Сарагосское начало. Всегда и везде
Юрий Шевцов: вариант девятнадцати
За два дня до отлета сборной в Сарагосу тренерский штаб попотчевал журналистов новостью-сюрпризом. Мы думали-гадали, кто из кандидатов окажется вне заявочного списка из шестнадцати человек. Однако в среду национальная федерация изыскала возможность отправить на турнир сразу девятнадцать гандболистов:
вратари — Николай Зенько (1977, Виктория-Регия), Казимир Котлинский (1974, Повен, Польша), Виталий Черепенько (1984, БГК им. Мешкова); крайние — Максим Баранов (1988, БГК им. Мешкова), Иван Бровко (1980), Денис Рутенко (1986) (оба —- Динамо), Виталий Коженевский (1985, Виктория-Регия); линейные — Максим Бабичев (1986, Динамо), Михаил Нежура (1980, без клуба), Александр Титов (1986, СКА), Вячеслав Шумак (1988, БГК им. Мешкова); полусредние — Сергей Рутенко (1981, Барселона, Испания), Дмитрий Камышик (1990), Алексей Хадкевич (1994), Сергей Шилович (1986) (все — СКА), Кирилл Князев (1990, БГК им. Мешкова), Дмитрий Чистобаев (1986, Пермские Медведи); разыгрывающие — Дмитрий Никуленков (1984, Динамо), Борис Пуховский (1987, СКА).
С объяснения смысла кадрового перебора и начал пресс-конференцию Юрий Шевцов: “В состав можно включать шестнадцать игроков. Мы же перед стартовой игрой заявим только пятнадцать. Этот известный трюк применяют многие команды на случай непредвиденных потерь. Оформив ростер полностью, ты лишаешься такого маневра с дозаявкой на конкретную позицию”. Как видим, у тренера будет богатый выбор. Тем более что регламент оставляет опцию в любой момент заменить еще двоих игроков по ходу турнира. Заметим, что Шевцов отказался заранее делить подопечных на основных и запасных до минуты подачи официальной заявки в день субботнего матча против поляков: “Все девятнадцать претендуют на места в составе. Подключили к нему Алексея Хадкевича. Парень очень хорошо проявил себя на турнире в Риге. Это сигнал другим молодым игрокам: при серьезном отношении к делу у них есть шанс попасть в сборную”. При этом легкий намек на свои предпочтения рулевой сделал: “За основу возьмем вариант состава, игравший на турнире в Швейцарии. Понятно, что на трибуне останется один из трех вратарей. Еще не восстановился после травмы Виталик Коженевский. Во время первой игры он точно будет зрителем”.
История с повреждением у левого крайнего помогла тренеру ответить на вопрос об уровне мотивации команды: “Справиться с такой травмой за столь короткий срок — это пример старания и желания. В психологическом плане ничего особенного применять не приходится. Доволен, что отправляемся на чемпионат на фоне швейцарской турнирной победы. Такая ситуация для нас новая”. Итоги подготовительного сбора внушают оптимизм: “Перед турниром в Латвии были трудности с травмами, готовностью брестских игроков. С этим справились. Особенно отрадно, что по сравнению с играми в Латвии в Швейцарии мы убрали тридцать процентов технического брака в атаке. Если добавим еще несколько процентов, можно будет на равных сражаться с большими командами”.
Не обошлось без оценки соперников: “Группа у нас тяжелая. Почему-то многие полагают, что главный наш в ней соперник — южнокорейцы. А я считаю одинаково важными все пять игр. Выход в плей-офф — цель, к достижению которой мы и готовились. Наши возможности делают его реальным. Но надо очень постараться. Ребята должны быть сконцентрированы и верить в себя. Остальное покажет время”.
Шевцова спросили, не опасается ли он негативных последствий прилета в Испанию лишь в канун первой игры. “Опасаюсь”, — был быстрый ответ. “Хотели бы ситуацию изменить?” — “Хотел бы. Но это не в моих силах. Поляки, для сравнения, улетают в среду, мы — только в пятницу”. Однако не по нраву белорусскому главкому и вариант долгого предтурнирного сбора в Португалии, выбранный его российскими коллегами: “И у нас была такая возможность. Я отказался. Ведь впереди у ребят и без того долгая отлучка из дома. Мы, если вы заметили, даже здесь не практикуем долгих заездов в Стайки. Работаем в РЦОРе. Иногородние живут в гостинице, минчане — по домам. Конечно, надо, чтобы команда сплачивалась. Но, с другой стороны, игрок доволен и спокоен, когда он каждый день видит жену и детей”.
Охотно откликнулся тренер сборной и на журналистские попытки заглянуть в его творческую кухню: “Не думайте, что мы готовимся к каждому конкретному сопернику. Но мы знаем, что сейчас активно практикуется защита 6-0. Наверняка так сыграют против нас поляки. Второй их вариант: взять персонально Сергея Рутенко. Уверен на восемьдесят процентов, что корейцы применят активную защиту 3-3. Другой вариант: тоже персонально против Рутенко. Возможна еще и 4-2. Если брать сербов, то они защищаются с построениями 6-0 или 3-2-1. В этом плане тренировки были оптимально сбалансированы. Плюс настраиваемся на свою игру. Главный пункт — восстановление былых связей и совершенствование нашей защиты”. На двух последних тренировочных турнирах наша сборная чередовала защитные формации 6-0 и 5-1. Такое наблюдение журналистов Шевцов не опроверг: “Все верно. Схемы 3-3 у нас в арсенале нет. Думаю, с Нежурой и Шумаком сзади играть так было бы трудно”.
Предложение пофилософствовать о своих стилистических предпочтениях рулевой белорусов встретил крылатой фразой: “Нападение выигрывает матчи, а защита — чемпионаты. В гандболе всегда так: если надежна оборона, можешь больше позволить себе в нападении. Впрочем, здесь все в комплексе. Я сторонник и контратаки, и позиционного нападения. Предпочитаю быстрый гандбол. Но для него нужны игроки с определенными качествами. А еще люблю игру умную. В этом плане очень симпатичен и труден еще один наш соперник — сборная Словении”.
Прежние свои топ-турниры Юрий Анатольевич проводил, будучи игроком звездной советской сборной. Чем тогдашний Шевцов отличается от нынешнего в ментальном смысле? Здесь растолковать разницу оказалось проще простого: “Тогда мы всегда ехали только за первым местом. Сейчас я еду не за ним. Остальное вторично”. Два чемпионата мира, на которых выступал тогдашний правый крайний минского СКА, диаметрально разошлись итогами: золото и оглушительный провал. Ценен ли тот опыт в нынешних условиях? “Не стоит вычленять эти турниры. В 82-м был позитив. В 86-м — ошибки. Это не разложишь по полочкам. Меня даже трехлетней давности прокол на Кипре многому научил. Сейчас часто вспоминаю, как перед Олимпиадой в Сеуле нам повезло встретиться в спарринге с корейцами. В то время нас называли “спутниками” — так мы летали по площадке. И вдруг оказалось, что соперники почему-то перемещаются вообще скорее мяча. И такое “быстро на быстро” нам не очень-то удавалось. Потом в финале сыграли совсем по-другому и победили довольно легко. Возвращаясь к той истории, доволен, что именно сейчас в Швейцарии мы похожим образом обожглись о катарцев. Там в концовке мои парни попробовали сыграть очень быстро и почему-то сразу наделали много ошибок. Это к тому, что опыт черпается всегда и везде…”
Борис Пуховский: не на ярмарку едем
— Тренировку ты дополнил индивидуальной прыжковой десятиминуткой. Добираешь кондиции?
— Не скажу, что чего-то не хватает. Здоровье и готовность в норме. Просто хочется подойти к такому ответственному старту в максимально хорошей форме. Вот и пробую разные дополнительные упражнения. Потом анализирую: есть ли польза?
— Профессиональный подход. На недавних турнирах в Латвии и Швейцарии ты был фигурой заметной. Доволен собой?
— В первую очередь тем, что получил много игрового времени. Это важно — помогает держать тонус. А еще необходимо было вернуть уверенность, сыгранность с партнерами. В этом смысле своей работой в целом удовлетворен. Что касается результатов, то, естественно, стремились к победам, однако во главе угла это не стояло. Вы же понимаете предназначение прикидочных соревнований. Делали упор на обкатку схем, налаживали взаимодействия.
— В твоей биографии это второй топ-турнир. Первенство Европы в Норвегии из памяти не стерлось?
— Конечно, нет. Но для меня параллели здесь вряд ли будут уместны. Даже по возвращении из Испании. На ту “Европу” ездил совсем молодым. А сейчас в моем мышлении, игровой манере многое изменилось. Не берусь загадывать, как сложится чемпионат мира. Но все мои помыслы и устремления связаны с ним. Наша цель — не просто участие. Если в 2009-м Спартак Петрович Миронович вез в Норвегию обновленный молодой состав и мы, что скрывать, были аутсайдерами, то теперь отправляемся за результатом. Программа-минимум — выйти из группы.
— По мнению многих, удел белорусов — бороться за проходную четвертую позицию в секстете.
— Знаете, как я отношусь к подобным разговорам? Никак. Что толку сегодня надувать щеки или, напротив, стелить соломку? Вторые, третьи, последние… Матчи покажут.
— Насколько, на твой взгляд, удалось достичь главного — взаимопонимания игроков?
— Это выявит только чемпионат. Однако мы выполнили большой объем работы. Полагаю, толково. Были игры, много теории, просмотров видео. Считаю, сделали максимум, чтобы ехать в Испанию в полной боевой.
— Не секрет, что любой топ-турнир — еще и прекрасная возможность приглянуться селекционерам авторитетных клубов…
— Согласен. Но для меня, да, уверен, и для всех ребят, это вторично. Не на ярмарку едем. У каждого есть патриотизм. За нами страна, болельщики. Хочется порадовать и их, и себя. Остальное приложится. Стоит ярко сыграть на общую пользу — и гандболист не останется незамеченным.
Сергей Рутенко: как белая ворона
— Тебя не было среди занимавшихся в общей группе. Как понимать этот индивидуальный режим?
— Ха, бросил занятия спортом. А если серьезно, все никак не успокоится колено. Началось все еще на прошлых сборах национальной команды. Времени и возможности подлечиться не было. Тренироваться в таком режиме, честно говоря, самому не нравится. Однако не хочу форсировать — вдруг усугублю травму. Тогда вообще не смогу играть.
— Но к чемпионату успеешь восстановиться?
— В принципе в последнее время не очень-то и отдыхал. Было много игр: из соревновательного ритма не выпал. Хотя напрягает положение белой вороны: хочется быть и работать с командой, а я все где-то в сторонке.
— Что самого яркого, ценного сберегла память от выступлений на топ-турнирах за сборную Словении?
— Там много хороших команд и игроков, там другие страсти. У летчиков есть такое понятие — часы налета. Так же и у нас — только подсчитываются игры. Чем больше, тем лучше. Наверное, это и было самым ценным — поиграть против таких команд.
— Насколько пристально следишь за новостями о соперниках по группе?
— Просматриваю спортивные сайты — испанские, словенские, общаюсь с друзьями. Например, недавно сербы крупно проиграли египтянам. Поговорил с одноклубником Даниэлем Саричем, видевшим матч. В курсе, что за словенцев сыграют полусредний Кавтичник и вратарь Прошт. Серьезное укрепление.
— В матче со сборной Катара на турнире в Швейцарии вы пробовали смоделировать действия против южнокорейцев. Удалось?
— Это было полезно. Матч помог понять наши сильные и слабые стороны при активной защите, которую наверняка будут использовать корейцы. Имелась возможность поработать над некоторыми изъянами. В подобном стиле действует очень мало команд.
— Большинство прогнозируют белорусам и корейцам борьбу за четвертое место, выводящее в плей-офф. Между тем еще свежи впечатления о вашей ничьей со словенцами. Да и сербы выглядят нынче, мягко говоря, неидеально…
— За последний год уровень сборной Беларуси вырос — пусть и не до небес. Тем не менее, считаю, нужно настраиваться на каждую отдельную игру. Такая философия может помочь. Поляки и сербы во встречах с нами будут считаться фаворитами. Однако — пусть это прозвучит громко или даже смешно — сыграем с ними на победу. Получится или нет — другой вопрос.
— Стоит ли ждать в Сарагосе фанатов “Барсы”, болеющих персонально за Рутенко?
— Ха, один был сейчас даже в Швейцарии. К слову, и раньше болельщики удивляли меня подобным образом. Играли как-то со “Сьюдад-Реалем”, и на трибуне появился белорусский флаг. Было очень приятно.
— Как считаете, во время чемпионата в Беларуси начнется гандбольный бум?
— Хотелось бы, чтобы он начался и не прекращался. Вообще-то не люблю загадывать. Скажу одно: у ребят большое желание поехать в Сарагосу, доказать свою силу. Одолевает нетерпение: скорее бы все началось.
Вячеслав Шумак: радость быть вместе
— Заключительная часть подготовки к мировому форуму проходит без эксцессов?
— Без них, только с позитивом. Правда, чтобы сыграть в Испании, нужно попасть в заявочный лист. Все же на моих позициях в атаке и обороне много хороших игроков: Чистобаев, Нежура, Бабичев, Титов. Тружусь. В моей практике был молодежный чемпионат мира. Но со взрослым его не сравнить. Немного волнуюсь, но волнение хорошее, нужное. Это ни в коей мере не страх. Горжусь, когда бьюсь за семью, за свой народ. Очень крутые ощущения!
— На тренировке ты работал в составе “Б”…
— На турнирах в Литве и Швейцарии тоже выходил вторым номером. И играл много. Юрий Анатольевич предлагает комбинации, под которые нужны разноплановые игроки. Отсюда вариации на занятиях.
— Два турнира перед выездом в Испанию сборной удались?
— В Риге смотрелись хорошо. Только в матче с россиянами многое не получилось. Но задачи выиграть турнир не стояло. Оттачивали атаку, улучшали взаимодействия в защите. Те же ничьи в Швейцарии случились не из-за того, что мы слабее соперников, а потому что решали на турнире свои задачи.
— Сборная России неподъемна для белорусов?
— Спокойно могли ее обыграть. И не только в этот раз. На послематчевых разборах это понимаем. Но, видимо, никак не поверим в себя. Ничего, как-нибудь справимся.
— Главная польза от проведенных турниров?
— Сыграли с командами, чьи игровые модели идентичны тем, что у сборных из нашей группы “С”. Подробно разбирали эти игры. Теперь знаем, с каким из будущих соперников лучше действовать от обороны, а на кого идти в атаку. Знаем, где лучше сделать стяжку, а где — бросить. На протяжении обоих турниров хуже получалась игра впереди. Командная скорость еще не высока. Но тренировки заточены на пик формы к старту чемпионата. Так что все будет хорошо.
— Сергей Рутенко присоединился к вам только в Швейцарии. Что изменилось с его приездом?
— Стали больше работать над тактикой. Тренеры сделали резкий упор на завершающую фазу атак. Пошла отработка различных нововведений. Оттачивали варианты с персональной опекой Сережи. Плюс случился эмоциональный подъем. Когда все вместе, становится радостнее.
— О каких нововведениях речь?
— У корейцев, например, активная защита. Репетируем, как с ней бороться. Много комбинаций подстраиваем под оборону 6-0, которую любят поляки и сербы.
— На какой результат рассчитываешь?
— Должны выходить из группы. Главные конкуренты — сборные Южной Кореи, Саудовской Аравии. Да и Сербии, пожалуй.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь