ЛИДЕРЫ СБОРНОЙ. Успехи в след за потеплением
Кроме того, стабильно на высоком уровне в личных состязаниях выступает капитан команды Олег Рыженков. Но большая часть успеха выпала, безусловно, на долю новобранца сборной Владимира ДРАЧЕВА. В его активе — полный набор призовых мест на подиуме соревнований: первое (индивидуальная гонка), второе (массовый старт) и третье (спринт). Тем самым 36-летний “аксакал” вновь зарекомендовал себя разноплановым спортсменом, способным выступить в самых различных биатлонных ипостасях: спринтера, стайера, снайпера.
— Володя, смена флага оказалась для тебя единственным шансом продолжить блистательную карьеру. Последние два года в российской сборной явно выбились из общего фона удачных выступлений. Как думаешь, в чем причина тогдашнего снижения результатов?
— Это не от меня во многом зависело. Большую роль сыграла обстановка в команде. Ты сама знаешь, что это такое, когда чувствуешь себя ненужным, отработанным материалом. Когда стреляешь на тренировке, а никого не интересует: как и почему? Когда тебе постоянно косвенно намекают, что пора освободить дорогу другим. Речь шла, конечно, об участии в эстафете, которая постоянно приносила стране дивиденды. Попасть в стартовый состав означало практически безвариантно завоевать медаль на Олимпиаде. В итоге Россия впервые в истории Игр осталась в Солт-Лейк-Сити без наград.
— Твой временный спад совпал с переменами в тренерском коллективе сборной России…
— Естественно. После Олимпиады-98 в Нагано вынужден был уйти из команды высококлассный специалист Анатолий Хованцев. Когда он следующих четыре года поработал в Финляндии, у северян сразу пошли результаты. Чего стоит хотя бы победа на “двадцатке” чемпионата мира-2001 Пааво Пуурунена. Сейчас Хованцев трудится в Эстонии: ребята заметно поднялись.
— Володя, ты реализуешь собственную концепцию тренировки, или кто-то составляет тебе планы?
— Всю жизнь готовлюсь, работаю самостоятельно. Когда Хованцев давал задания, я постоянно делал то меньше, то больше, в зависимости от того, что считал нужным.
— С кем ты тренируешься в белорусской команде?
— Иногда с Олегом Рыженковым. Обычно — сам.
— Тебе не нужно, чтобы темп кто-то задавал?
— Нет. Меня, наоборот, надо останавливать!
— Помню после Олимпиады в Японии некоторые говорили, что Драчев накануне просто загнал себя на тренировках в условиях большой высоты над уровнем моря.
— Действительно, мы готовились тогда в Италии недалеко от Антхольца на высоте 2000 метров. Но в Нагано себя чувствовал отлично. Да и сразу после Игр, помнишь, я выиграл подряд четыре этапа Кубка мира. Просто тогда в Японии мы ошиблись с выбором структуры лыж. (Структура — определенная конфигурация бороздок и насечек, наносимых специальной металлической нарезкой на катящую поверхность лыж в зависимости от погодных условий и состояния снега. — “ПБ”.)
— Как сейчас у тебя обстоят дела с лыжами?
— Когда лыжи есть — хорошо, когда нет — плохо!
— Ты остался на контракте с “Фишером”? (Австрийская фирма, производящая лыжи. — “ПБ”.)
— Да, и у меня очень хорошие отношения с фирмачами. Получил в этом году четыре пары, как положено по экипировке. Затем фирма еще выделила пару. Лыжи хорошие, я рад.
— Как работают наши сервисмены, ответственные за подготовку лыж?
— Я был даже удивлен, как такой маленький коллектив умудряется обслуживать столь многочисленную команду. В России этими функциями занимаются гораздо больше людей: подбирают парафины, порошки, откатывают лыжи. В Беларуси трудятся только двое — Андриан Цыбульский и Евгений Пермяков. Хотя, конечно, мы сами выполняем много подготовительной работы: чистим лыжи, кладем базовый парафин и так далее. Свидетельством качества работы сервисменов могут служить статистические данные о скорости спортсменов на спуске в широкоизвестном Волчьем Овраге в Оберхофе: наши лыжи катили лучше всех. Я доволен. И вообще, просто счастлив сейчас: у меня снова появилась возможность самовыражаться в биатлоне.
— Как бежалось на последних соревнованиях? Казалось, что в день, ставший победным, ты летел! У тебя был лучший результат по ходу, наравне со временем Фроде Андресена.
— Бежалось очень хорошо, даже сам поразился. Стартанул и пошел, пошел… Обычно в Антхольце я себя неважно чувствую. Никогда здесь не выигрывал, хотя призером и становился. А в этот раз просто удивительно получилось. Позже в эстафете уже тяжело было. И стрелял неважно.
— Как ты считаешь, в стрелковой готовности существуют подъемы и спады?
— Конечно. Я сейчас, похоже, в яме. Не получается стрельба. Сидим вот с Юрием Юрьевичем Альберсом, разбираемся, пытаемся понять причину.
— Какая у вас задача на этот короткий сбор?
— Подкорректировать технику стрельбы, спокойно откататься, немного отойти от гонок. Потом опять предстоит трудный отрезок — подряд три этапа Кубка мира и чемпионат Европы.
— Есть гонщики, которые выходят на один пик формы в сезоне, иные способны на два. Что ты можешь сказать о себе на основании опыта прошлых выступлений?
— Были годы, когда я держал форму на протяжении всего сезона. Надеюсь, так и будет. Хотя хочется верить, что станет еще лучше.
Могилевский динамовец Олег РЫЖЕНКОВ спустя пять невероятно долгих для спортивной жизни лет вновь входит в десятку сильнейших общего зачета Кубка мира. Он уже на старте сезона отмечался третьим в спринте, затем атаковал пьедестал в оберхофском масстарте. Тогда только курьезное падение Рафаэля Пуаре на одном из последних спусков лишило Олега шансов побороться на финишной прямой.
— Олег, как здоровье?
— Нормально, спасибо зарядке.
— Так хочется, чтобы в личных гонках удачи у тебя побольше было.
— Да, как споткнулся в Оберхофе, так удача отворачиваться стала… Здесь, в Антхольце, что-то стрельба не пошла. Вероятно, небольшой спадик наступил. Может, и хорошо это. Посмотрим, что будет дальше — надежды есть.
— Пуаре тогда хоть извинился?
— Конечно. Считаю, здесь не столько вина Пуаре, сколько вина организаторов: очень узкая трасса на сложном вираже. Разъехаться невозможно. Если человек не устоял на ногах, то второму надо или сверху падать, или куда-то выпрыгивать, что я и сделал.
— Кстати, на той неделе в Оберхофе проходил этап Кубка мира по лыжным гонкам. Соревновались в аналогичной дисциплине — массовом старте. Гонщики сыпались как орехи на том же самом месте. Между прочим, в Волчий Овраг лыжников запустить не рискнули.
— Они в горнолыжной подготовке слабее!..
— Олег, в твоих эстафетных выступлениях такая уверенность чувствуется, как будто ты всю жизнь бегал на заключительном этапе и первым финишировал…
— Не сказал бы, что был совершенно уверен в себе в последней эстафете!..
— Но у тебя же к стойке образовался столь солидный запас, что даже круг штрафа ничего бы не изменил.
— Согласен. Вообще, приятно отметить, что команда у нас сейчас сильная. Ребята разбежались. Рустам хорошо себя чувствует, молодец, очень уверенно проходит все эстафеты. Спокойно работает на рубеже, не быстро, но свою стрельбу делает. Весьма добавил в этом году. Алексей нормально свой этап прошел. Володя мог бы получше, конечно. Скажем так: по ходу он здорово выглядел, немножко на линии огня не получилось. Ошибки мы уже разбирали с командой. А в предыдущей эстафете, в Рупольдинге, Драчев просто увлекся на втором круге скоростью: вставил всем по ходу секунд двадцать и не справился со стрельбой. А здесь, в Антхольце, действительно просто очень тяжело стрелять. К тому же трассу усложнили. Кому как пойдет. Лидеры здесь многие осеклись именно на рубеже.
— По твоему мнению, кто выиграет Кубок мира?
— Думаю, основная борьба развернется между Пуаре и Бьерндаленом. Последний уж очень уверенно чувствует себя в стрельбе в этом году. Хотя на итальянском этапе и он не впечатлял. Несмотря на то что летом тренируется именно в Антхольце.
— Как ты считаешь, почему произошел такой впечатляющий скачок в результатах у Рустама Валиуллина?
— Думаю, в основном в связи с тем, что он с самого начала забронировал себе место в эстафетном составе. Рустам в принципе всегда быстро бегал, только со стрельбой не ладилось. Да и этой зимой в индивидуальных гонках у него не все гладко, больших результатов пока нет, только-только начал зарабатывать кубковые очки. Получилось раз, второй, и пошло. На “двадцатке”, если бы штрафа меньше на минуту, был бы в числе десяти лучших.
— Со стороны других кандидатов в эстафетный квартет Рустаму сейчас конкуренции нет?
— По большому счету, нет. Саша Сыман, честно говоря, сильно сбавил в ходе. Стреляет вроде ничего, но скорости пока не хватает.
— Как думаешь, что с Алексеем Айдаровым происходило? Он был вялым, безразличным, только в последней эстафете преобразился, и мы увидели прежнего бойца.
— Неувязочка случилась со снегом в ноябре. Помнишь, мы — я, Драчев и Зубрилова — тренировались в Финляндии, а остальные — в Рамзау, Австрии. Вкатывания у них не получилось. Отсидели без снега, потом на соревнования приехали. Естественно, сначала результат не сложился, появилась неуверенность. Айдаров стал, наверное, зацикливаться на этом. Теперь, видишь, он прибавляет от эстафеты к эстафете.
— Тебе как финишеру, что предпочтительнее: чтобы тебе передали эстафету первому или в спину за лидером?
— Когда хорошее самочувствие — без разницы. Если ты уверен в ходе и стрельбе, то когда есть небольшой запас — хорошо. А если большой — вообще великолепно!
— Скажи, это случайность либо нет: в масстартах вы с Драчевым частенько идете друг за другом. Особенно это бросалось в глаза в Оберхофе. Да и здесь, в Антхольце, хоть ты и стартанул не очень удачно, вскоре уже пристроился за Володей.
— Действительно, на старте у меня палка проскользнула, как следствие — сразу получился провальчик. Но по поводу нашей предполагаемой работы в паре скажу, что это просто стечение обстоятельств. Хотя если судить глобальнее, мы с Драчевым по всему сезону пока — тьфу, тьфу, тьфу — рядом: где-то я выиграю, где-то он. И в общем зачете Кубка мира идем друг за другом. Все-таки тренировались вместе.
— Помнишь, когда мы беседовали летом, ты был доволен, что получил возможность готовиться по собственному плану. Именно этим объясняешь возвращение к прежнему высокому уровню?
— Конечно, то, что позволили поработать самому, тоже сыграло определенную роль. Но, думаю, главное — микроклимат в команде стал лучше. Все отмечают: коллектив стал сплоченнее, дружнее.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь