Олимпиада-2016. По бадуевской колее
Утвержденный 25 октября главным тренером Александр Трощило кроит национальную команду по старым лекалам. А БФЛА все никак не обновится. Избран лишь новый лидер федерации — Григорий Косяченко, но старая свита, словно заезженная пластинка, играет ту же мелодию.
Секретный имидж
18 декабря в полусекретной обстановке заседал президиум БФЛА: СМИ на это собрание не пригласили и о нем вообще не сообщили. На сайте БФЛА появилась лишь информация о том, что президиум федерации и главный тренерский совет национальной команды определили лучших легкоатлетов года. Лауреатом основного состава названа барьеристка Алина Талай, резервного — прыгун в высоту Андрей Чурило.
В другом сообщении БФЛА без комментариев и пояснений представила проект Программы развития легкой атлетики в Республике Беларусь на 2013-2016 годы и список спортсменов — кандидатов на участие в XXXI летних Олимпийских играх 2016 г. в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия).
Даже о пленумах ЦК КПСС советские газеты писали куда подробнее. Скрытность, присущая бадуевскому периоду правления, сохраняется. Равно как и тщательная фильтрация подаваемой информации. Так, о предстоявшей 15 октября минувшего года, в понедельник, конференции БФЛА сайт сообщил в последний момент — 12 октября, в пятницу. О дисквалификации победителя Кубка Европы среди молодежи ядротолкателя Сергея Бахара и копьеметателя Дениса Гулевича информации вообще не появилось. Как и о неудачном выступлении белорусских кроссменов на чемпионате Европы в Будапеште 9 декабря, хотя сам турнир и состав белорусов анонсировался 4 декабря.
Все это мы уже проходили и помним, к чему привело. Когда новоизбранный председатель БФЛА Григорий Косяченко говорил, что все мы должны заботиться о положительном имидже легкой атлетики, подумалось: вот теперь что-то изменится в лучшую сторону. Не изменилось. Может, причина в том, что исполнители те же: генсек БФЛА Татьяна Ледовская, исполнительный директор Борис Криштанович, пресс-атташе Анастасия Маринина? Двое последних год назад зарекомендовали себя мастерами доносов в Мининформ. А созидательная работа, как показывает практика, у них получается куда хуже.
Вот и с проектом Программы развития легкой атлетики вышел конфуз. Знающие люди уверяют, что президиум поручил региональным федерациям внести до 25 января предложения для нового варианта документа. Однако ни читатели сайта, ни легкоатлетическая общественность понятия об этом не имеют! Что же выставлено на всеобщее обозрение: филькина грамота или вариант для обсуждения?
Кто спросит с Марининой?
Честно говоря, не очень понятна роль Программы развития легкой атлетики на четырехлетний период. Ее принимают, как правило, почти без обсуждения. Но дело даже не в этом. Не помню, чтобы кто-то детально, по всем пунктам, отчитывался за ее выполнение. На отчетно-выборных конференциях лидеры БФЛА, конечно, приводят факты, демонстрирующие работу федерации, но это скорее вольное изложение, не отвечающее всем положениям принятой ранее программы.
Если этот документ — основополагающий, следует ввести в него аналитический раздел, в котором отражались бы позитивные и негативные итоги минувшего олимпийского цикла в соответствии с прописанными в документе задачами. Это позволило бы избавиться от шелухи, громоздкости и сконцентрировать внимание на самом необходимом.
Приведу пример. В 57-м пункте проекта нынешней программы написано: “обеспечить регулярное обновление интернет-сайтов РЦОП И БФЛА”. В качестве ответственных указаны РЦОП и БФЛА (?). В разделе “Ожидаемый результат” — пропаганда легкой атлетики, достижений белорусских спортсменов.
Как обновляется сайт федерации, рассказано выше. С кого и как за это спросить? Пропаганда не может быть ожидаемым результатом. Это информационный процесс, который в идеале должен отражать происходящее в легкой атлетике страны. Этого не происходит: умышленно подбираются однобокие слащавые новости. К примеру, на сайте БФЛА ничего не было сказано ни об аресте ее зампреда и главного тренера Бадуева, ни о его освобождении. Редакторы сайта федерации грубо искажают реальность и создают ложное представление о текущей ситуации. Из их информации невозможно понять причины провала в Лондоне и общей деградации отечественной легкой атлетики…
58-й пункт проекта программы гласит: “организовывать проведение пресс-конференций, “круглых столов” для представителей СМИ”. Этот же пункт был и в прежнем документе. Однако он не выполнялся вовсе. Пресс-атташе Маринина ни разу за четыре года не приглашала журналистов “ПБ” на какие-либо форумы. Мало того, беззастенчиво нарушая закон о СМИ, она откровенно призывала тренеров и спортсменов не общаться с нами. Хотелось бы знать: ответит ли Маринина за антипропаганду легкой атлетики перед конференцией БФЛА и Национальным олимпийским комитетом, в котором она сейчас работает. Полагаю, в коллапсе, случившемся с нашей легкой атлетикой, есть и ее вина.
“В Багдаде все спокойно”?
В проекте Программы развития легкой атлетики исторический экскурс написан с грубыми фактологическими ошибками, его авторы не смогли вычленить основные этапы развития. Кроме того, слабо отражена антидопинговая тема. Между тем повальное увлечение допингом — одна из главных причин падения королевы спорта в лондонскую бездну. Вот примеры.
В течение года подверглись дисквалификации три толкателя ядра — 16-летняя Евгения Любченко, 23-летний Сергей Бахар, 32-летняя Надежда Остапчук (все — подопечные Александра Ефимова) и 21-летний копьеметатель Денис Гулевич (тренер Николай Брель). В прошедшем цикле в списке дисквалификантов значились также высотник Сергей Галешов (Владимир Русских), средневичка Татьяна Супрун (Николай Давыдик), барьеристка Екатерина Артюх (Константин Твердохлеб), спринтеры Леонид Меженов (Леонид Сафронников) и Никита Дорофеев (Мельников). Неужели этого недостаточно, чтобы понять: нужны экстраординарные меры для исправления ситуации. Из-за повального увлечения запрещенными препаратами за последние четыре года мы вынужденно вернули три олимпийские медали, золото юниорского чемпионата мира и первое место на Кубке Европы. Международные скандалы наносят ущерб имиджу Беларуси и настраивают антидопинговые службы на более жесткий контроль наших атлетов.
Еще один важный момент. Предлагаю исключить из приложения 3 прогноз завоевания медалей на юношеских и юниорских топ-турнирах, оставив лишь задачи для группы молодежи до 23 лет. Погоня за сиюминутным результатом ведет к форсированной подготовке юношей и юниоров, в том числе стимулирует допинговую эскалацию. Из-за этого на пути к большому спорту мы теряем сотни талантливых ребят…
Сокращение количества задач, их конкретизация и точное указание ответственных лиц сделают документ более внятным, выполнимым и в конечном счете жизненно необходимым.
Пораженцев — в Рио
Вместе с проектом Программы развития легкой атлетики на сайте БФЛА 18 декабря был опубликован список кандидатов на участие в Олимпийских играх-2016. Первоначально он включал 89 легкоатлетов, в том числе 45 участников лондонских Игр. Многие из них на главном старте четырехлетия выступили неудовлетворительно, не сумев приблизиться к доолимпийским показателям. Эти спортсмены и их наставники должны были нести ответственность за провал. Вместо этого, словно в утешение, их назвали кандидатами в олимпийцы-2016. Появится ли в этом случае у атлетов и тренеров стимул работать лучше? Вряд ли — они ведь и так в обойме.
Автор этих строк обратился к главному тренеру национальной команды Александру Трощило с просьбой прокомментировать наличие в списке потенциальных олимпийцев сразу 11 молотобойцев, среди которых атлеты, занявшие на чемпионате страны шестое и восьмое места с бросками на 69-70 метров. Ответ главкома удивил: это старый список, на утверждение в Мин- спорта отправлен новый, сокращенный до 71 спортсмена.
Но кто знает обо всех закулисных пертурбациях?! Те, кто открывает официальный сайт БФЛА, не обладают даром ясновидения! К вечеру 8 января “старый” список был удален, а новый не появился. Правда, Александр Дмитриевич любезно поделился с “ПБ” новым ростером кандидатов в олимпийцы, подчеркнув, что он пока не утвержден Минспорта.
71 атлет поделен на группы “А” (30) и “Б” (41). Новый вариант немного “чище” предыдущего, справедливо отвергнутого руководством Минспорта. Но и он вызывает немало вопросов. Из 49 “лондонцев” в него вошел 41 атлет. Исключены: именитые ядротолкатели призеры Олимпиады-2008 и ЧМ-2011 Андрей Михневич (17-е место на ОИ-2012) и Надежда Остапчук (дисквалификация после победы), их коллега олимпийская чемпионка-2000 Янина Провалинская-Корольчик (18-е), выступающая за Беларусь питерская шестовичка Анастасия Шведова (17-е), копьеметательница Марина Новик (33-е), Анна Лепешко (запасная в эстафете 4х100 м), ушедшая в декретный отпуск Елена Киевич (4х400 м, 9-е), метательница молота Елена Матошко (31-е).
О тех, чье присутствие в документе вызвало недоумение. Как известно, бывший старший тренер по спринту Татьяна Ледовская провернула операцию, в результате которой вывезла на Игры сразу 13 эстафетчиц! Пятеро из них так и остались запасными. Ни один квартет (4х100 и 4х400 метров) в финалы не попал. Сейчас 11 из 13 бегуний введены в число кандидатов. В 2016 году Ирине Хлюстовой будет 38 лет, Светлане Усович — 36, Илоне Усович — 34, Юлиане Ющенко — 32 (все — эстафета 4х400 м). Напомним, в столице Великобритании они ухудшили пекинское время (3.21,88) почти на 5 секунд (!) и остались 9-ми — 3.26,52. В Бразилии этим же спортсменкам планируется 6-8-е места и время 3.24,0. Чтобы протащить девушек в потенциальные олимпийцы, каждой в графу “план-прогноз” записан не личный результат на 400 м, а командное время.
Тот же нехитрый прием использован для эстафеты 4х100 м. Бегуньям (Юлия Балыкина, Екатерина Гончар, Елена Данилюк-Невмержицкая, Ольга Осташко, Екатерина Шумак) планируется не личный результат на 100 или 200 м, а время квартета 43,25 и место в диапазоне с 8-го по 12-е. К слову, в Лондоне у них было 43,90 и 14-я позиция. Через четыре года двоим исполнится по 28, остальным — 30, 32 и 36.
Честно говоря, такое планирование попахивает профанацией и вызывает крайнее удивление. Фактически сегодня у нас нет реальных оснований для подготовки олимпийских эстафет. Возможно, они скоро появятся. Но тогда и посмотрим. Ведь списки потенциальных олимпийцев корректируются каждый год. Пока же нам предлагают вкладывать деньги в великовозрастных бегуний, пик достижений которых, увы, в прошлом.
По-хорошему, кандидатами нужно было бы оставить Юлию Балыкину, Анну Рейшель (Ташпулатову) и Юлию Юреню. Вероятно, к ним добавится после выхода из декретного отпуска Елена Киевич, но будет это нескоро. Остальные, невзирая на титулы, должны доказывать право на поездку в Бразилию на общих основаниях.
Другая сомнительная группа — метатели. Их более четверти — 18 из 71 (7 в группе “А” и 11 в группе “Б”). В “старом” списке фигурировал и 20-летний кандидат в мастера спорта Сергей Башак, занявший на национальном чемпионате аж шестое место, едва перебросив 50-метровую черту. А ему через три года планировали броски уже на 63-65 метров! Здесь просматривается влияние на главного тренера старожилов тренерского состава национальной команды Игоря Астапковича и Анатолия Быкова. На деле именно метатели, прежде являвшие собой гвардию белорусской королевы спорта, сделали несколько шагов назад, утратив позиции во всех видах метаний. К примеру, молотобойцы (их семеро), которые в процентном отношении доминируют, за минувший олимпийский цикл не добыли на Играх, чемпионатах мира и Европы ни единой награды. За что же сейчас им оказана такая честь?
Непонятно за что выдвинули в Рио марафонцев Степана Роговцова (64-е место в Лондоне) и Ольгу Дубовскую (78-е). Первый ухудшил на Играх результат на 11 минут, вторая — на 10. В то же время вне списка кандидатов в олимпийцы оказались прыгун тройным Александр Лебедько, марафонка Анастасия Дашкевич (Подолинская)…
Впечатление, что и в национальной команде, и в БФЛА все еще господствуют старые порядки. Пока не видно, чтобы лондонский урок пошел впрок.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь