Открытие сезона. Розовая революция Алены Омелюсик

21:51, 26 декабря 2012
svg image
4807
svg image
0
image
Хави идет в печали

В минувшем сезоне одним из главных открытий шоссейного евросезона стала 23-летняя спортсменка Алена ОМЕЛЮСИК. В дебютном сезоне она 49 (!) раз попадала в двадцатку на различных стартах и, кроме того, одержала первую профессиональную победу в женском аналоге “Тур де Франс”. Многообещающее начало шоссейной карьеры для спортсменки, на которой едва не поставили крест.

— Алена, почему решила связать судьбу с велоспортом?
— Вообще-то судьба меня сама выбрала. С семи лет занималась художественной гимнастикой. Все складывалось хорошо, была перспектива. Но потом нашего тренера пригласили в Брест. Она уехала, и Береза — городок, где я жила, осталась без гимнастики: заменить наставника оказалось некем. Чтобы мы совсем не пропали, подруга тренера взяла к себе в легкую атлетику. Как-то раз на соревнованиях в Березе комментатором выступал тренер по велоспорту. Он спросил, нет ли у меня желания покататься на велосипеде? Конечно, оно было! Попробовала. И с тех пор с велосипедом не расстаюсь.

— В гимнастике самое страшное — растяжки. Сильно плакала, когда их делали?
— Вообще не плакала. У меня была подружка, так для нее это была катастрофа, когда тренер садилась на ногу и начинала тянуть. Я же гибкая от природы. Мне повезло. А вот в велоспорте без слез не обходилось. После двух недель занятий меня перевели в старшую группу. И тут же я первый раз упала. Приехала домой с разбитым лицом. Родители заявили, что велосипедные тренировки с этого момента прекращаются. Дескать, зачем тебе это надо? Но я же упертая. К тому же наша секция после того случая закупила каски. Падать стало не так больно.
Я не думала, что велоспорт — это надолго. Но как-то все совпало. Отправилась в училище в Брест. Хотя папа с мамой меня не отпускали. В итоге все-таки уговорила их подписать бумагу. Что ж поделать, если я такая твердолобая. Решила и поехала. Потому что велоспорт — это классно! А когда выигрываешь — ощущение не передать словами. Постоянно хочется побеждать вновь и вновь. Если не получается, этого вкуса победы очень не хватает.

— На другие вещи не отвлекалась?
— Меня на все хватало. Чем я только не занималась! Художественная школа, корзиноплетение. Даже в футбол играла за класс вместе с мальчиками. Кстати, в одной команде с Артемом Соловьем, который недавно ездил на Олимпиаду в составе футбольной сборной. Мы с ним учились в параллельных классах. Так что Береза — спортивный город. Известный гонщик Евгений Соболь также оттуда.
Меня и сейчас переполняет энергия. К примеру, в команде сказали, что после окончания сезона нужно месяц отдыхать. Прошла неделя, а у меня уже все мышцы начали ныть оттого, что ничего не делаю. Какая-то нехватка нагрузок.

— В какой момент ощутила, что велоспорт — твоя профессия?
— Наверное, в 2007 году, когда завоевала медаль на чемпионате Европы в Болгарии. Однако затем настал тяжелый период. Даже думала, что завяжу. У меня забрали тренировочный велосипед. На сборы не пускали. В 2010-м поехала в Турцию на чемпионат Европы. Очень настраивалась на хороший результат, но упала во время групповой гонки. Сломался руль. К сожалению, запасного велосипеда в белорусской сборной не было, и я вынуждена была прекратить борьбу. Пролила реки слез.
Это был переломный момент. Ведь в сентябре проходил трековый чемпионат Европы, куда я якобы не отобралась. Тогда в Беларуси появилась девочка с Украины — Крючкова. И тренеры во главе с Соловьевым решили везти ее. Выходит, я не показала результат, который планировался. Меня убрали с зарплаты в Минспорта. И в тот период действительно думала, что так больше не могу. Ведь у меня ни ставки, ни велосипеда, ни сборов — ничего!
Зато были люди, которые мне помогли. На первое время Виктор Иванович Данильченко выделил мне велосипед из мужской команды. Затем Наталья Цилинская дала свой шоссейный, с которым я поехала в Польшу. Мой тренер Василий Иванович Сафонов нашел там команду, вместе с которой я могла участвовать в гонках.
Благодаря подготовке в Польше набрала форму и стала медалисткой чемпионата Европы. И поняла: так просто от любимого дела не откажусь. После того успеха получила предложения от нескольких команд. Выбрала “Be pink” по советам друзей и особенно Евгения Сенюшкина, который сам в Италии выступал и много знает о тамошнем велоспорте.
Сейчас у меня все наладилось. Поэтому не хочу бередить раны. Просто знаю: если стану откровенно и во всех подробностях рассказывать, что здесь у нас происходило, то опять окажусь врагом белорусского велоспорта. Мало ли, девочки неудачно выступят на чемпионате мира. И наверняка захочется кого-то в этом обвинить.

— Насколько мне известно, подготовка шоссейников к Олимпиаде также прошла отнюдь не на таком высоком уровне, как говорят чиновники…
— Начнем с того, что я завоевала лицензию исключительно благодаря выступлениям в итальянской команде. Она всем меня обеспечила: велосипедами, формой, предоставляла возможность тренироваться и выступать. Когда же я звонила в Минспорта с просьбой организовать сбор в Италии накануне Игр, мне отвечали: ты же в команде, пусть она и платит за все. Команда и так не скупится, но надо же совесть иметь. Все-таки на Олимпиаде я представляю страну. Ведь просила обеспечить сбор, чтобы подготовиться непосредственно к Играм в Лондоне. Такая же проблема возникла после выступления на “Джиро”. Хорошо, мне помог Алексей Иванов из нашей федерации. А иначе пришлось бы делать все за свой счет. А деньги немаленькие. Или вспомнить волокиту с билетами! Команда по договоренности отправила меня на Олимпиаду. Тренер по командной карточке оплатил билеты, расходы на транспортировку велосипеда. Министерство обещало все возместить. Но потом начали требовать распечатку счета в банке, ксерокопию карточки, а напоследок еще и письмо, что эти деньги не заберу себе. История повторилась затем на чемпионате мира. Но билет стоил 100 евро, так я плюнула на это и оплатила его сама. Впрочем, ведь не одна такая. У пацанов-шоссейников аналогичная ситуация.
Уже на Играх выдали смешную форму. Майки не того размера, перчаток нет, у ребят велотрусы с женскими подкладками. Можно было подойти к этому вопросу совершенно по-другому. Все-таки Олимпиада…

— Участникам женской гонки пришлось, пожалуй, тяжелее, чем кому-либо. Ведь именно в тот момент зарядил сильный дождь…
— Было скользко. Выехала на дорогу и оказалась будто на льду. Смотрю: других девчонок так же руль водит. Старалась быть осторожнее, но от падения не убереглась. Обидно, ведь чувствовала, что способна на большее, чем 15-е место.
К тому же в интернете запустили забавную фишку — якобы я попала в призы. Дело в том, что по ходу гонки я ехала в отрыве с Марианне Фос и Армитстед, которые в итоге завоевали золото и серебро. И кто-то выложил стоп-кадр одного из промежуточных финишей. Сначала восприняла это, словно мою удачу украли. Ведь мечта об олимпийской медали казалась осуществимой.

— В этом сезоне ты почти пятьдесят раз пробивалась в двадцатку сильнейших на различных гонках. Невероятная стабильность…
— Даже тренеры моей команды говорят, что такого еще не видели: на каждой гонке, на каждом этапе многодневки я в десятке, “пятнашке”. Как-то так получается. Хотелось бы с той же регулярностью попадать в первую тройку. Ладно, хотя бы в пятерку. Наверное, не все сразу.

— Чем отличаются женские гонки от мужских?
— Девушки есть девушки. В пылу борьбы могут и толкнуть, и обругать. А после финиша прийти и сказать: “Ой, Алена, извини, что так получилось. Это ж гонка!”
К примеру, есть одна бразильская гонщица Клемилда. Ее как-то дисквалифицировали за то, что толкнула мою подругу Оксану Козончук. Я с этой бразильянкой познакомилась во время гонки в Сальвадоре.
Это мой первый год в профессионалах. Естественно, в пелетоне меня еще не знали. И вот ехала я в гору в первых рядах, а тут Клемилда подобралась и начала цепляться руками за мое седло. Интуитивно отмахнулась — попала бразильянке по каске. Она сказала: “У тебя будут проблемы”. Я ответила в том же стиле. В общем, в очень быстром темпе прошел обмен “комплиментами”. Но после финиша Клемилда подъехала, извинилась. И сейчас мы с ней едва ли не самые большие друзья в пелетоне.
Сам стиль гонок тоже отличается. Мужчины терзают друг друга до самого финиша. У нас такая только Марианне Фосс. Будет атаковать, пока не замучает всю группу до потери пульса. У остальных другая тактика. Как и на треке, когда все катаются под бортом и ждут: кто же первая высунется.

— Часто падала в этом году?
— Лучше не вспоминать. Едва ли не в каждой гонке оказывалась на асфальте. Я не только самая стабильная гонщица, но еще и самая падающая. Причем в тех стартах, на которые особенно настраивалась: “Тур”, “Джиро”, Олимпиада, чемпионат мира. Мне в команде дали домашнее задание: “Алена, научись не падать”. Но это невозможно, потому что всегда случаются непредвиденные ситуации. Впрочем, волков бояться — в лес не ходить.

— Как общаешься с партнерами по команде?
— Первое время — на школьном английском. Но он у меня не так уж хорош. А теперь выучила итальянский. Не в совершенстве, но все же. Учила сама. Читала газеты, прокручивала записи с правильным произношением. Еще девочки из команды помогали. Они понимают, что я иностранка. И если говорю неправильно, поправляют. Это идет на пользу. По прошествии двух месяцев начала такие фразы выдавать — сама не понимала: откуда я это знаю?
Люблю радио “Ченто дуэ э чинкве” — 102,5. Что показывают по телевизору, все понимаю — потому что там чистый итальянский. Но когда в Бергамо, где я обосновалась, люди говорят на своем диалекте — уже тяжело. Еще хуже, если наш механик говорит на римском — тогда вообще ничего непонятно.

— Рядом с Бергамо ведь живет и Сивцов…
— Он живет в 30 километрах от меня, Кучинский тоже недалеко. Но Костю я только раза два видела. Больше общаюсь с его женой, с которой у нас общая подруга.

— У тебя есть право голоса в принятии решений в клубе?
— Тренер всегда со мной разговаривает, интересуется, как я себя чувствую. Спрашивает, могу ли проехать ту или иную гонку. Нет такого, чтобы он меня нагружал по полной. В 2012 году выступала на многих соревнованиях, потому что соглашалась сама — это и для опыта было надо, и чтобы набрать очки на Олимпиаду. Мы уже составили календарь на следующий сезон. А по его ходу будем, если надо, вносить коррективы. Мне очень нравится, что у каждого в команде свой план. Никого не загоняют скопом.
Вообще, к хорошему быстро привыкаешь. Помню, ехала как-то в составе белорусской сборной многодневку в Чехии. На финише мозги были заняты тем, что нужно не забыть майку постирать — завтра в ней же ехать, надо станочек покрутить, чтобы ноги не болели — потому как про массаж можно и не заикаться. В Италии же команда занимается велосипедом, формой. А мне остается только думать о том, как быстрее восстановиться. Можно почитать книжку, посидеть в интернете и просто в потолок поплевать. После этого еще сложнее мириться с белорусской действительностью, с тем, как здесь относятся к спортсменам и тренерам.

— В женских командах нет ревности?
— Меня сначала так пугали этой Италией. Однако девочки классные, хорошие. Не было такого, чтобы что-то говорили про меня тренеру. Конечно, случаются и обиды: кто-то не то сказал, не так посмотрел. Но это ж девушки. Мы очень отличаемся от мужчин. А к чему ревновать?! У нас у всех равные условия, одинаковые велосипеды. А дальше все зависит от твоих личных качеств. Я люблю своих девчонок.

— Почему твой велоклуб называется “Be pink”?
— Честно говоря, не знаю точного ответа. Наверное, потому, что розовый — девчачий цвет. Спонсоры у нас разные — банк, велосипеды, стоматологическая клиника, косметика просится. Что до меня самой, то с детства нравится розовый цвет. И мне очень импонировала форма “Лямпре”. Хотела себе такую же. Когда узнала, что команда называется “Be pink”, подумала: мечты сбываются. С той поры вижу жизнь в розовых очках.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?