Забастовка. Лидер против правил
Это не сопряженное с травмами нежелание выступать за сборную, а скорее часть эдакого международного заговора. Истинная причина неучастия Виктории в Кубке федерации всплыла в разговоре с капитаном сборной Беларуси Татьяной ПУЧЕК. Первоначально беседа с экс-теннисисткой, а ныне тренером задумывалась как препарирование игры Азаренко на “Australian Open”. Вначале так и было — Татьяна рассказала все, что думает о выступлении нашей успешной соотечественницы в Мельбурне.
— С позиции игрока объясните, насколько Виктории было сложнее защитить титул, нежели его завоевать?
— Отстоять трофей гораздо труднее, чем выиграть его впервые. Любой теннисист бывает в ситуации, когда понимает: очки горят и надо с этим что-то делать. По сравнению с минувшим годом всем соперницам стало принципиально важно обыграть не только прошлогоднюю чемпионку, но и первую ракетку мира. У болельщиков завышенные ожидания, журналисты все время спрашивают, сможете ли повторить прошлогодний успех, — это все оказывает большое давление.
— В каких компонентах игры белоруска прибавила?
— Серьезных недочетов я не заметила. Все составляющие хорошего тенниса остались при ней. В прошлом году Вика заиграла на очень высоком уровне, сейчас мастерства не растеряла. К тому же она значительно прибавила в психологической составляющей. Стала более устойчивой.
— Кстати, об устойчивости. Что думаете о шумихе, поднявшейся вокруг ситуации с медицинским тайм-аутом в полуфинале?
— Весь сыр-бор разожгла американская пресса. Это их теннисистка Слоун Стивенс обыграла Серену Уильямс. Естественно, им хотелось бы, чтобы она выбила из борьбы и Викторию. Поэтому и стали попрекать ее якобы этическими нарушениями. После матча Азаренко сказала, что хотела довести встречу до конца, не вызывая врача. Если травма у Вики обострилась, то ей что, на корте надо было упасть и не встать? Правилами не запрещается вызывать доктора, если тебе совсем плохо. На мой взгляд, вся эта шумиха напоминает скорее бурю в стакане воды.
— В финале публика встретила Азаренко довольно прохладно…
— Трибуны всегда болеют за кого-то одного. На это даже не обращаешь внимания. Вика в эмоциональном плане устойчивый человек, она привычна ко всему и не принимает близко к сердцу не самое приветливое отношение зрителей. Сейчас тоже не обратила, даже поблагодарила в конце.
— Ее слезы после окончания матча — результат чрезмерной усталости?
— В решающем поединке напряжение всегда колоссальное. Позади многочисленные тренировки и декабрьская пахота перед первым турниром “Большого шлема”. Понимаешь, сколько стоит на кону, а над тобой довлеет титул, который нужно защищать. Все это давит. И две недели упорной работы и напряжения выливаются в концовке такими слезами, ведь все уже завершилось, причем удачно. Это эмоции облегчения и радости, что она все выдержала. Такое у всех бывает. Серена Уильямс и Мария Шарапова периодически слезу пускают. Да и у мужчин Надаль с Федерером иногда рыдают после побед.
— Многие сходятся во мнении, что сейчас преимущество Виктории было не таким убедительным, как год назад.
— Сложно сравнивать: мол, в прошлом году она всех “выносила”, а сейчас такого не произошло. На нынешнем “Australian Open” Азаренко очень уверенно прошла по сетке, надежно обыгрывала соперниц, поэтому нельзя сказать, что у нее были какие-то проблемы в каждом поединке. Трудности возникли только в матче третьего круга и финале. Что касается первого, то, уверена, Вика толком не знала соперницу (Джейми Хэмптон, N 63 ВТА. — “ПБ”.). Где-то расслабилась, возможно, что-то болело. По уровню она была гораздо выше неискушенной американки. А финал сам по себе очень нервный, неудивительно, что он прошел в три сета. Мне игра Вики понравилась.
— Вы следили за Азаренко на турнире в Брисбене, предварявшем австралийский чемпионат? Могли предположить, судя по ее игре, что она выиграет “мейджор”?
— Судить о форме игроков по соревнованиям, предшествующим турнирам “Большого шлема”, — неблагодарное дело. Как бы то ни было, все настраиваются на “Grand Slam”. Где-то проводится подготовительная работа прямо перед турниром. Может, у Вики с тренером был план через эти соревнования подготовиться к “Australian Open”, а в самом Брисбене сыграть, как получится. Сложно о чем-то говорить, не зная нюансов. Поэтому нельзя делать заключения типа: раз она снялась с предыдущего турнира, то в Мельбурне сыграет плохо. Эти результаты даже не стоит принимать во внимание.
— Что скажете о конкуренции в женском теннисе? Каковы шансы Виктории остаться на первой строке?
— Я верю в Вику и не исключаю, что она будет первой ракеткой мира еще долгое время. У нее для этого есть все составляющие: игра, понимание тенниса, психологическая устойчивость. В общем, все что надо. С таким багажом можно лидировать продолжительный период. Естественно, открыт вопрос травм. Усталость и повреждения единственное, что может помешать Азаренко оставаться первой. Судя же по игре, думаю, Виктория — полноправная хозяйка рейтинга и может быть ею еще очень долго.
— Давайте поговорим о скорых матчах Кубка федерации в Евро-Африканской группе I против команд Австрии, Хорватии и Грузии. На фоне мельбурнского триумфа как вы отнеслись к отказу Азаренко от участия в этих встречах национальной сборной?
— Отношение к этой ситуации неоднозначно, потому что фактически начата забастовка игроков против правила ИТФ и ВТА. Вика сказала, что примкнет к бастующим. Она считает те изменения, которые предлагают теннисные ассоциации для отбора на Олимпиаду, неправильными. Виктория категорически против нововведений, подразумевающих непременное четырехкратное участие в Кубке федерации в течение олимпийского цикла. Поэтому в Израиль она с нами не полетит. Что же, это выбор первой ракетки мира, и его тоже надо уважать.
— Вы как капитан команды, вероятно, знаете, утверждено ли уже это правило?
— Пока не в курсе, определились они там окончательно или нет. Приедем на место — узнаем.
— Нам стало известно, что и Ольга Говорцова отказалась от участия в израильских сражениях за сборную…
— Ольга известила нас об этом буквально на днях. Но у нее другая ситуация — проблемы с визой. Приехать сейчас из Америки в Минск она, к сожалению, не может, а там поставить визу не успевает. Поэтому и на Говорцову рассчитывать не приходится.
— Выходит, белорусская команда в аховом положении. Здесь уж не до жиру, быть бы живу. В смысле сохранить бы прописку в первой “Евро-Африке”…
— Ситуация складывается так, что выступать придется молодым составом. Это и неплохо. Для юных теннисисток подобная практика полезна с точки зрения опыта. Пусть пробуют, проникаются этой атмосферой. В будущем навыки участия в Кубке федерации пригодятся. А по поводу результата… Сделаем все что сможем.
— В заявке указаны Илона Кремень, Александра Саснович и Екатерина Деголевич. Кто заполнит четвертую вакансию?
— Попытаемся успеть сделать визу для Лидии Морозовой. Если все сложится удачно, то именно она выступит в Эйлате.
— В противном случае возможен вариант играющего капитана?
— Ой… Если честно, очень не хотелось бы, хотя такая вероятность есть.
Здесь стоит расшифровать ситуацию вокруг изменения правил отбора на Игры. Международная теннисная федерация (ИТФ) модифицировала их еще весной 2012 года. Теперь чтобы стать участником Олимпиады, необходимо не только иметь достаточный рейтинг и входить в топ-4 своей страны, но и сыграть за национальную сборную в олимпийском цикле как минимум четыре раза. Напомним, для предыдущего отбора достаточно было засветиться в сборной дважды. Одной из первых на неприятное для топовых игроков решение отреагировала Серена Уильямс: “Мне кажется, что теннис — один из немногих видов спорта, где ты весь год играешь за свою страну, а потом все равно приходится доказывать свое право играть за страну. Мне нравится Кубок федерации, но проблема в том, что нас заставляют выступать больше, чем надо. Этот вопрос никогда не был решен надлежащим образом”. Непопулярное решение огорчило еще одну теннисистку топ-уровня. Мария Шарапова высказалась лаконично: “Я расстроена. Разговаривала с представителем ИТФ в Майами. Они совсем нас не слушают”. Недовольство теннисистки выражали еще до Игр в Лондоне, когда их участию в ближайшей Олимпиаде ничего не угрожало — обе успели сыграть два дежурных матча в течение четырех лет. К несогласным сейчас примкнула и первая ракетка мира Виктория Азаренко. Хотя неприезд в сборную в этом году еще оставляет белоруске шансы отобраться в Рио. В случае нынешнего невыхода команды Беларуси в плей-офф Мировой группы II (что с учетом кадровой ситуации весьма вероятно) у Азаренко впереди еще три сезона для завоевания олимпийской лицензии, которые технически могут вместить в себя четыре выступления белоруски за национальную сборную.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь