ИРИНА РОДНИНА: на "Уимблдон" не собираюсь

06:09, 12 февраля 2002
svg image
2175
svg image
0
image
Хави идет в печали

— Ирина Константиновна, неужели вас устраивает должность тренера-консультанта?

— Вполне. Будь моя воля, я была бы просто тренером, безо всяких приставок. Но становиться наставником Анжелы, равно как и любого другого профессионального фигуриста, не намерена.

— Боитесь проиграть в олимпийской гонке?

— Я не трусиха! Дело в другом. Хотя уровень фигурного катания, безусловно, возрос. Когда наблюдаю за соревнованиями спортивных пар, не без облегчения думаю: «Какое счастье, что я каталась два с лишним десятка лет назад!» Девочки здорово подтянулись, коварный лутц для них уже не так недоступен, как ранее. Юная американка Саша Коэн на турнире «Nebelhorn Trophy» едва не выполнила четверной сальхов! Ей не хватило нескольких сантиметров в высоте прыжка. Правда, стремясь к техническому совершенству, девчонки теряют в красоте скольжения. Меня раздражают те, кто называет Марию Бутырскую женственной. Да она же ходит по льду, пытаясь изобразить из себя королеву. Женское катание должно быть лиричным, плавным. Это мужики обязаны демонстрировать силу. Они, кстати, молодцы — подтянутые, атлетичные, ну точно гладиаторы! А вот танцоры разочаровывают. Напялят на себя экстравагантные, яркие костюмы, разукрасят лица — и вперед за медалью. Зачем все это? Создать на льду образ можно и без маскарада. Помню, в детстве, когда я собралась на свой первый турнир, у меня не было даже «сценического» костюма. Расстроилась до слез. И получила такой нагоняй от тренера Станислава Жука! Он принес мне простенькое платьице и сказал: «Ириш, запомни: принаряжается тот, кто слабоват уровнем». Станислав Алексеевич оказался прав.

— Однако вы не ответили, почему согласны лишь на роль тренера-консультанта.

— Просто стала прагматиком. Раньше я была не в меру тщеславной, непременно хотела растить «звезд». Подготовила чемпионов мира чешскую пару Радку Коваржикову и Рене Новотного, а также чемпионов мира среди юниоров американцев Тиффани и Джонни Стиглер. А сейчас пропало желание что-то доказывать — это никому не нужно. К тому же в большом спорте тренеру приходится быть и мамкой, и нянькой. Работа с профессиональным фигуристом отнимает уйму сил и времени. Сил у меня осталось не так и много, время же нужно использовать более рационально. Лучше я буду тренировать средненьких, но иметь стабильный высокий заработок. А чемпионов пусть растят другие.

— Как-то неправильно получается: великая Роднина учит стоять на коньках детей зажиточных американцев…

— Только не надо иронии. Не секрет, что среди этих ребят мало одаренных, но, считаю, внимания всякий достоин — и талантливый, и неспособный. В союзные времена меня возмущало то, что приемлемые для работы условия (квалифицированный тренер, хороший лед) создавались лишь лучшим, а неперспективные и любители тренировались где придется и как придется. И сейчас в России та же ситуация. То ли дело лос-анджелесский спортивный центр, в котором я работаю: дети и их родители катаются бок о бок с американскими знаменитостями — Мишель Кван и Тимоти Гейблом. И это правильно, демократично. Нельзя разделять людей на избранных и второсортных. Если человек хочет заниматься любимым делом, нельзя препятствовать его стремлениям, пусть даже затраченные усилия окажутся напрасными. Я, например, беру уроки тенниса у известного специалиста, работающего со сборной США. Но ведь на «Уимблдон» не собираюсь! Хотя мне сейчас не до турниров Большого шлема. Свободное от занятий с юными американцами время провожу в Россию, занимаюсь строительством собственного центра по фигурному катанию в Москве. Ох и намучилась я с ним! Пару лет назад ответственность за реализацию проекта взяли на себя российская федерация фигурного катания и правительство Москвы. Но в итоге затея провалилась — изрядную долю средств разворовали. Недавно был разработан другой проект, и теперь уже я лично контролирую его осуществление.

— Чем этот центр будет привлекателен для посетителей?

— В первую очередь, компактностью размещения спортивных объектов. Ведь помимо катка, планируется сооружение бассейна и фитнесс-зала, наверняка будут картинг и боулинг. Естественно, не обойдется без кафе-бара и комнат отдыха. Иными словами, появится хорошее место для приятного времяпрепровождения.

— Вы так заботитесь о благе своих будущих клиентов… А сами когда-нибудь отдыхаете?

— Я, конечно, не против растянутся на диване и послушать спокойную музыку, наведаться в массажный кабинет, салон красоты… Вот только побаловать себя удается нечасто. Некогда мне расслабляться, нужно зарабатывать деньги, чтобы прокормить семью — я в одиночку воспитываю двоих детей.

— Кстати, чем они занимаются?

— Младшенькая, Аленка, учится в десятом классе одной из московских школ с гуманитарным уклоном. Туда перевелась недавно — у нее уже есть диплом американской средней школы. А старший, Саша, готовится к поступлению в вуз. Его будущая профессия связана с прикладным искусством. Вообще, сын страшно не любит, когда я упоминаю о нем в интервью. Не хочет, чтобы моя слава передавалась ему. Саша хочет добиться популярности самостоятельно.

— А как дочь относится к вашей известности?

— Алена вообще не понимает, кто ее мама. Ведь я родила ее после ухода из большого спорта, и о моих титулах она знает лишь по рассказам да из газет. Для Аленки я просто мама. Хотя… я плохая мать…

— Об этом вам говорили дети?

— И не раз. Вполне справедливые упреки. Вместо того, чтобы окружить Алену и Сашу заботой и лаской, я разъезжала по соревнованиям, стремилась быть лучшей, потом началась другая гонка — как можно больше заработать. Домой залетала изредка. Когда-то трагедией считались судейские 5.4 балла, но дети поставили мне самую строгую оценку…

— Сожалеете, что так получилось?

— Никогда не корю себя за ошибки прошлого. Да и незачем терзаться. Я пожертвовала семейным счастьем, но зато достигла многих вершин в спорте. С неба ничего не сыпалось, всего приходилось добиваться железным упорством и безграничным терпением. Бывало, опускались руки, случались депрессии, и тогда начинала себя жалеть…

— А сейчас вы — счастливый человек?

— У меня есть дети, любимое дело, поклонники, друзья… Я не одинока и востребована. И поэтому счастлива. Вообще, в последнее время стараюсь жить по-другому. В молодости стремилась поскорее все попробовать, а теперь хочется медленно плыть по течению, наслаждаясь каждым мгновением. Не зря же говорят: вкус к жизни приходит с годами…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?