Исполком БФФ. Шок и терапия. Двадцать лет спустя
Делить так делить
Юрий Вергейчик ерзал на стуле и негодовал: “Как такое может быть?! Люди меняют позицию — и поддерживают решения, против которых выступали еще два-три месяца назад? Э, Брест, Могилев!..” Брест и Могилев, а равно Минск, Витебск — регионы, представленные главами областных федераций, — только что выступили с мест по первому пункту повестки и в один голос одобрили новый формат чемпионата. Им в тон говорили другие — крен в сторону двухэтапной модели обозначился в самом начале заседания…
Это было неожиданно — это стало одним из главных откровений вечера. И в том, чего уж скрывать, виделась воля председателя Румаса, который еще с начала прошлого года слыл сторонником коренной реформы.
Не один Вергейчик был обескуражен. В оппозицию свежему веянию встал и Виктор Гончаренко. Он не стал поминать известное письмо БАТЭ по поводу пошагового расширения высшей лиги до 16 клубов, зато против деления дюжины на секстеты выступал горячо и долго. “Вспомните прошлый чемпионат, — призвал коллег напрячь память Виктор Михайлович. — В первую шестерку кто у нас вошел? “Гомель”, “Неман” — плюс четыре клуба из Минской области. Во что бы превратился чемпионат, разыгрывайся он по новой формуле? В первенство Минской области? Оно нам надо?” Кроме географии, вспоминал наставник БАТЭ и о закрытой игре, и об огромных нагрузках, выпадающих на его футболистов, занятых на многих фронтах… Так и говорил: “Игроки в безумном состоянии — мы хотим играть на износ?!” Не обошел стороной и тему сборных: “Георгий Кондратьев говорил, что в высшей лиге нужно оставить восемь команд. Но где он будет брать футболистов для национальной команды? Теперь придется черпать кадры всего из шести клубов-лидеров. Когда-то сократили лигу с 16 до 12 дружин, теперь сокращаем еще вдвое. Тогда у нас молодежная и юношеские сборные сдали позиции — сейчас то же самое грозит главной команде. Считаю, это путь в никуда…”
Державший с Гончаренко единый фронт Вергейчик также был вполне красноречив: “Предлагаемое решение выгодно богатым и невыгодно бедным. Да, первая шестерка — это высокая конкуренция. Но, считаю, нужно думать о слабых — и расширять рынок, а не сужать! Ведь велика опасность, что в регионах люди просто бросят развивать футбол. Вон “Витебск” вылетел из высшей лиги — и уже не хочет возвращаться. Как вы не можете это понять!”
В ту же степь попытался мягко шагнуть и Людас Румбутис. “Что нам даст деление на шестерки? — задался он вопросом. И сам же ответил: — Цена вопроса — пять дополнительных матчей…” Но договорить Людасу Ионовичу не дали — не дал Юрий Чиж. “Почему только пять?!” — пошел он во встречную атаку. То был момент перехвата инициативы — босс минского “Динамо” апологетом новой формулы стал еще раньше, чем Румас.
Лузерская позиция
В пользу “двух шестерок” наиболее ярко высказывались двое — Чиж и Павел Якубович. Главред “СБ. Беларусь сегодня” говорил неспешно и негромко — так, что слышали все. В частности, он перечил Вергейчику: “Почему мы сразу поделили все команды на аристократов и неудачников? Это лузерская позиция, как сегодня пишут в интернете. Почему бы не предположить, что минское “Динамо” по итогам двух первых кругов не попадет в шестерку лидеров? В основе всех наших решений должна стоять одна забота — как привлечь людей на трибуны. Исходя из этого нужно повысить интерес к чемпионату и поднять его уровень. Двухэтапная модель розыгрыша создаст еще одну интригу — все будут стремиться в число первых шести команд. Это сделает чемпионат непрерывным, интересным. Только в играх с сильными растет мотивация и мастерство. Не нужно бояться нового”.
Но лучше всех, пожалуй, сказал Чиж. Не став мудрствовать, он подошел к делу с практической стороны: “Ну, давайте сезончик сыграем с шестерками. И посмотрим, что получится”. Ведь действительно: что такое год для истории — миг. И чем нащупывать дорогу впотьмах, не проще ли пойти опытным путем и испытать новый метод на своей шкуре? Прогорит идея — ее можно отвергнуть. И ничего непоправимого за один сезон с нашим футболом не случится — разве не так?..
К согласию исполком приходил медленно, но верно. Был, правда, один всплеск во главе круглого стола — когда в первый и последний раз голос повысил председатель. Это случилось в ответ на то, что с мест вдруг зазвучали голоса за расширение лиги до 16 команд. Здесь Румас как отрезал: “БФФ выступает за большее число участников. Но это наши желания — а есть еще реалии. Они не позволяют расширять дивизион. Кто, скажите, у нас из первой лиги сегодня готов идти на повышение?! А федерация не должна выбивать финансирование для клубов. Я же сейчас большую часть рабочего времени именно этим и занимаюсь! Расширим лигу — и что будет?! Опять нечетное количество команд?! И все шишки снова посыплются на федерацию?!”
Что интересно, первый зампред федерации Сергей Сафарьян, будучи последовательным адептом трехкруговой схемы, свою точку зрения вчера не отстаивал. И в дискуссии относительно формата не вступал. Заметил лишь спокойно: “Я не вижу преимуществ в делении на шестерки. Но раз коллеги считают по-другому — имеют право. Я же останусь консерватором…” “Видите, у нас демократия”, — улыбнулся Румас. И пустил стратегический вопрос “на голоса”…
Консерваторов в итоге оказалось пятеро. Кроме Сафарьяна — Гончаренко, Вергейчик, Юрий Пунтус и Александр Керножицкий. Сергей Куница — еще один зампред — воздержался.
Так все и решилось — в этом году чемпионат будет сыгран по новой системе. Добавим лишь то, что по итогам первого этапа набранные очки решено полностью за командами сохранять и никоим образом не делить.
Россияне в гости к нам
Прочие пункты повестки изначально представлялись канцелярской рутиной. Но нет: случилась революция и на другом фланге — легионерском. В новом сезоне в высшей лиге увеличится число иностранцев. Во-первых, потому, что собственно расширилась квота — теперь на поле одновременно могут находиться не четверо, а пятеро варягов (столько, сколько можно включать в заявку в принципе). Во-вторых — и в главных — легионерами у нас теперь не будут считаться футболисты из России и Казахстана…
Последнее решение представляется наиболее спорным — в этой части исполком даже напрямую советовался с “ложей прессы”. Формально такой ход подогнан под соответствие правилам Таможенного союза. Реально — это знак внимания россиянам, которые в ответ будто бы перестанут считать чужаками наших парней в премьер-лиге. И Кисляку и Ко станет проще получить игровую практику в соседней стране.
Последний посыл встретил здоровый скепсис. “Да россиянам все равно — они сделают так, как им выгодно. И потом — давайте спросим тренера сборной, что он думает о таком подходе…” — заметил Гончаренко. Вергейчик и здесь поддержал коллегу: “Теперь можно брать в команду пятерых поляков, столько же россиян — и где окажутся наши? Это снова закон для сильных!” И опять обоим возразил Чиж: “Я хочу чего-то добиться в Европе. Мне нужны легионеры! И не надо бояться, что к нам хлынут второсортные иностранцы. У большинства клубов ведь и так легионерская квота не заполнена!” Юрий Александрович говорил с жаром и в его речи проскальзывало почти байдачновское “мля”…
В итоге и этот спорный вопрос разрешился так, как хотел председатель БФФ. “Ведь это же благо, если наши футболисты не будут легионерами в России”, — сказал Сергей Румас. И исполком, внемля высокому голосу, опять проголосовал как надо. За то, чтобы и здесь идти опытным путем.
Новый футбольный год обещает быть страшно интересным.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь