ФРИСТАЙЛ. Акробатика. Мужчины. Финал. Рисковое дело
19.02. МУЖЧИНЫ. Акробатика. Финал. 1.А.Валента (Чехия) — 257,02. 2.Д.Пак (США) — 251,64. 3.А.ГРИШИН (Беларусь) — 251,19. 4.Д.Бин (Канада) — 250,97 5.С.Кравчук (Украина) — 246,30 6.Б.Каррат (США) — 245,19. 7.Д.ДАЩИНСКИЙ (Беларусь) — 244,29. 8.Э.Капичик (Канада) — 243,78… 10.Д.Рак (Беларусь) — 226,34.
Друзья попеременно называют его и Алешем, и Алексом — на американский манер. В 89-м году бывший горнолыжник в возрасте 16 лет отправился в Австрию готовиться к своим первым соревнованиям. В сезоне 1996/97 Валента сосредоточил усилия исключительно на лыжной акробатике. 4 года назад на Олимпиаде в Японии был четвертым, и, вероятно, с тех пор это итоговое место стало для чеха символом неуспеха. После Игр в Солт-Лейк-Сити имя 29-летнего спортивного инструктора войдет в историю — столь сложные прыжки никто никогда на зимних Играх прежде не исполнял. Пойти ва-банк чешского спортсмена подтолкнула турнирная ситуация. Однако обо всем по порядку.
Открыл финальные соревнования белорус Дмитрий Дащинский, занявший 12-е место в квалификационном раунде. Он чисто сделал тройное сальто с четырьмя винтами, получив оценку 127,04 балла. О Диме — особый разговор. Еще несколько дней назад он чувствовал сильные боли в сломанной ключице, не был уверен, сможет ли выйти на старт. Доктор белорусской команды фристайлистов Игорь Равотько водил Дащинского на процедуры, так как стал прогрессировать воспалительный процесс в кости, куда канадские хирурги вживили пластину. Поскольку спортсмен возобновил тренировки, начал прыгать, где-то произошло смещение “инородного тела”. И по окончании Олимпиады Диме предстоит лечиться в больнице. Его риск сродни подвигу! После первого прыжка бронзовый призер Нагано делил 5-6 строки в протоколе с будущим триумфатором, исполнившим “стандартное три с четырьмя”. Хотя еще совсем недавно о тривиальности этого прыжка никто не посмел бы даже заикнуться. Восьмым на вершине склона “Deer Valley” появился еще один белорус Дмитрий Рак, удививший накануне в квалификации мужской зрелостью. К сожалению, поймать такой же кураж на этот раз нашему соотечественнику удалось лишь наполовину: вышел на славу лишь второй прыжок, а в первом касание спуска рукой арбитры наказали по всей строгости — 98,41. Баллы за приземление составляют, как известно, 30 процентов от общей суммы. И в первом прыжке, кроме Рака, их не досчитался только канадец Стив Омишль, остальные же акробаты во весь голос заявили о своих притязаних на награды. Достаточно громко удалось сделать это белорусу Алексею Гришину. Он выступал предпоследним, и его “винт — два винта — винт” получили-таки признание арбитров. Высокий взлет, идеальные фигуры, чистый выезд на равнину — и Гришин временно возглавил протокол, 129,71. Сумел опередить белоруса лишь замыкающий дюжину финалистов Эрик Бергуст, еще один из хозяев соревнований, которому поставили 130,38.
“Дубль два” фристайлисты начали демонстрировать судьям и публике в соответствии с занятой после первого прыжка позицией. Кое-кто попутно преуспел и в актерском мастерстве. И Джо Пак, и Энди Капичик, и Джерет Петерсон не могли не знать о том, что в болельщицкой толпе, неистово размахивающей флагами, более всего знаков отличия двух держав, США и Канады. Представители звездно-полосатых и кленовых листьев значились и в судейской бригаде. И при прочих равных фактор своего поля сыграл не самую последнюю роль. Так, вторая оценка, полученная Дащинским, 117,25 балла, могла оказаться и выше, будь к нему судьи столь же благосклонны, как по отношению к американцам. Сам Дмитрий впоследствии объяснил смазанный прыжок тем, что не хватило скорости при разгоне. К тому же резко подул ветер, и желанной высоты он не набрал, из-за чего при приземлении вышла помарка.
А наибольший повод усомниться в объективности “спортивной Фемиды” дала судейская скупость, проявленная после восхитительного ультра-си Валенты. Чех впоследствии признался, что он не ставил целью покорить вершину пьедестала, намереваясь показать лишь то, на что способен: “Возможно, я изменю этот вид спорта. И многие, глядя на меня, скажут, что если Алеш может делать это, то и мы тоже”. Чуть позже серебряный медалист Солт-Лейк-Сити полушутя обзовет Валенту психом, правда, добавив при этом, что смотрится новшество легко и что он гордится коллегой… “Квинтет” прозвучал божественно, и, браво балансируя на одной лыже, спортсмен в изнеможени и рухнул. Каково же было разочарование чеха при взгляде на выставленные оценки: лишь высокий коэффициент сложности, 4,850, повлиял на результат — 129,98. К слову, меньше всех восхитились фигурами двое арбитров: американец (5,8) и канадец (6,2). Общая сумма, 257,02 балла тем не менее вывела смельчака в лидеры. При всей благосклонности к Джефу Бину и Джо Паку превзойти этот показатель им не удалось. Последний перед выступлением Алексея Гришина обосновался на второй позиции.
Наш акробат сделал второй вариант тройного сальто с четырьмя винтами, но при выезде на склон немного подался вперед. Похожие огрешности здесь не однажды прощались. Однако высвеченные на экране цифры, 121,48, были почти приговором. Алексей, набрав в общей сложности 251,19 балла, проиграл Паку 32 сотые, и он только временно третий!
То, что случилось потом, кто-то назовет возмездием, кто-то — роковой случайностью, а кто-то — закономерностью. Эрик Бергуст, которому для победы нужно было получить за свой прыжок 126, 65, приземлился “в спину”. “Я решил добавить энергии и увеличил скорость. Ее избыток и стал причиной падения. Собственно, я тоже рисковал, желая либо добыть золото либо занять в финале последнее место. Что ж, я стал последним”. Эту отвагу по достоинству оценил ставший олимпийским чемпионом Валента: “Мы боксеры, чтобы сражаться друг против друга. Я искренне сочувствую Эрику”.
А мы сопереживаем первому белорусскому медалисту Солт-Лейк-Сити Алексею Гришину: бронзовую награду он заслужил по праву!
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь