ПРИЦЕЛ СВЕТЛАНЫ ПАРАМЫГИНОЙ. РЕГРЕСС ПОШЕЛ. Зри в корень

14:39, 31 октября 2002
svg image
1789
svg image
0
image
Хави идет в печали

В науке подобные выводы называют нарушением закона достаточного обоснования. У нас куда ни ткнись — везде проблема с резервом. Тренеры на местах работают кто по привычке, кто на последнем фанатизме, и все в один голос вопиют о пагубности для белорусского спорта практики массового приглашения в сборные страны зарубежных спортсменов сомнительной квалификации. Причем на обеспечение штатного состава национальных команд уходит до 80 процентов финансовых средств, а подготовка резерва ведется по остаточному принципу. Поэтому в силу имеющихся ограниченных материальных и финансовых возможностей проблемами воспитания перспективной молодежи занимаются территориальные государственные и ведомственные учебно-спортивные учреждения. Однако их деятельность носит разрозненный характер и трудно управляема. Отсутствует преемственность в работе. Низок уровень качества учебно-тренировочного процесса из-за острой нехватки финансирования. Спортсменам явно не хватает международных стартов для приобретения необходимого опыта и повышения мастерства.

Напрашивается вывод: существующий ныне механизм ДЮСШ — УОР — ШВСМ — национальная команда должным образом не действует. При переходе из юниорского возраста во взрослый потеря молодежи огромна. Если вчерашнего юниора не берут сразу в национальную команду, то, помыкавшись некоторое время, он вынужден расстаться со спортом, не успев даже толком проявить себя. Но нельзя забывать, что современный спорт, за редким исключением, — удел людей, достигших зрелости как по своему физическому развитию, так и по сформировавшейся психике. Так каким же образом будет выполнен один из пунктов утвержденной Программы подготовки белорусских спортсменов к зимней Олимпиаде-2006? Ведь речь там идет о создании в ближайшие два года трехкратного (!) резерва в национальных командах, способных бороться за 1-8-е места на чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх. В программе нет конкретного ответа на этот вопрос. Зато видное место в ней занимает подробная модельная характеристика участника XX зимних Олимпийских игр в Турине. Правда, боюсь, что длина тела некоторых известных биатлонистов не соответствует стандартам, предложенным в документе. А уж о том, насколько важно знание массы костной ткани для лыжника, даже и судить не берусь. Зато уверена в одном: наши фристайлисты не могут исполнять на существующем в Раубичах трамплине прыжки высочайшей сложности, потому как мала гора разгона. Требуемая эстакада еще в январе была включена в так называемый Перечень строек и объектов для государственных нужд. Но воз, как говорится, и ныне там — денег-то нет.

Необходимость перехода на качественно новый уровень работы спортивной отрасли назрела давно. Не случайно специалисты бьют в колокола, что распределением бюджетных средств в Минспорте занимается ограниченное количество лиц, отсутствует коллегиальный подход по их целевому использованию, прозрачная система контроля, которая позволяла бы проанализировать эффективность инвестиций в подготовку национальных команд вообще и каждого спортсмена в частности.

Вероятно, в целях выхода из состояния регресса Минспорта выпустило 25 октября сего года приказ о создании Республиканского центра олимпийской подготовки (РЦОП) по лыжным видам. Идея центра была озвучена еще в марте при подведении итогов Игр в Солт-Лейк-Сити. Ее поддерживали и обсуждали специалисты на многих уровнях. Вот только содержание вышедшего приказа почему-то существенно отличается от поручения президента страны, данного им 22 августа во время визита в Раубичи. Напомню: Александр Лукашенко встречался с национальной командой по биатлону. В выступлениях вице-президента НОКа Николая Ананьева, министра Евгения Ворсина, директора спорткомплекса Александра Хандогина, главного тренера по резерву Владимира Плаксина прозвучали тогда конкретные предложения по реформированию работы с перспективной молодежью. В итоге глава государства поручил Минспорту до 1 января 2003 года совместно с НОКом, федерациями, территориальными и ведомственными спортивными организациями, унитарным предприятием “Раубичи” создать в структуре этого предприятия Центр подготовки резерва по лыжным видам спорта. Подчеркиваю: “в структуре спорткомплекса”. Однако новоиспеченный приказ имеет мало общего с поручением президента. Поясню. Начиная с 25 октября предприятие “Раубичи”, имеющее международную лицензию категории “А” от Международного союза биатлона, которая позволяет принимать в Беларуси в 2004 году чемпионат Европы… не существует. Мин- спорта приказывает слить в одно целое спортивный комплекс и республиканскую ШВСМ по зимним видам (РШВСМ ЗВС). На первый взгляд ничего особенного не произошло, но… На самом деле крупное хозрасчетное предприятие с мощным гостиничным хозяйством, немалой инженерно-технической службой, кафе и рестораном переводится на бюджетное финансирование и, согласно представленной Минспортом схеме, превращается в простой придаток мелкого государственного учреждения. При этом для удешевления услуг предлагается половину большой гостиницы преобразовать в общежитие, а кафе перевести в столовую третьей наценочной категории.

Да, помню-помню, много лет назад питались мы в раубичской столовой. Каждый из нас вынужден был стоять в длиннющей общей очереди к раздаче блюд, а затем и в единственную кассу. Понятно, что преимущество здесь имели те, кто особо не задерживался на тренировке. А трудягам порой могло не хватить котлеты. Так неужели мы откатываемся лет на 10 назад? Да разве вычеркивание из штата нескольких горничных, изъятие из номеров телевизоров и телефонов, исчезновение скатертей и возврат к алюминиевым вилкам и ложкам решат проблему удешевления услуг? Ведь основные составляющие здесь — электроэнергия, газ и т.п.

Теперь поговорим о том, что представляет собой сегодня РШВСМ по зимним видам спорта. Согласно проведенной в сентябре по поручению помощника главы государства Николая Ананьева проверке члены комиссии пришли к выводу “о нерациональности расходования бюджетных средств на содержание и обслуживание управленческого и административного аппарата”. При анализе состава спортсменов выяснилось, что большую часть групп составляют члены национальных команд. Причем Вадим Сашурин, например, наверняка ни сном ни духом не ведает о том, что деньги за него получает один из начинающих тренеров. Комплектование учебных групп произошло за счет регионов страны и России путем приглашения и зачисления в сборные команды Беларуси. И в то же время РШВСМ ЗВС не имеет договора с ДЮСШ о передаче спортсменов из одного спортивного учреждения в другое. Проверяемой школой “не проводится научное и медико-биологическое обеспечение учащихся”.

На основе анализа представленной документации, посещения учебных занятий комиссия сделала вывод: “РШВСМ ЗВС не выполняет своего прямого назначения, связанного с подготовкой олимпийского резерва для национальных команд. При этом нарушается законодательство Республики Беларусь по комплектованию учебных групп и тарификации тренерского состава”. И вот эту, не отвечающую требованиям времени структуру, без должной реорганизации Минспорта вставило в не имеющую детального экономического обоснования схему организации деятельности РЦОП по лыжным видам.

В ответ на просьбу к представителям Национального олимпийского комитета прокомментировать факт появления нового спортивного образования корреспондентом “ПБ” был получен ответ, что ни бюро, ни исполком НОКа не рассматривали вопросы, связанные с образованием РЦОП.

Самое-то интересное, что согласно официальному документу указанные преобразования потребуют увеличения бюджетного финансирования в 2003 году на сумму порядка 900 млн. рублей. Могу прокомментировать хотя бы одну из составляющих этой суммы. Например, на содержание медико-восстановительного центра планируется выделить 2 млн. рублей в год. А это лишь годовая зарплата одного работника! Так, может, и все цифры занижены, мол, потом разберемся? А ведь Минспорта приказывает предусмотреть финансирование РЦОП в пределах, запланированных проектом бюджета на 2003 год по разделу “Физическая культура и спорт”. Вот и получилось, что, уничтожив крупное хозрасчетное предприятие и слив его с государственным учреждением, чья деятельность, по мнению вышеназванной комиссии, не совсем в ладах с законодательством, министерство сделало ставку на госбюджет, который, как известно, не отличается щедростью. Выделит ли Минфин дополнительные средства — еще вопрос. Скорее всего, свой приказ от 25 октября руководству Минспорта придется реализовывать за счет других видов спорта. И вообще, как минимум странной видится ситуация, когда страна неизбежно движется в сторону рыночных отношений, пытается проводить экономические реформы в сторону снятия тяжести с бюджета, а отдельное министерство поворачивает реку вспять. Время, назад?

Однако не стоит волноваться. Как говорил незабвенный Козьма Прутков: зри в корень. Указанные меры, по обещанию чиновников, обеспечат достижение на Олимпийских играх 2006 года наивысшего спортивного результата за все время участия белорусских спортсменов в зимних Олимпиадах.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?