БЕЛАРУСЬ — НОРВЕГИЯ. ИХ ПЕРСОНА. Эрик Хаген: мечты сбываются
ИЗ ДОСЬЕ “ПБ”
Эрик ХАГЕН. Защитник. Родился 20.07.75. Рост — 185 см, вес — 84 кг. Выступал за норвежские “Йевнакер”, “Лив-Фоссекаллен”, “Стремсгодсет” (1998- 2000), “Волеренген” (2000-04). С января 2005 года — в российском “Зените” (Санкт-Петербург). В сборной Норвегии дебютировал 9.10.2004 в матче с Шотландией. Провел за национальную команду 9 матчей.
— Эрик, чего ожидаете от предстоящего поединка?
— Я мало знаю о белорусской сборной. Но, думаю, это достаточно сильная команда. Честно говоря, предполагал, что ваши ребята выступят успешнее, ведь они хорошо стартовали в отборочном турнире. Тем не менее что-то помешало им принять более активное участие в борьбе за путевку на чемпионат мира. В любом случае, мы свою задачу уже выполнили, обеспечив себе второе место в группе. Результат поединка в Минске теперь не имеет турнирного значения. Постараемся порадовать болельщиков яркой игрой.
— Некоторые белорусские футболисты, как и вы, играют в России…
— Наверное, я встречался с ними на поле. Но фамилий не помню. Вообще не могу назвать ни одного игрока вашей сборной. Александр Глеб? Первый раз о таком слышу. Говорите, он выступает за лондонский “Арсенал”? Я никогда не был поклонником британского футбола. И сейчас не слежу за ним.
— Несколько странно слышать подобное из уст норвежца…
— Действительно, многие наши футболисты спят и видят себя в английской премьер-лиге. У меня тоже были предложения оттуда, однако я совершенно не хотел ехать на Туманный Альбион. Вот в Италию отправился бы с большой радостью, поскольку кальчо меня всегда привлекал. Но клубы серии “А”, к сожалению, не проявляли интереса.
— Судя по всему, переход в “Зенит” помог вам закрепиться в основе сборной.
— Так и есть. Российский чемпионат сильнее норвежского, вот коуч нашей национальной команды Оге Харейде и обратил на меня более пристальное внимание. Я уже перестал надеяться, что надену когда-нибудь форму сборной. Раньше меня никогда в нее не вызывали, а возраст приближался к 30. Даже прошлогодний матч с белорусами смотрел по телевизору. Уже слабо помню подробности той встречи, но, мне кажется, она оказалась интересной, а ничья более или менее устроила обе стороны.
— А в следующем поединке в Шотландии вы уже вышли в основе.
— Это был мой дебют в составе национальной команды. Он получился памятным — мы одержали важную победу со счетом 1:0. А вскоре после этого я переехал из “Волеренгена” в “Зенит”. О чем не жалею. Всегда интересно попробовать что-то новое, поиграть за границей.
— С какими сложностями вы столкнулись в Санкт-Петербурге?
— Основную трудность представлял языковой барьер. И сейчас эта проблема не решена, так как русским я почти не владею. В 30 лет сложно с нуля выучить новый язык. Могу произнести разве что несколько фраз.
— Например?
— На ум сразу приходит: “Я — король квадрата”. Когда во время популярного тренировочного упражнения оказываюсь лучше партнеров, они заставляют меня произносить эту фразу. Вообще же общаюсь с ребятами по-английски. Правда, далеко не все в команде им владеют. Но с некоторыми поговорить можно. Например, с Миланом и Ивицей. Не помню их фамилий…
— Вьештица и Крижанац?
— Точно. Они мои партнеры по обороне, поэтому с ними необходимо общаться больше, чем с другими. Наши вратари — Чонтофальски и Малафеев — тоже на приличном уровне владеют английским. Кержаков и Аршавин? Наверное, и эти ребята понимают язык Шекспира. Но они нападающие, мне нет нужды много общаться с ними на поле.
— А нашли ли общий язык с Властимилом Петржелой?
— Наш коуч тоже не знает английского. Но мне помогает второй тренер Владимир Боровичка. Он владеет немецким, а этот язык я понимаю, хотя и плохо на нем говорю. Вообще же, что касается Петржелы, это специалист высокого класса. Его очень уважают в Санкт-Петербурге. Ведь за последние годы чеху удалось добиться с “Зенитом” прекрасных результатов. Властимил, как никто другой, умеет внести грамотные коррективы в состав, тактику.
— В “Зените” вы нахватали много “горчичников”.
— Не считаю себя грубияном. К примеру, в последнем сезоне, проведенном в Норвегии, я получил всего две желтые карточки. Но в России судьи гораздо строже относятся к нарушениям. Для меня это непривычно, и поэтому считаю, что половина моих предупреждений в этом сезоне высосана из пальца. Хотя были и карточки, показанные по делу. Встречи российского чемпионата проходят в очень высоком темпе, и я не всегда поспеваю за соперниками. В результате совершаю фолы.
— Какое впечатление произвел на вас Санкт-Петербург?
— Очень красивый город. Правда, я еще не успел осмотреть все его достопримечательности. Из того же, что видел, больше всего впечатлил Зимний дворец. Настоящий шедевр архитектуры. По сравнению с ним дворец в Осло, где живет королевская семья, — совершенно не заслуживающее внимания здание.
— А вы сами в каком районе живете?
— Не знаю, как он называется. Сразу за городом, недалеко от нашей тренировочной базы. Клуб снял мне здесь квартиру. В ней и обитаем вместе с подругой и ее дочкой от предыдущего брака. В последние недели, правда, я коротал время один. У ребенка возникли сложности с визой. В Норвегии, кстати, я хоть и играл за “Волеренген”, но жил не в Осло, а в деревушке, находящейся в 80 километрах от столицы.
— Чем занимаетесь в свободное время?
— По натуре я очень спокойный и домашний человек. Люблю смотреть телевизор, играть на компьютере. Правда, как-то приезжали друзья из Норвегии, так мы активно проводили время, гуляли с ними по городу. Кстати, встретил я в Петербурге и соотечественников, проживающих в России постоянно. Они оказали мне немалую поддержку, особенно на первых порах. Ведь в незнакомой стране поначалу очень сложно.
— На улицах Санкт-Петербурга вас узнают?
— Футболисты “Зенита” пользуются большой популярностью у болельщиков. И ко мне периодически подходят поклонники, просят дать автограф, сфотографироваться с ними. Никому не отказываю.
— Что вам больше всего не нравится в России?
— Если говорить о стране, то сразу же бросился в глаза резкий контраст между уровнями жизни богатых и бедных. Порой приходится видеть удручающую нищету. У нас в Норвегии такого не встретишь. Что же касается футбола… Повторюсь, российская лига сильна. Клубы обладают большими деньгами и могут приглашать классных исполнителей из-за рубежа. Индивидуальное мастерство игроков здесь на порядок выше, чем в Норвегии. Но вот в тактическом отношении пробелов предостаточно.
— Надолго планируете задержаться в “Зените”?
— Мой контракт действителен до конца 2007 года. Так что пока не собираюсь менять клуб. Но вы сами знаете, в жизни футболиста может случиться всякое.
— Занимаетесь ли другими видами спорта, помимо футбола?
— Разве что катаюсь на лыжах. В Норвегии этим увлекаются все. Минувшей зимой, к примеру, мы с друзьями посетили один из горнолыжных курортов Франции. Отлично провели время, получили массу положительных эмоций.
— Как бы вы описали свой характер?
— Я скромный и даже застенчивый человек. Но на поле преображаюсь, становлюсь жестким и неуступчивым. Даже сам удивляюсь такому перевоплощению.
— Есть ли у вас мечта?
— В футболе? Всегда хотел пробиться в сборную и поиграть за границей. Что ж, оба эти желания осуществились. Теперь мечтаю под конец карьеры выступить на чемпионате мира…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь