НеПРОФИЛЬный актив. Дмитрий Астрахан: легко сыграю агента Аршавина

21:40, 31 мая 2012
svg image
3489
svg image
0
image
Хави идет в печали

А полученная им “Ника” в номинации “Открытие года” за первую свою же роль в кино — администратора Фридмана из фильма “Высоцкий. Спасибо, что живой” — и вовсе выводит нашего героя за скобки общих правил. Во всяком случае, я не могу припомнить, когда режиссер удостаивался первенства в чисто актерской номинации.
А ведь он вполне мог стать и отменным спортсменом: в детстве Дмитрий успешно осваивал греко-римскую борьбу и был чемпионом Ленинграда. Поэтому наш разговор не мог начаться с иного факта его биографии…

— Занимался у очень хорошего тренера Бориса Васильевича Дорофеева. Это его заслуга, что я не ленился ездить на тренировки с другого конца города. Он создал такую атмосферу в зале, что мы, дети из разных социальных групп, стали друзьями и, главное, по жизни следовали одним и тем же принципам.
Наш тренер был очень порядочным человеком. Например, никогда не заныкивал талоны учеников, что, согласитесь, в то время являлось своего рода исключением. Дорофеев обладал авторитетом, который распространялся на окружающих даже тогда, когда его не было рядом.
Если мы ехали в спортивный лагерь на море, все знали: в дорофеевской группе нет и не может быть беспредела и издевательств над младшими ребятами. Но если мы слышали о чем-нибудь подобном, то сразу наводили порядок просто потому, что обижать слабых нормальному человеку неприлично.
Тренер не делал из нас фанатов спорта, и я отчетливо помню свое первое столкновение с миром, в котором существовали люди, способные с энтузиазмом сгонять перед каждым турниром по семь килограммов собственного веса. Я на такие жертвы ради победы был не способен, и, наверное, с этого момента и началось охлаждение к спорту. А затем попал в актерскую студию и понял: это мое.

— Спорт сейчас никак не привлекает?
— Два года назад снял фильм про боксеров — “Все по-честному” по сценарию Олега Данилова. Хотя сам по себе спорт для кино не очень интересен. Нужны какие-то общечеловеческие ценности, которые будут волновать многих.
В этой киноленте речь идет о таланте, о Моцарте и Сальери. Один пьет и гуляет, а потом выходит на ринг и легко побеждает. Второй же тренируется с утра до вечера и все равно не достигает успехов.
Бокс — очень удачный вид спорта с точки зрения показа для его ассоциации с жизненным успехом. Попал удачно и все — нокаут, противник повержен, ты — чемпион. Но если бы я поставил задачу обсуждения каких-то чисто специфических спортивных вопросов, то аудитория сузилась бы в десятки раз.
Кстати, у Олега была идея сделать фильм про знаменитого немецкого тяжеловеса Макса Шмелинга. Он, цвет нации и истинный ариец, во время “ночи длинных ножей” спрятал у себя дома двух еврейских подростков — сыновей своего друга. И кино было бы про нравственный и моральный облик Шмелинга, а не только про его спортивные победы.

— Да, среди сегодняшних героев мало спортсменов, способных на гражданский поступок.
— Я так не думаю… Если человек любит только деньги, это не значит, что если жизнь поставит перед ним необходимость выбора, то он не проявит свои лучшие качества. Или наоборот, тот, кто всегда правильно вел себя на людях, затем окажется трусом. Ситуации разные случаются.

— А вот такую возьмем — люди скрывают элементарное: поди дознайся, сколько профессиональные игроки зарабатывают в чемпионате России по футболу или в той же КХЛ.
— Это проблема не спортсменов, а страны, в которой платят идиотские налоги…

— Ну, положим, в России они гораздо ниже, чем в Америке.
— Может, ребята скрывают доходы, потому что боятся подвести тех людей, которые им платят. Может, кэш используется или что-то еще. Не знаю, не берусь судить. Но это не определяет их нравственного лица.
Я вообще-то верю в людей и в то, что они склонны к добрым поступкам. Как-то познакомился на дне рождения с Костей Зыряновым — очень приятным парнем с принципами и, между прочим, отцом пятерых детей. И, мне кажется, он как раз из тех, кто способен быть героем не только на футбольном поле. Во всяком случае, так говорит моя интуиция.
Мне нравятся чужие благородные поступки, и я при случае с удовольствием их делаю. Мой друг продюсер Саша Бухман и его жена основали благотворительный фонд и помогают детям. Чулпан Хаматову, безусловно, уважаю безмерно. Когда был в Минске, попал на юбилей вашего спортивного проекта “Мечты сбываются”, там тоже собирали деньги — для детей из чернобыльского региона. Это все вдохновляет, думаю, и других людей.
У спортсменов все же профессия специфическая. Очень тяжелый физический труд, связанный с постоянным риском получения травм. Труд опять-таки не очень благодарный, потому что слава быстро проходит. Год-два, пять лет и больше — это в единичных исключительных случаях. Артист может выходить на сцену и сниматься в кино до старости, а атлет в 30 с лишним, как правило, спорт уже покидает и о нем практически сразу забывают, потому что на арене появляются новые герои.

— А правда, что сейчас в кинопроекты звезд подбирают, как футболистов в суперклуб: чем больше стоит, тем больше будет итоговая касса.
— Это продюсерами учитывается. Есть какое-то количество актеров, которые привлекают особое зрительское внимание, но, на мой взгляд, на нашем рынке это пока не работает. Не назову фамилию, которая гарантирует сбор у молодежи. Мы не Америка с ее многомиллионными рекламными кампаниями, после которых зритель идет в кинотеатр, даже если не собирался этого делать.

— Сразу вспоминается “Высоцкий. Спасибо, что живой”.
— Финансовый успех очевиден, они собрали 35 миллионов долларов. Для меня фильм тоже оказался удачным, я получил “Нику” за одну из главных ролей. Все друзья, вкусу которых доверяю, сказали, что в этой роли я был точен. Да и обычные зрители высказывают такое же мнение, что, несомненно, приятно…

— Мнения последних о фильме были полярными…
— Мне говорить об этом кино сложно, потому что я находился внутри процесса, являлся его соучастником. В фильме некоторые вещи сделал бы по-другому — как режиссер, но это нормально, потому что у каждого представителя нашей профессии есть свое видение. Но я наблюдал за реакцией зрителей и знаю, что многие из них были в полном восторге, ходили на него несколько раз, плакали при просмотре. Это факт серьезный, равно как и полученные сборы.

— Оксана Акиньшина осталась разочарованной тем, что вышло на экране. Мол, обстановка внутри съемочной группы и собранная команда настраивали на то, что получится настоящий шедевр.
— Оксана имеет право на свое мнение. К сожалению, она не получила “Нику”, хотя и была номинирована. Но я лишний раз убедился в том, насколько Акиньшина хороша в кадре. У нее очень киношная внешность, и я понимаю, что зритель должен Оксану любить. Она актриса с ярко выраженной индивидуальностью, за ней следует некая аура, которая притягивает.

— Мне всегда было жаль артистов, потому что они вынуждены поддерживать отношения с огромным количеством режиссеров — ведь никогда не угадаешь, куда позовут сниматься в следующий раз.
— Режиссеру желательно не хамить, конечно… Впрочем, на наши отношения с артистами зрителю, по большому счету, наплевать. Никакой прекрасный процесс, в ходе которого все надышаться не могут друг на друга, не окупит провала. Часто бывает наоборот. Когда режиссер и актер находятся в плохих отношениях, но если режиссер понимает, что поставленную задачу лучше всех выполнит именно этот человек, он забудет обо всех обидах.

— Как вы относитесь к ребятам из “Камеди клаб”, которые сегодня и артисты, и режиссеры, и продюсеры в одном лице?
— Нормально. У нас свободная страна. Есть деньги — снимай кино, хотя, конечно, пик популярности этого проекта уже в прошлом. Но парни нашли себя в иных нишах, и, надо признать, среди них много талантливых и неординарных личностей. Вашего Вадика Галыгина хотя бы взять — ну разве не смешной парень?… Как и Гарик Мартиросян, Галустян…
Но самый талантливый из них, на мой взгляд, Сережа Светлаков. По-актерски он очень щедро одарен.

— У Ивана Урганта тоже чрезвычайно развитое чувство юмора…
— Это тот случай, когда природа не отдыхает на отпрысках знаменитых людей. Когда я был еще юношей, то видел студенческие спектакли, где его папа Андрей Ургант и его мама Лера Киселева играли главные роли. Прошло какое-то время, и я возглавил питерский Театр комедии, в котором тогда еще служил Ванин дедушка — Лев Милиндер.
Кстати, Лев Максович вместе с отцом Максима Леонидова в течение десятилетий делал самые смешные капустники в Ленинграде. Супруга Милиндера Нина Ургант — блистательная советская актриса, известная массовой аудитории по фильму “Белорусский вокзал”.
Так что можете себе представить, в какой атмосфере и в окружении каких людей рос маленький Ваня.

— Кого из молодых актеров можно назвать героем поколения, каким в 70-х был, например, Олег Янковский?
— Наверное, Безрукова, Хабенского. Это люди, которых сегодня зритель знает. Но я не могу понять, кто кумир поколения 15-16-летних. Здесь момент сложный. Янковский был бесспорным героем у меня, моих родителей и у всех, кого я знал. Его, Абдулова, Збруева, Караченцова, Тихонова любили все, а сегодняшние лидеры кинопроката не добирают, что ли…
Опять же, наверное, дело в материале. Может, у них нет таких мощных ролей, которые могли бы захватить всерьез? Никита Сергеевич Михалков в “Статском советнике” как артист ведь всех переиграл.

— Михалкова вообще невозможно остановить…
— Талант — это дар, в обладании которым никакой заслуги человека нет. И в том, что у Вани Урганта такое блистательное чувство юмора, его личной доблести тоже не имеется.
И ведь воспитать в себе талант невозможно. Как режиссер я вам скажу, что можно и среднего артиста заставить выглядеть хорошо — знаю, как это сделать, но потом придет талант и плюсов сразу станет гораздо больше. Кстати, в спорте работают точно такие же правила: всегда находятся люди, которые неправильно с точки зрения укоренившейся техники бегут, плывут и бросают. Однако часто именно они побеждают и ставят рекорды.
Вспомните Круиффа — на него все с удивлением смотрели, откуда этот парень взялся. Он же бежал и болтался, как сопля какая-то, но только почему-то никто не мог отнять у него мяч. А Герд Мюллер был его противоположностью. Он вгрызался в землю, как танк, и свое вырывал зубами — какой уж там романтический футбол. Но и голландец, и немец заняли свое место в истории футбола. Первый, подозреваю, был куда талантливее. Второй брал чудовищным трудолюбием, и, знаю, оставался после каждой тренировки, чтобы бить по воротам из любых положений. Без труда в спорте стать лучшим невозможно. Но в отношении певца или актера история будет все же иной. Другие механизмы работают. Или в тебе есть божья искра, или нет — третьего не дано.

— Выходит, вам тоже чего-то бог дал. Идете вы за “Никой”, а кругом сидят актеры, сыгравшие неимоверное количество ролей и даже не выдвигавшиеся на эту престижную премию. Можно только представить, что они думают. А что вы испытывали в этот момент?
— Чувство идиотизма. У меня, наверное, был такой бесспорный успех, что мне не могли не дать эту “Нику”. Как-то все сложилось, и моя роль членам жюри пришлась по сердцу.
Конечно, странно: снять два десятка фильмов, быть выдвинутым на “Оскар” за фильм “Изыди”, прокатать его на большом количестве международных кинофестивалей, получить Гран-при в Токио и не быть не только номинированным, но даже представленным на соискание “Ники”. Фильм “Ты у меня одна”, за который Неелова получила “Нику”, тоже стал лауреатом многих кинофестивалей и тоже не был представлен на соискание. И так далее…

— Возможно, к вам особое отношение в режиссерской среде. Персонажи Астрахана корнями сидят в русской земле и совершают простые и понятные поступки, недотягивая до нудных длинных планов, замудреных диалогов и всего того, чем славится элитарное кино.
— Ну, это не моя проблема. Даже не хочу задумываться над этим.

— Согласитесь, на вашем благодатном персонаже Фридмане можно немало актерских денег заработать… И не надо делать множество режиссерских телодвижений, связанных с добычей финансов, руководством процессом съемки и так далее. Соблазнительно…
— Да, хороший актер получает не меньшие деньги, чем режиссер — при несравненно меньших нервных затратах. Поверьте, я легко сыграю спортивного агента, скажем, хоккеиста Овечкина или футболиста Аршавина. Конечно, если поступят интересные предложения, откликнусь. Могу только высказать огромную благодарность продюсерам, режиссеру и сценаристу фильма “Высоцкий. Спасибо, что живой” за то, что убедили меня сыграть эту роль.
Вот вы задали вопрос про заслуженных артистов, которые никогда не получали “Нику”. А сколько выдающихся режиссеров так и не стали номинантами на “Оскар”? Кто вообще сказал, что мир справедлив?
Я тоже хочу верить, что зло обязательно будет наказано. Но почему-то в жизни так бывает далеко не всегда. Почему Олег Данилов — считаю, один из лучших сценаристов постсоветского пространства — не получил ни одной профессиональной награды?

— Странно, фамилия ведь исконно русская…
— Настоящая — Альшиц.

— А, тогда понятно…
— Да не из-за этого. В цеху, а это главное, его все очень уважают. Я был как-то на семинаре и ко мне подошел Валентин Черных — практически классик, написавший оскаровский сценарий “Москва слезам не верит”, и сказал, что “Все по-честному” включил в программу обучения во ВГИКе как эталон работы сценариста.

— Интересно, все ли ваши с Даниловым картины окупаются?
— Да, какие-то лучше, какие-то быстрее. Не могу сказать, чтобы кто-то из вложивших в них деньги остался внакладе. Но вообще рынка в нашей стране нет, кино, по большому счету, дотируется государством. Если ты попал в круг людей, получающих государственную поддержку, все будет хорошо. Мне тоже помогали несколько раз, но если я увлекусь всерьез, то деньги смогу найти всегда. Я ни одного года не простаивал, всегда снимал. А вообще, всегда исповедую такой принцип: если есть хорошая идея, то она должна быть воплощена в жизнь.

— Кто еще из персонажей советской истории может привлечь к себе такое же внимание, как Владимир Семенович.
— В этом плане я не такой хороший маркетолог, как Константин Эрнст. Но, наверное, Валерий Харламов тоже вызовет большой интерес. Харламов — это мое поколение, люди, которым за пятьдесят, обязательно придут в кинотеатры. Фильм этот, кстати, снимался в Минске.

— Но вы сами говорили, что спортивная аудитория довольно небольшая…
— Раньше спорт был другим, и я помню, как замирала страна, когда транслировались матчи с канадцами и чехами. Харламов, может быть, Эдуард Стрельцов… На них в кино пойдет другое поколение, которое теперь в залах бывает редко, а с ними, вполне возможно, и их дети. На Высоцкого ведь тоже ходили девушки и юноши, не очень понимая, кто это такой…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?