Бо с ними!
Мало того что плеймейкер, прописавшийся в символической сборной турнира, помог балканцам добиться наивысшего результата в истории (за спиной остались именитые дружины Литвы, Греции, Словении, Сербии), так еще оставил шанс отобраться на Олимпиаду через летний квалификационный турнир. В перерыве же между топ-состязаниями Маккалеб блеснул на клубном уровне: в Евролиге-2011/12 вместе с итальянской “Сиеной” он дошел до четвертьфинала, где уступил лишь будущему обладателю трофея “Олимпиакосу”. А заодно завоевал приз имени Альфонсо Форда лучшему снайперу розыгрыша. Вручение статуэтки проходило в Стамбуле в перерыве между играми “финала четырех”, чем и воспользовался корреспондент “ПБ” — сразу после награждения несколько драгоценных минут Бо были украдены в эксклюзивное благо белорусских читателей.
ИЗ ДОСЬЕ “ПБ”
Лестер “Бо” МАККАЛЕБ. Родился 4.05.85 в Нью-Орлеане (Луизиана, США). Разыгрывающий. Рост — 183 см. Вес — 82 кг. Выступал за команды “Мерсин” (Турция, 2008-09), “Партизан” (Белград, Сербия, 2009-10), “Сиена” (Италия, с 2010-го по настоящее время). Чемпион Италии (2011). Обладатель звания MVP и Суперкубка Италии (2011). MVP регулярного сезона итальянского первенства (2012). Чемпион и обладатель Кубка Сербии (2011). Член вторых символических пятерок Евролиги (2011, 2012). Обладатель приза имени Альфонсо Форда лучшему снайперу Евролиги (2012). Участник чемпионата Европы-2011 в составе национальной сборной Македонии (натурализован в 2010 году). Член символической пятерки Евро-2011 по версии ФИБА.
— Мог ли представить 10-15 лет назад, что достигнешь таких высот?
— В те годы грезилось совсем о другом. Как и любой американский парень, занимающийся баскетболом, бредил НБА, поэтому будущее связывал исключительно с сильнейшей лигой мира. Трудности не смущали: готов был выдержать любое испытание, лишь бы осуществить мечту. Но в какой-то момент понял: таких умников вокруг — миллионы, и мое имя в этой череде не стоит особняком. Поэтому задался целью постоянно делать нечто большее, нежели на автопилоте вкалывать сутками в спортзале, отираться на задворках D-лиги и надеяться на повышение в один прекрасный день. Когда представился шанс попробовать силы в Европе, задумался: “А почему нет, черт побери?!” Ведь сверстники, остававшиеся на родине, часто теряли мотивацию или довольствовались малым — возможности заявить о себе у них так и не появлялось. Тогда как в Старом Свете любому американцу открыт путь к промоушну. В здешних чемпионатах иностранец из-за океана воспринимается как из ряда вон выходящее явление, к нему приковано повышенное внимание, высоки ожидания отдачи. Баскетболисту только и требуется, что не прощелкать выгодный момент: сезон-другой удачных выступлений — и имя уже будет работать на тебя… Думается, я выжал из ситуации максимум — и именно поэтому нахожусь сейчас здесь и со статуэткой Альфонсо Форда в руках раздаю интервью.
— Какими установками руководствовался, двигаясь к вершинам европейского баскетбола?
— Они стары как мир, но тем не менее по-прежнему действенны: работай на совесть, будь скромным в запросах, прислушивайся к советам, которые дают окружающие, не дели людей на хороших и плохих. Любопытно, но эти правила актуальны не только в спорте, но и в жизни. По крайней мере следование им в быту зачастую уберегало меня от ошибок, болезненных падений и соблазнов, что наверняка сбили бы с пути.
— Какой из наказов, полученных в жизни, считаешь самым толковым?
— Все без исключения, поскольку их ценность напрямую зависит от ситуаций, в которые попадаешь — и соответственно варьируется. Так что словам всякого искушенного человека, будь то родители, тренер или более опытный партнер по команде, уделяю внимание. Может, не всегда из услышанного удается почерпнуть пользу, но это не такая уж проблема. Куда обиднее упустить что-то важное, а вместе с ним — шанс стать лучше. Возможно, это прозвучит нескромно, но я не из тех игроков, которые называют дерьмом любую критику, задевающую самолюбие. Наоборот, принимаю дельные замечания с благодарностью — они делают меня сильнее.
— А как быть с ремарками интернет-троллей, только и делающих, что поливающих игроков грязью в мировой сети?
— Не обращаю внимания на ерунду подобного толка. Чаще всего на форумах люди, стремящиеся побольнее укусить, скрываются за вымышленными именами. Им страшно или стыдно признаться: чувак, ты чего-то добился в жизни, поэтому я тебе завидую. И вместо того чтобы спросить, как выбраться на эту дорогу, они сбиваются на оскорбления или провокации. Мне неинтересен пустой треп с “невидимками”. Зато с первого дня регистрации спокойно отвечаю на сообщения в чате социальной сети “Фейсбук”. Там собеседники говорят от первого лица и многие вещи обсуждают со знанием дела, разбираясь в тонкостях предмета. Для таких людей у меня всегда есть время.
— После чего они, если верить комментариям, заходятся в экстазе и провозглашают тебя баскетбольным богом…
— Это все преходящее. Пока команда выигрывает, рядом с тобой миллионы, как только команда оступается — от толпы не остается и следа. Поэтому приучил себя не обращать внимания на похвалы, какими бы приятными они ни являлись. Потерять почву под ногами и вместе с ней изменить себе проще простого. А вот для того, чтобы вновь стать тем, кем был, требуется пройти сложный и полный боли путь. Зачем лишний раз страдать, если в мире без этого предостаточно испытаний? Так что стремлюсь оставаться Бо Маккалебом, которого близкие знают и любят последние 27 лет.
— Даже постеры “Ты — наш герой”, развешенные на трибунах домашней арены “Сиены”, не льстят самолюбию?
— Скорее смущают. Особенно плакаты из разряда “Маккалеб, хочу от тебя ребенка”. Понятно, что каждый сходит с ума по-своему — и я не могу на это влиять. Но все равно становится немного не по себе всякий раз, когда вижу нечто подобное.
— Что же тогда с тобой произойдет, когда жители Скопье, как и обещали, откроют монумент на одной из столичных улиц в честь национального героя Евро-2011?
— Даже представить боюсь. Кто знает, может, когда увижу памятник, в душе что-то перевернется — и ситуация изменится в лучшую сторону. Однако пока сторону баскетбольной жизни, связанной со славой и шумихой, хотел бы обходить стороной.
— На площадке ты не выглядишь столь скромным, как в цивильной жизни…
— Когда выходишь на паркет, работа заключается в том, чтобы до финальной сирены оставаться сфокусированным на сто процентов. Каждый игрок, каждая команда может положить тебя на лопатки, если заметит слабину или недооценку. Чтобы защитить себя от этого, порой необходимо словесно зацепить соперника, поспорить с арбитром, прикрикнуть на партнеров… Вне спорта же я тихий, застенчивый, немногословный в общении. Немотивированной агрессии вовсе стараюсь избегать.
— То есть тебя трудно вывести из равновесия?
— Когда вижу такие попытки в баскетболе, назло раздражителям еще лучше делаю то, чем занимаюсь. Скажем, trash-talk повышает процент попаданий с игры, а удары исподтишка добавляют скорости при прорывах под кольцо. Что же касается быта… Порой, конечно, срываюсь с катушек, но тогда сразу же начинаю грызть ногти, чтобы не наделать глупостей. А то раз в жизни запустишь в обидчика стулом, как сделал Ненад Крстич в период выступлений за сербскую сборную, так потом тебе этот поступок до конца жизни вспоминать будут!
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь