ЧМ. Снег, дождь и грезы
Бронзовая дележка
Шестнадцатикилометровая дорога из Зуля в Оберхоф на открывающий соревновательную программу чемпионата мира женский спринт заняла почти час. Еще на подъезде к городу микроавтобус нашей сборной, присланный за соотечественниками, базирующимися в отеле “Меркури”, уткнулся в длиннющую вереницу машин, пытавшихся протиснуться на дорогу, ведущую в лыжный центр. Тогда впервые по-настоящему ощутил, что значит биатлон для Германии. Буквально отовсюду на “Rennsteig arеna” стекались огромные людские потоки, экипированные трещотками, барабанами, другой шумовой амуницией. Песни, речевки, гудки автомобильных сирен — все слилось в какофонию надвигающегося грандиозного события. Местная полиция трудилась в поте лица. До сих пор непонятно, как ей удалось отрегулировать столь разнородные транспортные потоки на узких улочках Оберхофа, явно не справлявшихся с двухрядным движением. А народ все прибывал и прибывал. Надо полагать, что владельцы местных отелей снимут с чемпионата солидный куш, поскольку все, что хоть как-то пригодно для жилья, было арендовано или снято за полгода до мирового первенства. Буквально в один момент провинциальное немецкое местечко превратилось в Мекку для спортивных паломников.
На самом стадионе, до которого удалось добраться спустя сорок минут благодаря исключительному мастерству нашего водителя Анатолия, рванувшего по встречной, буйство эмоций уже достигло своего апогея. Двадцать тысяч человек (именно столько вмещают только стоячие трибуны), основательно подогретые шнапсом и глинтвейном, активно скандировали лозунги в честь немецких биатлонистов, исполняли бравурные песни, устраивали зрительскую волну. Однако вместе с разгулом страстей в глаза бросились строжайшая дисциплина и организованность местных болельщиков. Они беспрекословно выполняли все указания стюардов, призванных обеспечивать порядок среди зрителей, поэтому никаких инцидентов замечено не было. В общем, жаждущий зрелища народ разошелся вовсю, а ведь до старта оставалось еще полтора часа. Хотя, как поведал Роман Зубрилов, когда он со смазчиками в семь утра тестировал лыжи, немцы уже забили половину зрительских мест. В чем заключается кайф от созерцания пустого утреннего стрельбища, Роман так и не понял. Через двадцать минут в более доходчивой форме этот феномен попытался объяснить первый вице-президент ИБУ Александр Тихонов, с которым познакомился три года назад в Ханты-Мансийске. “Серега, чтобы ты понял природу их страсти к биатлону, расскажу один анекдот. Как-то весьма немолодой, но очень богатый человек пригласил к себе в гости потрясающе красивую барышню. Через некоторое время их общения дело дошло до логического конца, и тут он взглянул на ее обворожительное отражение в зеркале, а потом на себя и молвил: блин, это ж как надо любить деньги!”
7.02. Женщины. Спринт. 7,5 км
Погода: температура воздуха — +3,1 °С, температура снега — 0,0 °С, влажность — 68%, скорость ветра — 1,1 м/с.
1. Л.-Г.Пуаре (Норвегия) 25.51,0 (1-0)
2. А.Богалий (Россия) +20,6 (0-0)
3. Е.ИВАНОВА (БЕЛАРУСЬ) +53,2 (0-1)
3. М.Глагов (Германия) +53,2 (1-0)
5. С.Бейлли (Франция) +1.15,2 (1-1)
6. И.Никулчина (Болгария) +1.19,0 (1-2)
7. К.Грос (Франция) +1.24,8 (1-1)
8. Е.ЗУБРИЛОВА (БЕЛАРУСЬ) +1.27,0 (0-2)
9. С.Ишмуратова (Россия) +1.29,0 (0-2)
10. Н.Сантер (Италия) +1.35,7 (1-1)
…22. О.НАЗАРОВА +2.46,7 (0-3)
…27. К.ЗИКУНКОВА +2.56,7 (1-0)
Всего стартовало 89 участниц.
Зачет КМ в спринте
1. С.Бейлли (Франция) 286
2. Л.-Г.Пуаре (Норвегия) 250
3. М.Глагов (Германия) 243
4. У.Дизл (Германия) 187
5. С.Ишмуратова (Россия) 180
6. Е.ЗУБРИЛОВА (БЕЛАРУСЬ) 170
7. О.Пылева (Россия) 167
8. К.Апель (Германия) 165
9. Е.ИВАНОВА (БЕЛАРУСЬ) 155
10. Г.-М.Андреассен (Норвегия) 154
…28. О.НАЗАРОВА 48
…38. К.ЗИКУНКОВА 27
Погода меж тем отнюдь не радовала глаз. Мрачные тучи создавали впечатление глубокого вечера, порывы ветра неоднократно рушили многочисленные рекламные щиты, а стоило стартовать первым участницам спринтерской гонки, как с огневого рубежа унеслись к мишеням с десяток ковриков для стрельбы. И без того притягательная интрига закручивалась тугой пружиной непредсказуемости. Еще до лежки скоростными кондициями поразила болгарка Ирина Никулчина, ушедшая на дистанцию третьей, но оказавшаяся первой на рубеже. С таким бойким передвижением даже два штрафных круга не могли стать препятствием для борьбы за пьедестал. Никулчина на первом стрелковом испытании в норму вложилась — один промах. Следом за ней на рубеж прикатила Катя Иванова, которой волей жребия достался выгодный в такую погоду четвертый номер. Белоруска отработала лежку очень аккуратно, хотя непрекращающиеся порывы всякий раз пытались сбить с курса траекторию полета ее пули. Закрыв пять из пяти, Иванова установила довольно приличный ориентир для следующих за ней соперниц. Решительную попытку для его атаки предприняла Светлана Ишмуратова, славящаяся хорошей стрелковой подготовкой. Но россиянка при точной стрельбе все же чуть уступила Екатерине в скорости — шесть секунд проигрыша. Далее на стадион под вой трибун прибыла интересная связка: Кати Вильхельм и Лив-Грете Пуаре. Однако спустя буквально полминуты трибуны оказались несколько разочарованы: их любимица промахнулась. Впрочем, так же как и Пуаре, застолбившая за собой третью строку, уступая Ивановой лишь десять секунд. Время шло, а секунды Екатерины так и оставались непревзойденными. Настроение и вовсе пошло в гору, когда лежку чисто отстреляла Елена Зубрилова, показавшая одинаковый результат с Ишмуратовой. И тут как назло с неба посыпалась ледяная снежная крупа. Как говорится, кто успел, тот и съел. Видимость на стрельбище резко ухудшилась, скольжение тоже.
В таких крайне непростых условиях железную выдержку при стрельбе стоя проявила Иванова. Дабы обезопасить себя от непрекращающихся снежных зарядов, белоруска встала почти впритык к крутому косогору, примыкающему к стрельбищу, который хоть как-то сдерживал разбушевавшийся ветер. Двадцать восьмая установка оказалась счастливой для Екатерины, даже несмотря на то, что не захотела закрыть одну тарелку после вполне приемлемого габаритного попадания. Вскоре на стрельбище подошла Пуаре, и все стали свидетелями выдающейся стрельбы, тактически верной и грамотно исполненной. Лив-Грете попала в порыв, поэтому не стала пороть горячку, а педантично обработала каждый выстрел, словно шла индивидуальную гонку. Размеренной стрельбой норвежка убила двух зайцев: не удлинила дистанцию и успела немного передохнуть. Зато после заветного нуля Пуаре сорвалась с места как сумасшедшая. Ее выигрыш у Ивановой составил 15 секунд, но финишную петлю норвежка отработала с таким невероятным подъемом, что на ленточке превосходство Лив-Грете выросло до 53 секунд.
Вскоре за Пуаре хрестоматийную стойку выдала Глагов, и вновь время Ивановой оказалось под угрозой. На выходе со стадиона Мартина уступала графику белоруски всего четыре секунды, но нужно знать, как немецкие болельщики могут гнать по трассе своих любимцев. Воодушевленная неистовой поддержкой почувствовавшей первую медаль публики, Глагов по крупицам разрушала результат Ивановой, и, судя по картинке на стадионном табло, имела все шансы отодвинуть Екатерину на четвертую строку. Но финишный створ бесстрастно зафиксировал полную идентичность временных показателей Глагов и Ивановой. По регламенту, в данной ситуации должны вручаться две награды, но какие? Из тех, кто в это время находился на трассе, позициям немки и белоруски угрожали Анна Богалий, Елена Зубрилова, а также хозяйка трассы Симона Денкингер. Все они отлично отстрелялись лежа и теперь претендовали на самые высокие места. В противоположность Денкингер, рассыпавшейся на втором стрелковом испытании (4 штрафных круга), и Зубриловой, превысившей диктуемый ситуацией лимит (2 круга), россиянка вновь проявила чудеса выдержки и стала единственной биатлонисткой, выдавшей два ноля. Хотя иллюзий на первое место не выстраивало даже трехсекундное превосходство перед норвежкой. С каждым километром дистанции ощущалось, насколько мощным был финишный график уже четырехкратной чемпионки мира Лив-Грете Пуаре. Так мы оказались с бронзой.
Другой человек
Счастливую Екатерину ИВАНОВУ, даже обладая всеми журналистскими допусками, удалось разыскать не сразу. Неизбежная процедура допинг-контроля — дело серьезное и строго регламентируемое. Надо отдать должное новоиспеченной бронзовой медалистке чемпионата мира: после медицинской канители Катя сразу же последовала нашей предварительной договоренности, поднявшись на второй этаж пресс-центра, где обосновалась белорусская масс- медийная диаспора.
— Скажи честно, тот незакрывшийся габарит точит сознание?
— А я думала, вы с поздравления начнете.
— Я им закончу.
— Ловлю на слове. Конечно, можно было избежать того промаха, но с тем же успехом можно было где-то поднажать на трассе в надежде отыграть упущенное на огневом рубеже. Как-то не хочется мыслить в сослагательном наклонении, все сложилось, как есть, и я рада, что удостоилась бронзы чемпионата.
— Ты думала о ней до старта?
— Нет, перед выходом на дистанцию мне ее было мало. Всегда в начале гонки ставлю для себя одну-единственную цель: выиграть любой ценой. По-моему, вполне нормальное желание профессионального спортсмена. Это не пустая бравада и не переоценка собственных возможностей. Ведь я на дистанции не одна, во мне как бы слилась подготовка большой команды людей, помогающих во всех аспектах спорта и жизни. Дабы не подвести их ожидания, настраивалась терпеть до самого конца и для достижения максимального результата отдать все силы.
— Как-то чересчур банально звучит, не находишь?
— Так жизнь вообще банальная штука. Если, конечно, подходить с позиции циника. По-моему, хороших слов, а равно и поступков не стоит стыдиться. Поэтому с чистой совестью говорю: сегодня вышла на трассу как на последний бой — с собой, с соперницами, с кем угодно. Возможно, именно такого настроя мне не хватало в ходе кубковых гонок.
— Насколько я знаю, ты приехала с горного сбора в Италии прямо впритык к чемпионату. Здесь был специальный расчет?
— Когда с гор спускаешься на равнину, испытываешь приличный подъем физических сил, поэтому функционально была готова к спринту на все сто. Хотя тяжелая лыжня финишной петли все равно изрядно потрепала. Правда, меня не столько заботила готовность тела, сколько психология. На нынешний чемпионат мира я настраивалась особо. В этом мне здорово помог друг нашей семьи, приехавший к нам с Сергеем на последний сбор в Италии. Он никогда себя не афиширует, хотя является великолепным костоправом и целителем от бога. За десять дней этот человек, что называется, прочистил мне все мышцы и связки, привел в порядок позвоночник. Но, главное, он врачевал мое духовное мышление. По большому счету, я сейчас гораздо более сильный человек и отчетливо осознаю эту силу.
— Тебя как-то коснулась суматоха предстартовых дней?
— Как ни странно, особых потрясений и переживаний накануне спринта не испытывала. Хотя в тех условиях, что мы проводили официальную тренировку, впору было впасть в отчаяние. Сильный порывистый ветер, пасмурное низкое небо, в иных местах на трассе такое количество мокрого снега, что буквально по колено проваливаешься. Но сама гонка далась на удивление просто: лыжи катили неплохо, стрельба удалась да еще призовое место досталось. Качественный результат качественно выполненной работы.
— Удивительно, но твоя самая лучшая спринтерская стрельба нынешнего сезона пришлась на очень тяжелые погодные условия.
— Я не очень-то обращала на них внимания. Взгляд был полностью сфокусирован на мишенях. Занимая огневой рубеж, сразу же отключалась от окружающего мира, даже ревущего стадиона не слышала. Не позволяла себе и тени сомнений в благоприятном исходе.
— Последняя петля далась тяжело?
— Да уж. Перед финишем на трассе скопилось столько грязи, что смазка практически не действовала. Основное внимание уделила аккуратному прохождению коварных спусков, которыми изобиловала дистанция.
— Финиш Мартины Глагов наблюдала?
— Да, на большом экране стадиона. Следя за бегущей строкой, была практически уверена, что немка превзойдет мой результат. Когда на табло высветилось наше одинаковое время, даже обрадовалась за Мартину. Знаю, насколько обидно уступать какие-то десятые секунды, когда ты рядом с медалью. Глагов — классная спортсменка и наверняка хороший человек.
— Не жалко, стало быть, делиться бронзой чемпионата мира?
— Абсолютно. У меня к завоеванной награде очень спокойное отношение. Наверное, потому, что я о ней много думала, мечтала и ждала ее.
— Тем не менее прими самые горячие поздравления от “Пресс- бола”.
Сквозь обстоятельсва
Занявшая восьмое место Елена ЗУБРИЛОВА отнюдь не выглядела расстроенной. Проходя мимо пресс-центра, улыбчивая биатлонистка не преминула обменяться приветствиями с корреспондентом “ПБ” и прокомментировала только что прошедший спринт.
— В такую погоду и короткая дистанция может показаться марафоном. В данном случае разбитая трасса пригодна только для первой стартовой группы. Для всех остальных шансов на медаль практически нет, поскольку бороться со снежной кашей не представляется возможным. А тут еще и снег пошел прямо посреди гонки, значительно осложнив и без того запутанную ситуацию. Конечно, можно сетовать на неудачную жеребьевку, которая определила мне последний номер первой группы, но даже с таким далеким стартом у меня были шансы побороться за медаль, сделай я на стойке хотя бы на один промах меньше.
— В ходе январских кубковых этапов у вас наблюдался явный спад результатов. Что это было: ожидаемая функциональная яма или психологический спад?
— Как вы знаете, из-за болезни мамы перед самым Новым годом я была вынуждена уехать на родину. Естественно, четырнадцать дней в бесснежной Украине не могли не аукнуться в тот момент, когда кубковые гонки потребовали мобилизации всех внутренних резервов организма. К тому же сразу пришлось выступать в горах, и после равнины было крайне тяжело. Организм уперся и наотрез отказывался терпеть. Честно говоря, не ожидала от него такого.
— Вероятно, спринт уже дал ответ на вопрос, восстановила ли Елена Зубрилова былые кондиции?
— Думаю, еще не до конца. Есть немалые резервы по ходу на лыжне, необходимо привести в порядок стрельбу, которая в последнее время мне что-то не дается. Единственное, что могу пообещать, — в каждой гонке чемпионата буду стараться изо всех сил.
Застрелились…
7.02. Мужчины. Спринт. 10 км
Погода: температура воздуха — +4,5 °С, температура снега — 0,0 °С, влажность — 70%, скорость ветра — 2,5 м/с.
1. Р.Пуаре (Франция) 30.11,9 (0-0)
2. Р.Гросс (Германия) +9.1 (0-0)
3. О.-Э.Бьерндален (Норвегия) +45.0 (2-0)
4. Ф.Шульман (Россия) +1.10,2 (1-1)
5. М.Грайс (Германия) +1.29,2 (1-0)
6. В.Дефран (Франция) +1.40,0 (1-0)
7. С.Рожков (Россия) +1.41,8 (1-0)
8. П.Пуурунен (Финляндия) +1.41,9 (2-0)
9. А.Биланенко (Украина) +1.42,8 (0-2)
10. Ф.Андресен (Норвегия) +1.51,4 (2-3)
…21. О.РЫЖЕНКОВ +2.26,7 (1-3)
…24. А.СЫМАН +2.46,4 (2-1)
…32. Р.ВАЛИУЛЛИН +3.15,5 (0-3)
…43. В.ДРАЧЕВ +3.43,1 (3-1)
Всего стартовало 113 участников.
Зачет КМ в спринте
1. О.-Э.Бьерндален (Норвегия) 237
2. Р.Пуаре (Франция) 229
3. Р.Гросс (Германия) 198
4. Х.Ханеволд (Норвегия) 174
5. С.Рожков (Россия) 174
6. Л.Бергер (Норвегия) 157
7. Э.Гьелланд (Норвегия) 144
8. Ф.Андресен (Норвегия) 141
9. С.Экхофф (Норвегия) 136
10. С.Чепиков (Россия) 133
11. В.ДРАЧЕВ 123
…17. О.РЫЖЕНКОВ 95
…34. Р.ВАЛИУЛЛИН 43
…40. А.АЙДАРОВ 28
…57. А.СЫМАН 9
…64. С.НОВИКОВ 4
Как ни старались укладчики, но после женского спринта разбитая лыжня не превратилась в жесткий наст. На подъемах снег был настолько рыхлым, что порой напоминал сугробы. В данной ситуации даже такой казалось бы незначительный фактор, как выбор траектории прохождения дистанции, мог выйти на первый план. И здесь четко можно было проследить, насколько развито мышление у биатлонной элиты. Дело в том, что сразу же после старта спортсмены должны проходить мимо стрельбища, изрядно истерзанного лыжными рубцами, оставленными в ходе пристрелки. И только самая кромка у ковриков шириной каких-нибудь два метра была утрамбована до жесткого состояния. Любопытно было наблюдать, кто же догадается воспользоваться ситуацией, чтобы уже на стадионе попытаться выиграть несколько секунд. Таких оказалось немного: Рафаэль Пуаре, Рикко Гросс, Фроде Андресен и Ларс Бергер. А теперь взгляните на итоговый протокол и попробуйте опровергнуть, что предельно рациональное прохождение дистанции французом и немцем не поспособствовало их конечному успеху. Несмотря на победу Пуаре, особенно стоит выделить серебряную награду Гросса. Давно известно, что выступать перед своим зрителем всегда крайне тяжело. Немецкие биатлонисты могут сполна подтвердить эту истину. Не далее как восемь лет назад мужская команда с треском провалилась на домашнем мировом первенстве в Рупольдинге. Неимоверная поддержка трибун буквально раздавила спортсменов, единственным достижением которых стало серебро эстафеты. На этот раз, похоже, та печальная история не повторится. Двадцатитысячные трибуны Оберхофа не просто болеют за своих любимцев, они словно связаны с ними неразрывной нитью, питая энергией и врачуя раны. Пусть француз прошел оба рубежа по нулям, но слышали бы вы, как всякий раз в момент появления Гросса на стрельбище лыжный стадион взрывался овацией. Никакая телекартинка этого передать не сможет. Каждая пораженная мишень сопровождалась дружным выдохом — примерно так звучит включение форсажа современным истребителем. А уж когда Гросс повторил подвиг Пуаре, в отличном ритме положив все пули в цель на стойке, поневоле пришлось опасаться за целостность барабанных перепонок. Единственное, в чем в тот день уступил Гросс Пуаре, — в скоростной выносливости. Последняя петля нисколько не приблизила его к золотой медали чемпионата мира. Если на последнем выходе со стадиона немецкий биатлонист уступал французу семь секунд, то на финише — все девять.
А теперь о грустном. Крайне неудачная стрельба всех четырех представителей мужской белорусской сборной напрочь лишила смысла иные составляющие успеха, как-то: подготовка лыж, медицинское обеспечение, вывод на максимум функциональных возможностей… С такими невыразительными действиями на стрельбище в современном биатлоне рассчитывать не на что. Самое обидное, что на всех подводящих тренировках как раз стрелковые показатели не вызывали у старшего тренера команды Юрия Альберса ни малейшего беспокойства. А тут — как отрезало. И ведь не только спринт упустили, но и преследование лишили всяческих перспектив. Судя по хаотичному разбросу пуль, не достигших цели, очевидно, что дело здесь даже не в технических ошибках. Свое черное дело совершило огромное психологическое напряжение первой гонки, с которым нашим справиться не удалось. Назвать вечернее настроение ребят подавленным, значит не сказать ничего. Единственным, кто нашел в себе силы прокомментировать гонку оказался Рустам ВАЛИУЛЛИН:
— Даже не знаю, что сказать. Не понимаю, что на меня нашло. Вроде все так хорошо складывалось, на тренировках многое получалось. Ждал этого спринта как никогда, мечтал показать высокий результат, и на тебе, такой прокол. Не мне судить о выступлении ребят, объясню свои ощущения. Полагаю, что я не совладал с разбитой трассой, бежалось очень тяжело. И все равно должен был справляться со стрельбой, это было мне по силам, но видимо где-то дал слабину, на стойке слишком жестко работал со спуском. К тому же порывистый ветер спутал все карты. Ладно бы он дул с каким-то постоянством, так ведь нет: практически для каждого выстрела обстановка менялась кардинально. Приспособиться не смог, класса не хватило.
Экспресс-комментарий
Юрий АЛЬБЕРС:
— Пока не могу однозначно назвать причину такой невырази- тельной стрельбы. Пусть бы кто-то один начудил, а то все четверо. И главное, никаких тревожных предпосылок не было. Замена Айдарова Сыманом вызвана желанием опробовать в деле обоих. Саше предпочтительней бежать спринт, Леше — индивидуальную гонку. После этого примем окончательное решение об эстафетном составе.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь