у нас. И, вообще, давайте дружить”. Я удивился: у меня же такие взрослые, мудрые стихи, и вдруг петь для детей. Приехал, спел. Мы действительно сдружились. Я научился ходить под парусом и, думаю, один из этапов моей жизни посвящу этому очень много времени.
Ласкали нас солнце, ветра и волна,
Крестили дожди и шторма,
Но верили мы — дома ждут нас всегда
И нам не страшна беда.
— А сейчас выходите в Минское море?
— Когда умер Михаил Федорович, как будто что-то произошло, и не у меня одного. Я даже в яхт-клуб не могу ездить. Без него вот этого моря у меня нет. Кирику благодарны многие, даже те, которые не стали спортсменами. За то, что учил жизни, а не только парусному спорту. Каждый помнит об этом. Под влиянием личности Михаила Федоровича и родилась песня:
Назавтра лишь только увидишь волну
И парус любимый вдали,
Ты снова — в лодку и снова — в поход
Открывать горизонты свои.
Гимн биатлону
Лет семь назад начали приглашать Длусского и биатлонисты. Олимпийский чемпион Александр Попов вспоминает, что строки из песен Анатолия порой рефреном крутились в голове во время соревнований. В то время в Раубичах часто включали радио во всеуслышание. И вот как-то на контрольном старте на изматывающем подъеме Александр уловил “Песню о маме”. Она будто подстегнула, заставила преодолеть слабость. Кто знает, может быть, отчасти и благодаря этому эпизоду актер Анатолий Длусский попал на чемпионат мира по биатлону 2001 года. Если помните, итогом выступления наших ребят стали две серебряные медали: Вадима Сашурина и эстафетной команды.
Из мимолетных встреч с Длусским на стадионе мне запомнились всегда поднятый воротник его темной куртки, внимательный взгляд. Осторожный тон вопросов. Удивило полное отсутствие фамильярности. В последний день чемпионата мы в очередной раз собрались на концерт. Помимо белорусов пригласили соседей из России — новоиспеченных чемпионок мира. Сейчас я осознаю, что слушали мы часа два, а тогда время пролетело мигом. В тот вечер Анатолий Длусский впервые исполнил “Гимн биатлону”.
— Меня никто не просил написать песню о биатлоне. Но когда я живьем все это увидел… Да, без слез, без волнения невозможно смотреть… Вы, может, и привыкли, а меня пробрало насквозь… Пришло желание написать. Ходил, спрашивал истории всякие, но мало кто рассказывал — не до меня было. А хотелось знать: что чувствует, когда в гору бежит, что с руками, ногами, когда нету сил. И, кстати, мало кто говорил точно, мое поэтическое переживание, мышление, фантазия были конкретнее, чем ощущения биатлонистов.
И уж нет больше сил…
Все в борьбу я вложил,
Ноги — гири, а руки — как плети.
Не дойду, упаду.
Божий свет мне не мил.
Сердце рвется, как птица из клети.
Помню, долго не мог найти нужного слова в фразе “на подъеме норвежца я беру впопыхах”. Не нравилось мне выражение “впопыхах”. Вроде и в рифму, а смысл явно не тот. Выручил Александр Попов, подсказав: “на зубах”. Вот тогда все легло.
— А на лыжах вы бегали?
— Нет. Творческому человеку не обязательно проживать это. Он пропустит все через себя, если талантлив, — сможет ощутить то же, что и его герой. Я написал песню очень искренне, трепетно, добавив и свое личное переживание:
И в такие минуты вспоминаю я дом, Маму милую, печку с лежанкой…
— Анатолий, а когда вы вспоминаете “печку с лежанкой”?
— В тяжелые моменты жизни. Мне как-то один мой очень хороший товарищ сказал: “Иногда единственной возможностью отвлечься, забыться, становятся воспоминания детства”. Согласен с этим. Мы жили у озера, две сажалки рядом — кругом вода. И я умиротворенно засыпал под кваканье лягушек. Заметил, когда очень тяжело, мозг напряжен, и все “на нерве”, вдруг откуда-то: ква-а-а, ква-а-а, и так хорошо становится…
Врешь, меня не возьмешь.
За державу борюсь,
За народ, за любимую маму.
Ведь за мною сейчас вся моя Беларусь —-
До победы бороться я стану.
Пишу только через эту позицию. Считаю, нужно “змагацца” за то, что выше денег. Я очень люблю страну. Хочется, чтобы она стала одной из самых сильных держав — “земля, на которой живу”.
— Помню, закончив “Гимн биатлону”, вы подняли глаза, а зал молчит…
— Это высшая похвала артисту. Биатлон я ощутил на себе, своей кожей, своей душой. Я спел и — умер. И зал настолько был един в своих переживаниях, что тоже замер. Это мне сказало о том, насколько присутствующие поняли, прониклись теми же чувствами, насколько точно я “попал”. А может, действительно, все хорошее, великое, гениальное рождается при очень большом сопереживании, когда песня прожита как в последний раз.
И на крыльях лечу я к заветной черте.
Так я в детстве летел к своей маме…
Вам спасибо, родные, спасибо вам те,
Кто к победе меня вел годами.
На следующий день после премьеры песни наша мужская эстафетная команда поднялась на пьедестал. Ребята на финише говорили: “Длусский нам вчера напророчил”.
Биатлонисты нашли возможности, чтобы актер поехал в Солт-Лейк- Сити. НОК Беларуси пошел навстречу, включив Анатолия Длусского в состав делегации.
— Незадолго до Игр Минская область проводила акцию “Олимпийцы против табакокурения и наркомании”. Олимпийские чемпионы Ромуальд Клим, Валерий Шарий, Марина Лобач и другие выступали в разных городах, на различных площадках, перед детьми и взрослыми. И когда я пел “Гимн о биатлоне”, мне долго аплодировали с влажными глазами. Даже женщины, которые далеки от спорта, которые, может быть, впервые слышали слово “биатлон”. Я сам не ожидал такого эффекта. Думал, написал песню чисто для внутреннего употребления. И вдруг оказалось, что она проникает в души, сердца и стариков, и молодежи. После концерта один из наших чемпионов сказал: “Я разорвал бы стадион”, другой: “Я метнул бы свой снаряд за критическую отметку”… Для меня показательно, что это прозвучало из уст людей, проживших большую жизнь в спорте. Поэтому когда я ехал на Олимпиаду, то осознавал, что могу помочь в те моменты, когда все “на нерве” и надо отвлечься, переключиться.
— Ваши впечатления от Олимпийских игр?
— Очень большое напряжение, у всех только думы-мысли: достойно выступить. Какое-то нервное собрание… Полный “зашор”, сумбур, друг друга не видят… Площадки разные, живут в разных местах, тренировки и соревнования в разное время. Допинги, взвешивания, депортация… Нервное, нервное, нервное.
Ippon!
— Случилось мне побывать и на чемпионате мира по дзюдо. Пригласил Владимир Япринцев. Мне очень нравится борьба. Я сам такой парень: бороться смог бы. Но это по молодости, не с такими мозгами как сейчас. А в прошлом году приехал в Мюнхен, увидел переживания тренеров. Меня поразило, как они кричат, подсказывают, когда ребята борются. Сколько сжигают энергии, страсти. Белорусы что-то слабо тогда выступили. И у меня родился “Монолог тренера по дзюдо”:
А в дзюдо только До, только До:
До конца, до крови, до боли.
“Гибкий путь к победе” — еще не все
Без борьбы, без желанья, без воли.
Именно До! Жилы рвутся, горло порвать, но До! Это первое, что пришло ко мне. Потому что я заметил: в дзюдо чуть прозевал, чуть промедлил, и все — чик! — подсечку получил и уже лежишь, проиграл. Приехал домой, а песня покоя не дает ни в машине, ни когда спать ложишься. Нигде, пока ты ее не выплеснешь. Это же муки страшные. Я, помню, ходил: скорее бы ее дописать, отдать, потому что ночью просыпаешься — то же самое. У Япринцева день рождения был, я ему спел, говорю: “На тебе текст, чтобы я этим отмучился”. Он спрашивает: “Что ты сейчас делаешь? Поехали на вокзал, там наша молодежь уезжает на универсиаду. Надо вдохновить, ребята в последнее время что-то совсем без бойцовского духа”.
Ох, уж этот менталитет…
Без борьбы не бывает побед.
Где достоинство, где воля, где дух?
Или нужно, чтоб клюнул петух?
Приезжаем на железнодорожный вокзал, там закуток справа от центрального входа. Папы, мамы, тренеры. Я глаза закрыл, запел:
Я был в детстве мальчишка-драчун
И мечтал я о реве трибун,
Но случайно попал я в дзюдо
И влюбился в него от и до.
Толпа прибывает, речь уже шла о поединке нашего с японцем, когда кто-то руку на струны положил. Как в песне: “Бой на гитаре пуля задела”. Глаза открываю: молоденький прапорщик-милиционер стоит: “Может, хватит дурака валять?” Что было дальше… Бросились на него… Еле оттащили. И пошел он, проклиная, наверное, свою службу. Я допел, как белорус выиграл у японца, а ребята потом медали завоевали, говорили, что помог.
Верю
— Будет ли продолжение спортивной тематики?
— Я загадывать ничего не буду. Наша жизнь такая разнообразная, не знаешь, что будет завтра. Люблю, когда случается что-то непредвиденное. Это так замечательно, приятно…
Биатлонистом уже пробовал быть, тренером по дзюдо, под парусом ходил, влюбленным в гимнастку был… Может, в других видах не в такой степени и не на таком уровне все страстно происходит? Баскетболистов не видно, футболисты сейчас проигрывают, а хоккеисты где-то далеко — я о них не знаю ничего…
— Какое будущее, по вашему мнению, у белорусского спорта?
— Я знаю точно: наша держава, наш народ, наши спортсмены будут показывать себя очень достойно. Эта уверенность живет во мне с детства. Я, например, маленьким знал, что произойдет со мной взрослым. Вспоминаю: иду домой босиком, луна светит… и я представляю, как все сложится в моей жизни… Поэтому уверенно говорю сейчас: станет наша белорусская земля богатой. Будет и спорт на высоком уровне.
Несколько месяцев назад появился видеоклип с “Гимном биатлону”. Идея создания принадлежит его героям. Биатлонисты увезли кассету на летний чемпионат мира в Чехию. Возвратились они с приличной копилкой, с медалями. А недавно на отчетно-выборной конференции национальной федерации видеоклип впервые был продемонстрирован столь людному собранию. И вновь — тишина. Безмолвие царило в зале и чуть позже, когда Анатолий Длусский “вживую” прохрипел:
И откуда взялась только сила в ногах,
И второе дыхание открылось…
Судя по глазам тренеров, часть из них за время песни успела, как в молодости, пробежать дистанцию.
Биатлон, биатлон,
в тебя с детства влюблен…
Воспитал, дал мне жизни науку.
Биатлон, биатлон, тебе низкий поклон
За победы, за радость, за муку…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь