ЧМ. АНОНС. Война и "мир"
На официальном сайте чемпионата оргкомитет выступил с обращением, в котором гарантируется безопасность каждого фигуриста. Президент Международного союза конькобежцев (ИСУ) Оттавио Чинкванта тоже уверен, что форс-мажорных обстоятельств нет и состязания должны состояться. Ведь ИСУ затратил огромные суммы на подготовку к мировому первенству, уже задействованы гостиницы и транспорт: некоторые делегации прибыли в Вашингтон заранее в целях акклиматизации. Самая представительная — российская. Наша восточная соседка отправила в столицу США 18 фигуристов. Тайвань, Хорватия, ЮАР, Испания, Турция и Беларусь заявили на чемпионат лишь по одному участнику. От нашей страны за океан делегирован Сергей Давыдов. На январском чемпионате Европы в Мальме он занял 13-е место. Чтобы сохранить эту позицию на первенстве планеты, Давыдову необходимо включить в программу четверной прыжок. Это требование времени. Ведь на прошлом “мире” белорус без четверного был только 24-м.
Захватывающими обещают быть женские состязания. О пятом чемпионском титуле мечтает американка Мишель Кван. Ее соотечественница олимпийская чемпионка Солт-Лейк-Сити Сара Хьюз хочет впервые победить на мировом первенстве. Но все их чаяния норовит разрушить еще одна американка Саша Коэн, которая недавно победила в финале мировой серии Гран-при, опередив вице- чемпионку Олимпиады, чемпионку мира Ирину Слуцкую. Та, кстати, отказалась от вояжа в Америку. Она заявила: “Я поняла, что существуют вещи гораздо более важные, чем фигурное катание”.
А вот другой серебряный призер Солт-Лейк-Сити Евгений Плющенко нашел мотивацию, чтобы поехать в США: он хочет вернуть себе корону, которую последний раз примерил в 2001 году. Конкуренцию россиянину составят медалисты прошлого первенства планеты американец Тимоти Гейбл и японец Такеши Хонда.
В парном катании золото оспорят чемпионы мира китайцы Шень Сю и Жао Хонбо и двукратные чемпионы Европы россияне Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин. Шень Сю и Жао Хонбо собираются удивить четверным сальховым на выбросе, который у них получился только с 44-го раза!
А канадские танцоры Ше-Линн Бурн и Виктор Краатц сделают седьмую попытку победить на мировом первенстве, сейчас у них четыре бронзы и серебро. Но помните, что сказал в интервью “ПБ” Илья Авербух? Они с Ириной Лобачевой остались в любителях еще на сезон, чтобы выиграть все. Главное, чтобы война не воспрепятствовала проведению “мира”.
СИСТЕМА СУДЕЙСТВА. Временная мера
Чемпионат Европы по фигурному катанию в Мальме стал первым крупномасштабным международным соревнованием, на котором была применена новая система судейства. Она же будет использоваться и на предстоящем чемпионате мира в Вашингтоне. Действительно ли это лучшее, что можно было придумать? Отвечает председатель технического комитета Международного союза конькобежцев Александр ЛАКЕРНИК.
— В настоящее время в фигурном катании существуют три системы судейства. Первая — это действующая с открытым показом оценок каждого судьи (“one by one”). Вторая была принята на Конгрессе ИСУ в прошлом году. По ней проводятся 13 соревнований: четыре чемпионата ИСУ (чемпионат Европы, чемпионат мира, чемпионат мира среди юниоров и чемпионат четырех континентов), шесть этапов “взрослой” серии Гран-при, финалы “взрослого” и юниорского Гран-при и турнир “Nebelhorn Trophy” в Оберстдорфе. В стадии разработки находится еще одна система судейства, которая полностью изменит принцип подсчета результатов. Над подобной концепцией в последние годы жизни трудился Станислав Жук, и Российская федерация фигурного катания до сих пор использует ее на своих детских соревнованиях. А теперь новый вариант — со схожими идеями, но с другими цифрами — предложил президент ИСУ Оттавио Чинкванта. Для разработки этой системы судейства в ИСУ создана специальная группа, в которую вхожу и я.
— Обо всем по порядку. Каковы принципы системы, принятой на Конгрессе ИСУ в прошлом году?
— Фактически это модификация “One by one”. Главные отличия в следующем. При помощи секретной жеребьевки на каждый вид — отдельно на короткую и произвольную программы и так же для танцев — определяются судьи, оценки которых учитываются при выведении мест: 9 арбитров при бригаде из 11-14 человек и 7 при бригаде из 9-11 человек. Фамилии судей остаются за кадром, а оценки высвечиваются на табло в возрастающем порядке, причем первая и вторая оценки каждого арбитра вместе не показываются. Информация о том, кто как судил, будет раскрываться внутри ИСУ для контроля судей спустя какое-то время после соревнований.
— К чему секретность?
— Чтобы уменьшить давление на арбитров и больше внимания обратить на катание. Изменилась и система оценки судей. Раньше те старались угадать мнение рефери. Таким образом, существовала высшая категория людей, которые могли казнить или миловать простых судей. Затем появилась компьютерная система оценки, но ее пока отложили. Теперь же действует секретная система. Результаты судейства анализируются техническими комитетами с учетом мнения рефери.
Я считаю, нужно всегда идти навстречу судьям, потому что они люди высокопрофессиональные, фанаты своего дела. Когда арбитр судит предвзято, это всегда видно, и нечестного нужно наказывать. Но если судья просто имеет свое мнение, нужно стараться понять его точку зрения. Не надо стричь всех под одну гребенку. Зачем тогда такое количество арбитров?
— Вы удовлетворены качеством судейства на чемпионате Европы в Мальме?
— Пока новая система не дает сбоев, но, на мой взгляд, она является временной мерой. Ведь при ее достоинстве (уменьшение давления на судей) существует явный недостаток — отсутствие оперативной информации об оценках и качестве судейства каждого арбитра. Я еще не знаю, кто как судил в Мальме, но результаты соревнований меня полностью удовлетворяют. Они объективны.
— И в женском одиночном катании?
— В квалификации лучшей, бесспорно, была Елена Соколова. В короткой программе они с Ириной Слуцкой выглядели приблизительно одинаково. Произвольную программу выиграла Слуцкая. Упала — и словно сбросила напряжение, дальше каталась безошибочно. Соколова же смотрелась раскованно в квалификации и короткой программе, когда ее еще не воспринимали всерьез. А в произвольной зажалась, начала беречь место. Ожидание триумфа сыграло с ней злую шутку: на втором тройном лутце приземлилась на две ноги. В итоге судьям больше понравилась Слуцкая.
— Почему?
— Увы, действующая система судейства не может дать аргументированный ответ, почему один спортсмен лучше другого. Но если будет введена та система, которая сейчас разрабатывается, мнения судей станут более обоснованными, так как за выступление каждый получит несколько оценок. Первая оценка за элементы. Создается таблица: в зависимости от сложности начисляется определенное количество очков. Судьи оценивают качество выполнения каждого элемента в отдельности, в результате чего указанное число очков увеличивается или уменьшается. Очки, набранные за все элементы, складываются. Полученная сумма составляет примерно 50 процентов результата спортсмена. Затем судьи выводят другие (сейчас их пять) оценки: за базовое катание, за соединительные шаги и переходы, за выступление, за хореографию и за музыкальность. Они ставятся по десятибалльной шкале с возможными половинками — 6; 6,5, 7 и так далее.
Введение такой системы станет настоящей революцией. Объективность судейства возрастет, так как по отдельным частям программы гораздо легче найти единые критерии оценок, чем по программе в целом. Но только практика использования такой системы ответит на кардинальный вопрос: можно ли, оценивая программу, разбить ее на части, оценить каждую, и, объединив баллы, получить итоговый результат?
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь