ОБСУЖДАЕМ ЗАКОН. Поправки Ивана Семенени
— Иван Георгиевич, а с чем связано принятие нового проекта закона именно сейчас?
— Необходимость принятия нового закона обусловлена тем, что в первый Закон, действующий с 1993 года, на протяжении последующих лет не вносилось никаких изменений, хотя в 94-м была принята новая Конституция, в которую, в свою очередь, в 96-м включен ряд изменений и дополнений. За этот период приняты существенные законодательные акты, в том числе и Гражданский кодекс, многие положения которого непосредственно касаются физической культуры и спорта. То есть новый закон назрел.
— Знаете, сравнив два Закона — 1993 и 2003 годов, — пришел к выводу, что первый поинтереснее.
— Позволю себе не согласиться, во всяком случае многие пробелы, возникшие с принятием нового законодательства, он исправил. Дал наконец юридическое толкование многим субъектам физической культуры и спорта. Но опять-таки проект охватил не все вопросы, на которые хотелось бы получить ответ. Например, в нем дано определение, что такое профессиональный спорт. Но мне хотелось, чтобы эта статья имела более расширенную трактовку.
— Мне кажется странным, что в проекте закона ничего не говорится о гибком налогообложении тех субъектов хозяйствования, которые вкладывают деньги в спорт.
— Таковы, к сожалению, тенденции нашего общества — мы все время сами себя догоняем. Жизнь заставляет искать новые формы финансирования высоких достижений, а в проекте об этом нет даже и намека. Нельзя же все взваливать на плечи государства. Почему бы не продумать закон о льготном налогообложении, о котором говорят уже больше 10 лет, но никаких реальных наработок до сих пор нет. Во всяком случае мне они неизвестны.
Не нашел я в проекте нового закона и ответа на кадровый вопрос: кто должен сегодня руководить спортом? Ведь кто у нас сегодня управляет отраслью?
— На новоиспеченного министра спорта намекаете?
— Как раз нет. Лично с Сиваковым не знаком, но по рассказам своих товарищей знаю об его организаторских способностях. И думаю, что в наших условиях, когда необходим постоянный контакт между всеми ветвями власти, его талант нашему спорту только на руку.
А вообще я имел в виду работников низового звена, возможно, самого важного. Многие руководители районных спорткомитетов, уж извините, в спорте волокут так же, как бабушка с “Комаровки”. Можно сказать, что молодые кадры сами не рвутся на маленькие управленческие деньги и на еще более скромные тренерские зарплаты, но ведь эту проблему надо как-то решать.
— Как?
— Велосипеда не изобрету. Почему бы флагманам нашего спорта, в частности футбола да и других видов спорта, не открыть свои филиалы в районах? Обеспечьте более или менее приемлемые условия, и выгода для всех будет налицо. Государство не потеряет молодых тренеров, только что окончивших Академию физкультуры и, кроме того, привлечет в спорт армию ребятишек, которым никогда бы при старом положении вещей не удалось реализовать свои возможности. Мне обидно думать, сколько потенциальных Глебов, Салеев и Иванковых мы потеряли только потому, что на селе некому профессионально работать с детьми.
Я как-то говорил на эту тему с президентом минского “Динамо” Юрием Чижом. И, что приятно, нашел у него понимание. Мне кажется, такой опыт работы очень перспективен для нашей страны. Тем более что со временем все больше клубов будут частными, как на Западе.
Заодно мы поддержим и тренеров на местах. Им тоже надо дать шанс для роста. Ведь среди них много талантливых ребят. На Языльщине работает прекрасный тренер Николай Грузд. Энтузиаст, подвижник — такими специалистами страна должна гордиться, а мы ему не можем обеспечить нормальных условий для работы.
— Да, тренеры у нас сегодня вообще уязвимое звено… Старое поколение, которое стремится передать свой опыт, и слушать- то никто не хочет…
— Вот это — проблема. Национальная беда. Узость мышления некоторых начальников от спорта просто поражает. Мы не настолько богатая кадрами страна, чтобы отказываться от советов специалистов. А, может быть, кто-то и боится диалога с профессионалами, считая себя недостаточно компетентным? Высокие задачи можно решать только при предельной мобилизации всех своих ресурсов. В нашем случае главным образом интеллектуальных.
Вот сейчас мы пытаемся написать новую редакцию закона. Я хочу, чтобы с него брали пример все — и россияне, и украинцы, и латыши. Наш закон должен быть самым лучшим. А для этого мы должны привлечь к его обсуждению всех — специалистов, журналистов, тренеров, спортсменов, функционеров. Болельщиков наконец. Я всегда внимательно читаю “Глас народа” в вашей газете и могу сказать, что любители спорта выдвигают много интересных идей. Наша задача — аккумулировать все предложения, хорошенько их взвесить и принять к рассмотрению Палатой представителей. Вот только тогда можно будет сказать, что мы поработали над проектом закона профессионально. Единственное, чего боюсь, что потом кто-нибудь скажет: “Да что они там понаписывали? Все равно того, чего нужно, — нет”. Вот такому человеку я отвечу с чистой совестью: “А где ты был, когда мы его обсуждали?” Я это к тому, что критиков у нас хватает, но почему-то реальных предложений дождаться можно только от очень немногих.
Если позволите, пройдемся по проекту закона дальше. Загадочным образом исчез пункт, где говорилось о том, что “не допускается проектирование, строительство новых и реконструкция имеющихся детских дошкольных учреждений и учебных заведений без плавательных бассейнов и спортивных залов”. Думаю, что его надо вернуть, иначе все наши разговоры о здоровом образе жизни, противников которого, по-моему, не существует в природе, окажутся пшиком.
С другой стороны, в новом законе впервые закреплены права иностранных граждан и лиц без гражданства в сфере физической культуры и спорта.
Опять-таки пропала статья 9 раздела 2, в которой говорилось о пропаганде физической культуры и спорта. Возможно, кто-то посчитал ее либо устаревшей, либо само собой разумеющейся. Но ведь сегодня спортивных героев страны молодежь знает только по газетным публикациям и телевизионным сюжетам. И первое, и второе быстро стирается из памяти.
Помните, при Советском Союзе существовала такая серия: “Жизнь замечательных людей”? По-моему, у каждого в доме были такие книги. А потом ушел СССР — ушли и замечательные люди. Теперь же мы бьемся над популяризацией национальной идеи, а кто, простите, ее главные носители? Те, кого лучше всего знали и знают за рубежом, с кем в первую очередь ассоциируется название “Беларусь”.
В том же СССР у спортивной книги было целое издательство — “Физкультура и спорт”, выпускавшее огромное количество литературы о спорте. А что сегодня мы можем увидеть на прилавках книжных магазинов? Шварценеггера и какое-нибудь боевое каратэ. А где книги о Медведе, Самусенко, Щербо? Я понимаю — стране трудно, но ради развития национальной идеи, мне кажется, есть смысл государству обеспечить поддержку выпуска десятка книг о героях нашего спорта.
Детям нужны примеры для подражания, это же свойство любого растущего организма — ему хочется быть на кого-то похожим. А это, я вам по себе скажу, очень сильно мобилизует, когда читаешь истории о том, как самый обычный парень или девушка благодаря своему труду сумел достигнуть вершин мирового спорта.
Паренек прочитает такую книжку и подумает: “А чем я хуже?” Запишется в спортивную секцию и будет стараться походить на своего кумира. Пусть даже он не станет большим спортсменом, но у него появятся качества, которые воспитывает спорт, он элементарно укрепит свое здоровье и, что, наверное, самое главное, на всю жизнь останется поборником здорового образа жизни.
— Я как журналист только за, но мне кажется, что нам в первую очередь следует подумать и о более прозаических вещах — таких, например, как социальная защита спортсменов — как действующих, так и тех, кто давно уже закончил карьеру.
— Вот как раз об этом и собирался сказать. Нам будет просто стыдно, если не пропишем такую главу в новом проекте. Почему любой работник, уходя на пенсию, получает деньги, а спортсмен — нет? Получается, его профессиональная деятельность, стаж которой никак не меньше, чем у учителей или шахтеров, “не считается”?
Почему мы тогда удивляемся, что, приезжая в свой отпуск выступить за сборную в каких-нибудь ответственных матчах, наши атлеты явно берегут свои силы и здоровье? Они не дураки и думают о своих семьях не меньше нас с вами. Ну сломают его — западный клуб вроде как ни при чем, денег поэтому платить не будет, а родина таких привычек отродясь не имела.
Я хорошо знаком с многими нашими спортсменами — это прекрасные люди. Чистые, добрые — позовешь помочь сиротам, съездить на встречу с простыми людьми в глубинку — никогда не откажут. Привезут подарки, выступят, да еще и расскажут все так, что у детей глаза будут гореть целую неделю.
Вот только про травмы свои они никогда не говорят — а я ведь все знаю: как мучаются они с ними, как лечат их практически круглый год. Возьмите любой вид спорта — спортсмены высокого класса поголовно инвалиды. Спина, локти, колени, стопы… В 20 лет у них уже столько болячек, сколько иной и за 70 не насобирает. Хорошо, если ты успел заработать, сможешь сам себе помочь, а если не успел, сломали тебя где-нибудь как раз на подходе к Олимпу, что тогда? Государство обязано оказать поддержку таким людям. Тем более что их — лучших из лучших — не так уж и много наберется. Не развалится наш бюджет, а дело доброе сделаем и для них, и для себя. Сегодня ведь что печально — родина у наших людей ассоциируется с родителями, любимыми, друзьями, но только не с государством. Это в корне неправильно, и такой подход необходимо менять.
О чем еще хочется сказать… Есть в стране закон об увековечении памяти знаменитых людей, но вот только мы, спортивная общественность — скажу так за всех, почему-то им не пользуемся. Я убежден в том, что многие наши знаменитые спортсмены принесли Беларуси куда большую пользу, нежели многочисленные деятели “партии и правительства”, именем которых сегодня названы улицы, площали, установлены памятники.
А тот же Герман Бокун — человек, который, я считаю, совершил настоящий подвиг, сделав в десятимиллионной республике спорт такого уровня, что его признавали в мире, не достоин того, чтобы одна из столичных улиц носила его имя? Наверное, стоит побороться и за это.
— Мысли ваши мне нравятся, а много ли у депутата Семенени прогрессивных сторонников в парламенте, которые не задвинут все эти предложения куда подальше, мол, в стране есть и поважнее дела?
— Сразу видно, что вы не очень хорошего мнения о депутатах. Могу вас заверить, что это достаточно сплоченный и конструктивно настроенный народ. Не сомневаюсь, что они примут активное участие в работе над новым проектом закона и вынесут на обсуждение множество поправок, которые сейчас и в голову прийти не могут. И не только потому, что являются специалистами в этой отрасли. Среди них множество юристов, экономистов, бывших управленцев, которых будет искренне интересовать именно механизм выполнения эакона. Ведь самое главное для нас, чтобы принятый закон работал. Не хочется, чтобы все закончилось исключительно благими намерениями…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь