Знакомые все лица. Каспар Саулиетис: лучше увидимся в Сочи
— Это матч, который не имел права не посетить?
— Вроде того. Нужно ведь поболтать с бывшими партнерами, о делах справиться, что да как. Давно не виделись. Хотя когда “Неман” приезжал на матч с “Металургсом” в Лиепаю, я тоже подскакивал туда из Риги.
— Напомни, когда это было?
— В самом начале чемпионата, в сентябре. Тогда еще без контракта был, так что временем располагал.
— Кто у тебя в Гродно главный закадыка?
— С Брикуном, например, постоянно общаемся, он даже гостил у меня в Риге. Антонов, Божко — это самые близкие приятели.
— Воспоминания о минувшем сезоне, вероятно, противоречивые?
— Нет, отчего же — хороший был год. Ну да, золото взять не удалось, но его не могут выиграть оба финалиста. Да и серебро завоевать — это тоже достижение, за спасибо вице-чемпионами не становятся. Наконец, выступление в каждом сезоне и в любом клубе — это своя история, новый опыт.
— У тебя, несмотря на довольно молодой возраст, было уже много историй. Какую вспоминаешь с наибольшей теплотой?
— А в каждом клубе было интересно и полезно в плане профессионального роста. Например, прошел через методики многих тренеров, так что теперь меня вряд ли здесь можно чем-то удивить. Это в будущем очень поможет.
— Как получилось, что сезон стартовал, а ты был без контракта?
— А я особо и не торопился. В октябре ожидалось рождение второй дочери, и мы с женой сразу условились, что буду присутствовать при родах. Да и локаут немного подпортил ситуацию: уже бывшие на мази варианты в Швеции и Германии вдруг сорвались. Вроде все нормально, и тут за океаном объявляется забастовка, менеджеры говорят, мол, прости, к нам едут НХЛовцы. Что ж, понять можно, если они приезжали играть, считай, бесплатно, только за страховку для поддержания кондиций.
Так все и затянулось: дочь родилась, жене помог, и нужно было что-то решать, получать практику, олимпийская квалификация же на носу. Так и оказался на Украине.
— Неужели поближе, например в Беларуси, ничего не нашлось? Ты же у нас фигура раскрученная.
— С той же “Юностью” плотно контактировали еще летом. Но сразу не срослось: минчане сказали, что будут делать ставку на своих. Сейчас вот, как видишь, вернулись к теме, когда я решил расстаться с украинцами. Там полный… В общем, непонятная ситуация. Приехал в Минск, хотя здесь меня локаут тоже подвел. Теперь — тем, что завершился. Получается, опять открылись двери в клубы Западной Европы, но я буквально за пару дней до этого уже подписал контракт с “Юностью”. Хотя особо не расстроился, меня здесь все устраивает. Хорошая лига, хороший уровень. Да и от дома близко — тоже фактор. Если нужно, сел за руль, 500 километров — и ты в Риге, с семьей.
— Еще немного о ней. Интересно, чья была инициатива присутствия папы при родах?
— Да мы и при рождении первой дочери этого хотели. И почти получилось: я же тогда в минском “Динамо” играл. На Новый год была пауза, выходные — я, понятно, в Риге. Но уехал в Минск 1 января вечером. 2-го летим с командой в Сибирь, а по прилете туда мне жена звонит — роды начинаются. Ясно, что сорваться обратно было уже невозможно. Еще и поэтому в начале сезона особо не торопился подписывать контракт. Чтобы история не повторилась.
— Наслышан, что присутствующие при родах отцы чуть ли не в обморок падают.
— Ха, у меня такого точно не было. Хотя, затянись это все часов на одиннадцать — неизвестно, как обошлось бы. Но у нас все получилось быстро, жена едва не родила в машине, пока я ее вез в больницу. В общем, приехали, ее сразу в родильный зал, я рядом. Ну разве что дышать помогал, а так управились за полчаса буквально.
— И счастливый дважды папа вскоре подался на юг, даже южнее Беларуси. Правда, не слишком надолго. Что имел в виду, говоря о плачевной ситуации в украинской ПХЛ?
— Порядка там нет. В Беларуси все понятно: кому-то больше, кому-то меньше, но предприятия-спонсоры выделят обещанные средства, бюджет более или менее определен. И если игрока подписывают на какие-то условия — их предоставят. А там спонсоры в основном частники. Сегодня у них деньги есть, завтра нет. А ты жди: заплатят, не заплатят. Гарантии никакой.
Ну и инфраструктура не блеск. Все уже повидавшее виды, антураж гнетущий. Хотя практику, спасибо, получил. Но делать это приятнее в более позитивной атмосфере.
— Украина заметно больше той же Беларуси. На выезды отправлялись автобусом?
— Да, о самолетах речи не шло. Хотя на мою долю и выпал-то всего один выезд — в Харьков. ПХЛ — это же больше чем наполовину чемпионат Киева, оттуда четыре клуба.
— А уровень?
— Вот уровень как раз приличный. Лидеры ПХЛ, думаю, вполне соответствуют лидерам ОЧБ. Что и немудрено: легионеров там немало, словаков тех же. Но одно дело их набрать, другое — выполнить обещанное.
— С посещаемостью что?
— Моему “Соколу” похвастать нечем. Тем более свой каток АТЭК сейчас на реконструкции, играли в Броварах, деля эту арену с “Беркутом” и “Белым Барсом”. Так что пара-тройка сотен зрителей — средняя посещаемость. Киевляне, видимо, просто недоезжали за 30 километров. Правда, говорят, в прежние и не столь давние времена киевский Дворец спорта и по 4 тысячи собирал на играх “Сокола” с “Беркутом”. Но там дорогой лед, а что с деньгами у клубов, я уже говорил.
— Слышал, что украинцы предложили белорусам создать что-то похожее на покойную ВЕХЛ?
— Да, в курсе. Что думаю по этому поводу? Ох, не знаю… Вопрос же опять неизбежно упрется в деньги. Сейчас вот разговоры идут о заявке “Беркута” в КХЛ. А куда заявляться, если и сейчас у них проблемы, как у большинства клубов страны. Да и кому такая лига выгодна — еще нужно посмотреть. От Латвии в ней могла бы участвовать только Лиепая, но ее вполне все устраивает и в белорусской экстралиге.
— Однако в ней, сложно не заметить, тоже не все слава богу: результаты слишком многих матчей предугадать не составит труда. Да и посещаемость, как следствие, “присела”…
— Возможно, но что с этим делать? Сильнейшим объединиться, а со слабейшими что? В общем, не все так просто. И, кажется, идея эта выгодна прежде всего тем, кто ее предложил.
— Ты же, кажется, был не единственным латышом в ПХЛ?
— Далеко не единственным. В “Компаньоне” четверо, в Харькове есть, в “Белом Барсе” молодые. Всего с десяток наберется.
— Они, получается, остались терпеть до лучших времен?
— Вот как раз в “Компаньоне”, насколько знаю, никогда проблем с деньгами не было — все точно и в срок. Меня сейчас тоже туда звали, но решил твердо: пусть деньги будут и меньшие, но хочу сыграть на более высоком уровне. В ВХЛ в этом смысле куда лучше: проходных матчей нет и близко, в составах соперников немало мастеров.
И главное — профессиональная постановка дела. Врачи, массажисты, тренировки… Не так, как у нас в Киеве было — обходились без раскаток, потому что не было денег заплатить за лед. Чувствовал себя любителем. На игры, понятно, собирались, выкладывались на все сто. Но мне всего лишь 25, в этом возрасте нужно пахать и пахать, а не пить пиво между матчами. Тем более впереди — квалификация к Олимпиаде.
— Упоминаешь ее уже второй раз. В Латвии, как и у нас, вокруг “квалифая” к Сочи ажиотаж?
— Для начала надо пробиться в сборную на отбор — это личное желание. Как-никак последние три года постоянно входил в ее обойму, обидно будет пролететь мимо Олимпиады. Так что и это усилило желание перебраться с Украины в Беларусь. Здесь больше на виду у тренеров и уровень выше.
— В декабрьский кэмп вызывали?
— Да, играли с россиянами два матча. Потом команда улетела на турнир во Францию, но уже без меня. Впрочем, это ни о чем не говорит, туда тренеры взяли в основном резервистов. Так что сейчас живу ожиданием звонка из сборной. Очень надеюсь, что он поступит, и постараюсь своей игрой в “Юности” доказать, что этого заслуживаю.
— Но болельщицкая масса тоже бурлит предчувствием…
— Само собой. И понятно, что от нас ждут только победы и олимпийской путевки. Тем более играем дома.
— Когда решался вопрос, кто в какой группе “квалифая” будет отбираться, у нас многие кривились: “Только бы опять не попасть в компанию к латышам”. У вас, интересно, такое же отношение к нашей сборной?
— Ха, естественно! Наши сшибки на льду — давно особый случай что на клубном уровне, что во встречах сборных. Матчи на оголенных нервах. И идет все с детско-юношеского хоккея. Сам отлично помню, как приезжал играть в Беларусь еще совсем маленьким. Все понятно, каждый из соседей хочет доказать, что он лучший. А пересекаемся-то часто. Многие, наверное, помнят, как пару лет назад вместе вывалились в турнир за выживание на словацком “мире”.
— Как не помнить, вы тогда в очной встрече неплохо нас отоварили — 3:6. И шестая шайба, кстати, как раз твоя.
— Точно. Но какая разница, в итоге в элите остались и мы, и белорусы. И это здорово. Я вообще переживаю за ребят, с которыми довелось выступать в одних командах. Радуюсь их успехам и в клубах, и в сборных. Разумеется, за исключением случаев, когда наши национальные команды встречаются. Так что хорошо или плохо было бы сойтись в одной группе квалификации — рассуждать не стану, тем более мы все равно в разных. И это тоже хорошо: лучше встретиться и в очередной раз помериться силами в Сочи в 2014-м. Желаю вашим удачи ровно до этого матча.
— Спасибо, вашим также. А теперь серьезно о “наших” и “ваших”. В недавнем послематчевом флеш-интервью ты обмолвился о своих белорусских корнях.
— Да, по линии мамы белорусской родни у меня много. В Сморгонском районе есть такая деревня — Залесье. Вот там почти все мои здешние родственники: дяди, тети, двоюродные братья и сестры — семья у нас большая. Когда выступал в Минске за “Динамо”, они даже приезжали в столицу смотреть матчи. А я вот к ним все никак не загляну. Когда выбираюсь домой, постоянно проезжаю поворот на Залесье, там деревня недалеко от границы. Но завернуть погостить не могу себе позволить: выходных только два дня, нужно успеть побыть с семьей в Риге.
— Она, так понимаю, за папой и мужем сейчас не путешествует?
— Хлопот и так хватает, а в Риге привычнее и уютнее. Тем более ситуацию с Киевом я описывал. Там даже отдельную квартиру не снимал — жил с партнером по команде, делили расходы пополам. А срываться в Минск семье тоже особого смысла нет, хотя здесь мне клуб квартиру выделил. Но контракт-то пока только до конца сезона. Где буду в следующем — посмотрим, все от меня зависит.
— Что интересно: переиграв в стольких чемпионатах… А, кстати, в скольких?
— Ну давай считать: по молодости в юношеских лигах Канады и США. Потом Беларусь, Чехия, Финляндия, сейчас вот Украина… Вроде все — шесть выходит. При этом больше всего, получается, как раз в Беларуси.
— К тому и клоню: ты как будто специально обходишь стороной родину. Или она тебя?
— Ну почему же? Я выступал в “Риге-2000”. Правда, все равно в белорусском чемпионате.
— Неужели нет соблазна облачиться в форму рижского “Динамо”?
— Есть, конечно! Более того, шанс это сделать был не далее как позапрошлым летом. Но я уже на тот момент договорился с “Неманом”, а так, может, уже второй сезон являлся бы рижским динамовцем. Ничего, надеюсь, когда-нибудь буду, еще молодой. Пока же все усилия — на добывание с “Юностью” путевки в плей-офф ВХЛ и, само собой, успешное выступление в сборной. Надеюсь, уже в ближайшем феврале.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь