НОК. Хозяин бани

02:08, 2 апреля 2002
svg image
4419
svg image
0
image
Хави идет в печали

Сформированный на последнем собрании исполком в кои-то веки проявил черты не бутафорского консилиума, прячущегося за спины “компетентных органов”, а реальной силы, способной наводить порядок в собственном доме своими же руками.

Баня по-черному

Как уже сообщал “ПБ” в предыдущем номере, в минувший четверг состоялось заседание исполкома НОКа, утвердившего постановление бюро от 27 марта о расторжении контракта с генеральным директором унитарного предприятия “СОК “Олимпийский” Сергеем Демковым. Причиной послужили выводы комиссии, выявившей в результате проверки финансово-хозяйственной деятельности УП серьезные нарушения и злоупотребления.

Есть смысл вкратце напомнить читателям, как развивались события вокруг СОКа после того, как более четырех лет назад, 17 марта 1998 года, Александр Лукашенко подписал распоряжение “О некоторых вопросах по созданию спортивно-оздоровительного комплекса “Олимпийский”. Едва этот документ увидел свет, в НОКе, не дожидаясь постановления Совмина, взялись за реставрацию расположенных в центре Минска объектов, которые передавались в олимпийскую собственность. Но год спустя, в марте 99-го, вице-президент НОКа Николай Ананьев угодил в опалу и восстановительные мероприятия фактически прекратились. И хотя летом 1999 года в бывшем здании Академии физвоспитания по проспекту Скорины, 49 сдали в эксплуатацию бассейн и баню, было очевидно — произошло сие событие явно по инерции, поскольку реставрация ванны завершилась еще при Ананьеве, а чисто косметические работы наверняка не потребовали от его “преемника” на посту второго лица НОКа Геннадия Алексеенко сверхусилий — оставалось только отрапортовать: все, мол, сделано по высшему разряду.

Мало того, с уходом Николая Константиновича ранее открытая для журналистов организация превратилась в структуру, отдаленно напоминающую эдакую белорусскую версию омерты — кодекса молчания, принятого в итальянской мафии. И вплоть до 6 декабря прошлого года, когда вернувшийся на круги своя Ананьев провел открытое для представителей масс-медиа рабочее совещание по СОК “Олимпийский”, получить мало-мальски стоящую информацию из НОКа было ничуть не проще, нежели, скажем, в пору “великой депрессии” рядовому американскому копу раздобыть документы, изобличающие главного гангстера Америки всех времен Лаки Лючано…

На том совещании 6 декабря новый старый вице-президент, в частности, сказал: “Сегодня, увы, мы вынуждены начинать все сначала. Конкретно в комплексе по проспекту Скорины, 49, например, размещаются 26 организаций, которые неплохо устроились: тепло, светло и в самом центре города. Никто, похоже, не испытывает никаких проблем, кроме самого НОКа. Филиал главного туалета страны переместился с вокзала сюда, на площадь Якуба Коласа! Возникает резонный вопрос: что это за комплекс? Помните, примерно год назад над зданием водрузили знамя Олимпийского комитета? И когда я увидел флаг, мне стало очень плохо… Я не понимал, зачем и кто это сделал. Наверное, для того, чтобы обозначить: такой там хозяин. А ведь руководителем НОКа является президент страны, и он наделил нас полномочиями, дабы мы навели там порядок. К сожалению, мы этого не сделали…”

Удивительно, однако за прошедшие три с лишним месяца мало что поменялось в работе спортивно-оздоровительного комплекса. Комиссией отмечается, что УП и арендаторами не принимаются необходимые меры по приведению в порядок мест общего пользования и прилегающих территорий, которые находятся в антисанитарных условиях. Хотя, по большому счету, чего иного стоило ожидать, если, как подчеркнул на исполкоме НОКа 27 марта Ананьев, “за два года в этом комплексе не произошло существенных изменений. Несмотря на то, что Национальный олимпийский комитет прилагал громадные усилия, дабы вывести СОК из того плачевного состояния, в котором он находится. В настоящий момент нарушена утвержденная концепция развития комплекса, которая, во-первых, была призвана сохранить его предназначение, а во-вторых, обеспечить в центре столицы здание, отвечающее современным требованиям. Например, только в 1998 году НОК адресовал более 100 тысяч заработанных собственными усилиями долларов на реконструкцию комплекса. Я уже не говорю о том, сколько, согласно постановлению правительства, государственных денег было инвестировано в СОК “Олимпийский”… Но, к сожалению, с назначением Сергея Анатольевича (Демкова. — “ПБ”.) на должность генерального директора этот комплекс стал кормушкой для отдельных руководителей”.

Трудно сказать, каких “отдельных руководителей” имел в виду Ананьев, но себя г-н Демков однозначно не обижал. Или, скажем так, не обидели те, кто, — а главное, с чьей подачи, — назначил Сергея Анатольевича на должность генерального директора СОКа “Олимпийский” и “положил” ему сумасшедшую по белорусским меркам зарплату. Так, согласно данным проверки, проведенной комиссией НОКа, в декабре 2001 года заработная плата Демкова составила… 1 миллион 312 тысяч 500 рублей (для справки: в некоторых колхозах люди безумно рады 120 тысячам в месяц). Либо в пересчете на доллары — примерно 850 “вашингтонов”. И это с учетом того, что средняя заработная плата работников УП “СОК “Олимпийский” в последнем месяце минувшего года была 198 766 рублей, то есть в 6,6 раза меньше, чем у генерального директора. Хотя в соответствии с постановлением Совмина за N 1972 от 24.12.98 “О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики” (п.6) коэффициент соотношения средней зарплаты руководителя и средней заработной платы по предприятию в целом не должен превышать 3,5… А Николай Ананьев озвучил еще одну любопытную цифирь: “Как подсчитали наши специалисты, в связи с повышением с 1 марта “минималки” зарплата Сергея Анатольевича составляла бы два с половиной миллиона. Да, в контракте сказано, что такое может быть, но при соответствующих условиях. Так вот, Сергей Анатольевич для себя эти условия создал, но не сформировал их для нормального функционирования предприятия…”

Кроме того, как следует из выводов работы комиссии, в 2001 году генеральному директору было выплачено 5 миллионов 265 тысяч рублей премиальных, что составило почти четверть от общей суммы премий по спортивно-оздоровительному комплексу. И это несмотря на то, что прибыль нарастающим итогом с начала года имелась только в июне, октябре, ноябре и декабре, а прибыль от основной деятельности — лишь в двух последних месяцах 2001-го.

— Прибыль на этом предприятии возникала не за счет услуг, — обратился к присутствующим Николай Ананьев. — Думаю, вы все это прекрасно понимаете. Очень много помещений, принадлежащих СОК “Олимпийский”, сдаются в аренду. Но мы считаем, что деньги, поступающие от аренды, должны идти на развитие предприятия. Вот откуда и зарплата появилась…

Пуще того, после выступления председателя Минской городской федерации плавания Юрия Певного выяснилось, что “сегодня бассейн превратили в клоаку — вонь дикая от воды”; что когда он с товарищами “посещал в позапрошлом году парилку, то платили наличными дяде”. Певный назвал и сумму: по 50 тысяч рублей с человека за посещение. Причем, как утверждал Юрий Андреевич, никаких квитанций об уплате не выдавалось.

— Что ж вы способствовали хапугам? — резонно спросил Ананьев Певного. — Но вообще-то я должен прояснить ситуацию. Дело в том, что за эксплуатацию этого медико-восстановительного центра, который введен в действие два года назад и который предполагает сауну, мини-бассейн, джакузи, комнаты отдыха, бильярдные и так далее, ни одной копейки не поступило в кассу, все деньги проходили мимо. А расценки вы слышали: 50 тысяч в час…

Выводы комиссии оказались неутешительны для генерального директора еще и в том плане, что 90 процентов проверенных арендаторов не производят оплату аренды и коммунальных услуг в срок, установленный договором, а бухгалтерией УП “СОК “Олимпийский”, как выяснилось, не ведется учет просроченных платежей и не применяются предусмотренные договорами экономические санкции к недобросовестным плательщикам. Также были установлены факты неправомерного применения понижающих коэффициентов при формировании минимальной ставки арендной платы в зданиях, находящихся в государственной собственности. Например, комиссия подсчитала, что ООО “Сол Минск”, специализирующееся на обучении иностранным языкам, должно платить за аренду минимум девять долларов США по курсу Нацбанка за квадратный метр площади, а не четыре. Поскольку в соответствии с законом это ООО не входит в Национальную систему образования Беларуси. По мнению проверяющих, только за один месяц УП “СОК “Олимпийский” недополучает за аренду принадлежащего предприятию помещения площадью 511 кв. м. от ООО “Сол Минск” около 2500 долларов.

Весь в белом

Надо заметить, на заседании исполкома НОКа Сергей Демков не выглядел некой “жертвенной овцой” и в меру своих сил пытался — нет, не оправдаться, а довести до собравшихся собственную точку зрения. Другое дело, что это у него не больно-то получалось. Хотя с некоторыми доводами Демкова трудно не согласиться. Как, например, с тем, что не он сам назначил себе такую огромную зарплату: договор с ним по поручению тогдашних членов исполкома НОКа был составлен и подписан исполнительным директором Ярославом Баричко.

Кроме того, Демков направил в исполком НОКа заявление, которое огласил Ананьев:

— Прошу рассмотреть вопрос о моем незаконном увольнении с должности генерального директора СОК “Олимпийский” решением бюро исполкома НОКа от 27 марта 2002 года. Факты, изложенные в справке по проверке отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, не соответствуют действительности. Что было документально подтверждено на бюро (здесь Николай Константинович сделал ремарку, что на бюро пока ничего не было подтверждено. — “ПБ”.). Предвзятое отношение вице-президента НОКа Ананьева обусловлено его личными мотивами обогащения за счет предприятия и моим отказом способствовать ему в этом. По итогам работы за 2001 год предприятие “СОК “Олимпийский” заняло первое место в Первомайском районе города Минска по местонахождению и второе по республике — в спортивной отрасли. С уважением, Демков.

Далее гендиректор УП сказал буквально следующее:

— Уважаемые члены исполкома, присутствующая пресса. Ни один факт, изложенный в составленной комиссией справке и предоставленной нам за сутки до бюро исполкома, не имеет места в действительности. Мы физически не успевали сделать пояснения, но сегодня они готовы. По данному факту мной подано заявление в Генеральную прокуратуру Республики Беларусь, Комитет государственного контроля, Комитет государственной безопасности. То, что я написал в заявлении, которое Николай Константинович озвучил, также имело место. Я об этом тоже сообщил в соответствующие правоохранительные органы. Теперь я готов ответить на любой вопрос”.

Вопросов практически не было… Сергей Демков не нашел поддержки со стороны членов исполкома НОКа. Только вице-президент Геннадий Алексенко чуть ли не горой встал за генерального директора. Михаил Кобринский тоже поначалу был против расторжения контракта с Демковым, однако во время голосования воздержался. Алексеенко же с начала заседания исполкома потребовал исключить этот вопрос с повестки дня и даже зачитал обращение трудового коллектива СОК “Олимпийский” к президенту Беларуси и НОКа Александру Лукашенко в поддержку Сергея Анатольевича. Которое, впрочем, не произвело на присутствующих сильного впечатления. Скорее всего, потому, что доводы комиссии оказались весомее. Тем паче, как заметил председатель комиссии Михаил Кладов, ее работе всячески препятствовали, не предоставляли вовремя необходимые документы. В результате из десяти присутствовавших членов исполкома НОКа за расторжение контракта с генеральным директором СОК “Олимпийский” Сергеем Демковым проголосовали восемь (Алексеенко был против, Кобринский — воздержался). К слову, юрист НОКа Дмитрий Зубрицкий подтвердил, что здесь нет никакого противоречия с законом, поскольку Демкова уволили по статье, предусматривающей расторжение договора со стороны нанимателя. А учредителем УП “СОК “Олимпийский” является НОК с долей 100 процентов.

Попытка взглянуть в будущее

Можно не сомневаться, что Сергей Демков наверняка не пропадет. “Вчера Евгений Николаевич Ворсин заявил, что заберет Сергея Анатольевича в Минспорта, поскольку нельзя разбрасываться ценными кадрами. И мы с удовольствием уступим государственному учреждению подготовленного в НОКе специалиста, чтобы он продолжал работать на спортивном поприще”, — саркастически заключил Николай Ананьев.

А вот Ярослав Баричко может опять, как и в Солт-Лейк-Сити, “угодить под раздачу”. Вторым пунктом заседания исполкома было принято решение рассмотреть по возвращении Ярослава Михайловича из больницы вопрос “о дисциплинарной ответственности исполнительного директора НОКа за упущения в работе”. Очевидно, Баричко придется отвечать за то, что он выпустил положение дел в СОК “Олимпийский” из-под контроля. Наверное, справедливо, поскольку за свои ошибки нужно отвечать. Только не желательно, чтобы Ярослав Михайлович вновь оказался тем стрелочником, на которого принято кивать сильным мира сего из-за их собственных просчетов. Хотелось бы верить, что это будет последнее наказание “шефа миссии”. Это заседание исполкома НОКа во всяком случае реально показало, что порядок в своем доме наши олимпийские боги начали наводить сами. И убрать избу, не выметая из нее сор, к сожалению, невозможно. Слишком мала изба, и чересчур много в ней накопилось мусора.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?