ЛИЦО ВЛАСТИ. Галина Забурьянова: новая дистанция
И исключительно редко наступают драматичные моменты, когда от умения чиновника ориентироваться в обстановке, его решимости, способности предпринять единственно правильный шаг зависит: быть или не быть олимпийской победе. Олимпиады заканчиваются, отдаляются во времени, а в памяти большинства людей и в анналах истории остается только сам факт завоевания (либо нет) медали. Неполных три года прошло после сиднейских Игр, но уже сейчас немногие помнят о трагедии Светланы Хоркиной: гимнастический конь оказался значительно ниже, чем предписывается правилами. Падение россиянки при приземлении поставило крест на реальных шансах на золото лидера соревнований. Спасти ситуацию мог лишь моментальный протест официальных лиц делегации. В этом случае Хоркина получила бы возможность заново выполнить упражнение на подкорректированном снаряде. Но протеста не последовало… Там же, в Австралии, уникальный борец Александр Карелин вышел на бой, чтобы выиграть четвертый олимпийский титул. Но что это? Противник провел запрещенный прием, а судья сделал вид, что не заметил и присудил победное очко американцу! И опять не подан вовремя протест, опять спортсмен остался один на один со своей трагедией…
Эх, если б можно было ограничиться перечислением промахов, черпая их только в стане наших восточных соседей… Автор этих строк приехала на Олимпиаду в Лиллехаммер одной их фавориток. Победы и призовые места на этапах Кубка мира, второе место в общем зачете давали на это право. Но на первом же огневом рубеже любимой “пятнашки” все мечты пошли прахом: выстрел, еще, еще, а установка стоит как замороженная, черные тарелочки не шелохнутся. Ветра нет, солнце скрыто облачностью, изготовка не нарушена, внутреннее состояние — спокойная собранность. “Что стряслось?” — забилась тревожная мысль… Исчерпывающий ответ был получен позже, когда вечером вместе с официальным представителем нашей делегации спортсменка по специальному приглашению приехала на канадское телевидение. Без предварительных объяснений оба белорусских полпреда, заботливо снабженные переводчиком, усаживаются прямо под включенные телекамеры: внимание, прямой эфир! После короткого представления зрителям канадский журналист Кен Карпов предлагает просмотреть некую телевизионную запись. Смотрю на экран, а там… стреляю я. И тут же с сильным увеличением показывают кадры съемки моей установки: слышны выстрелы, но черных отметин промахов на картинке нет. Установка не сработала! (К слову, время электроники на стрельбище в 1994 году еще не наступило.) “Что вы намерены предпринять? — без промедления звучит вопрос журналиста, раскопавшего сенсацию. — Ведь если снять с результата хотя бы одну штрафную минуту из незаслуженных трех, Светлана поднимается на пьедестал! Вы обязаны подать протест!” Проглочен язык — нет ответа. Парамыгина осталась на четвертом месте — начать осваивать благородную науку защиты государственных интересов чиновники не рискнули… (Позднее полномочный представитель Международного союза биатлонистов неофициально выразил мне признательность: Норвегия и Олимпиада обошлись без скандалов.) Спустя несколько дней я все-таки выстрадала медаль — в спринте. Она дороже мне всех реликвий на свете…
Но постойте! Да разве не продемонстрировали чиновничью всесильность те же канадцы, в Солт-Лейк-Сити отвоевавшие для своих фигуристов золото? А ведь в их случае зацепка была поистине призрачной…
Так что же побуждает с пристальным вниманием всматриваться в каждую новую фигуру, что появляется на официальном небосклоне белорусского спорта? Не желание ли разглядеть личность, способную своевременно принять верное решение, увидеть профессионала, который доподлинно ведает, как и какой ценой добываются медали, найти единомышленника для подвижников-тренеров, распознать специалиста-управленца, осведомленного о главной цели деятельности необъятного хозяйства под названием спортивная отрасль…
В начале мая произошло очередное назначение на один из ключевых постов нашего ведомства: заместителем министра Юрия Сивакова стала Галина ЗАБУРЬЯНОВА. Короткого разговора явно недостаточно, чтобы узнать человека, но понять, чем он дышит, вполне возможно.
— Галина Васильевна, как вошел в вашу жизнь спорт?
— Обычная история: я училась в первом классе, когда пришел тренер и объявил набор в группу плавания. В итоге активно прозанималась лет тринадцать. Специализация: спина и комплекс, 400 метров. Если говорить о достижениях, то у меня не было таких, как у вас, Светлана… Победительница юношеского всесоюзного первенства, призер международных соревнований и Кубка Союза, чемпионка России, а позже и Беларуси. Член сборной СССР.
— Каким образом оказались в Беларуси?
— Сначала в Могилев переехал мой тренер, Юрий Александрович Курбатов, потом, в 1973-м, перебралась и я. Здесь была замечательная школа плавания, слаженный коллектив целеустремленных тренеров, объединенных единой идеей… И мне выпала роль опытного старшего товарища для молодых спортсменов, начинающих свой путь в спорт высших достижений. В частности, мы работали в спарринге с будущим участником Олимпийских игр-76 в Монреале Иваном Миколуцким…
Закончив активное плавание, небольшой промежуток времени проработала тренером детско-юношеской спортивной школы.
— Как вы стали управленцем?
— Сначала завуч ДЮСШ по плаванию, потом ее директор. Затем предложили работу начальника орготдела областного спорткомитета, позднее — должность заместителя председателя. После переезда в Минск в августе 2001 года возглавила кафедру физвоспитания Европейского гуманитарного университета. Отремонтировали зал, сформировали штат работников, запустили работу кафедры, и мне предложили факультет повышения квалификации руководящих работников и специалистов. И в течение достаточно длительного времени запускали этот факультет, создавали новые магистерские программы. Потому как мыслилось не обучение по разнарядке, а создание бизнес-школы и развитие бизнеса в образовании: менеджмент, маркетинг, международные экономические отношения, финансы и кредит, информатика. Сегодня вечером — вручение дипломов выпускникам моего факультета, приходите, если будет время.
— Спасибо… Галина Васильевна, вы столь энергичны. Сейчас как-то поддерживаете свою физическую форму?
— Да как вам сказать… В 99-м на Спартакиаде стран Содружества, проходившей в Минске, заняла третье место в плавании на 50 метров на спине. В 2000 году стала чемпионкой страны среди ветеранов.
— Удивительно. Я, конечно, бегаю, стреляю, но как отбежала свой последний старт, на лыжи не становилась ни разу…
— Когда я бросила плавать, то в бассейн тоже не заходила. Но потом все равно появилось желание… И если уж не заниматься своим родным видом, то по крайней мере двигаться необходимо — это уже в крови. На восьмой этаж министерства хожу пешком…
— ?!
— Потому что много сидячей работы, во-первых. А во-вторых, наверное, есть такая черточка — сказать самому себе: ты можешь или нет?
— Галина Васильевна, насколько вы знакомы с тренерами, которые руководят видами спорта в нашей стране?
— Те, кто работал с регионами, не ленился, приезжал, меня знают и я — их. То есть из списка в 56 гостренеров тесно знакома практически со всеми. С хоккеистами, например, мы вплотную сотрудничали во время строительства и запуска ледовых дворцов. Мне приходилось заниматься вопросами финансов и экономики, подготовкой нормативных документов, решений исполкомов и тому подобное…
— Как вы относитесь к политике приглашения в нашу страну спортсменов?
— Надо все раскладывать по позициям, не бросаться в крайности. Если есть необходимость, то приглашать именитых, первых номеров. Их согласие выступать за Беларусь поднимает имидж, статус государства, его авторитет в мире. Но мы всегда должны думать о главном: о создании условий для ребят, которые сейчас занимаются в детско-юношеских спортивных школах. Талантливый ребенок должен иметь возможность себя проявить, мы обязаны его найти, не потерять в дальнейшем, помочь максимально реализовать потенциал. Причем следует четко осознавать: не всем дано подняться на олимпийский пьедестал, у каждого — своя высота.
— Еще во времена Советского Союза был произведен подсчет: из ста перворазрядников выходит один мастер спорта…
— Необходимо создавать условия и для тренеров: наставник не возникает сам по себе, он должен учиться, расти. И тренер растет быстрее тогда, когда рядом опытный, грамотный профессионал. Здесь играет роль и чисто психологическая совместимость: два талантливых человека не всегда могут работать вместе. Особенно это важно определить в национальной команде, где решается не вопрос достижений каждого из них в отдельности, а задача максимального результата. Причем речь не идет об обязательном завоевании медалей, так как есть виды, где невозможно именно сейчас подняться до абсолютных высот…
На 27 июня назначена коллегия Минспорта “О совершенствовании системы управления отраслью, подготовке спортивного резерва и формировании кадров”. Большой и очень сложный вопрос… ДЮСШ- УОР-ШВСМ, их эффективность, определение задач. Сейчас много дискутируют: ДЮСШ — это спорт высших достижений или спорт для всех?
— А на ваш взгляд?
— Это прежде всего оздоровление, привлечение к систематическим занятиям, что крайне необходимо обществу. Это возможность для ребенка проверить себя и подготовить к будущей жизни — здоровье закладывается, как известно, с младых ногтей. Это открытая дорога в спорт, а значит, и возможность заработать себе на жизнь. Да, не все станут большими спортсменами, национальная команда — около тысячи человек, малая часть населения. А остальные ребята? Они тоже должны быть здоровыми, активными.
— Статистика весьма неутешительна: к окончанию общеобразовательной школы здоровыми подходят только 10-12 процентов детей…
— Физическое воспитание — очень важная составляющая. Индекс человеческого развития — показатель для любого государства.
— Экономический эффект?
— Здоровый человек работает лучше. Это активность, долголетие, продуктивность, а в результате — способность организовать свою жизнь так, чтобы обеспечить ее высокий уровень. Я это называю “быть успешным”. Здесь и семья, и дети здоровые, и определенный социальный статус.
— А вы — успешный человек?
— Сложно сказать… По крайней мере то, что задумывала, получалось. Хотя на различных этапах это происходило по-разному. И совершенно невозможно спланировать всю свою жизнь…
— Есть мнение: работать в спортивную отрасль идут порой те, кто не нашел себе применения в иных сферах жизни. К примеру, в спортивную журналистику часто попадает молодежь, не выдержавшая конкуренции в области политики, экономики, культуры. А в проблемах спорта ориентируются все без исключения…
— Думаю, в спорте, как везде, 50 на 50: есть очень талантливые и просто талантливые, есть признанные в своей среде и не признанные, есть добросовестные исполнители и не очень, есть порядочные люди, а есть — поздоровался и думаешь, больше в течение дня, слава богу, не встретимся… Как везде. И я даже сказала бы, что талантливые личности в нашей отрасли преобладают: сам спорт с его экстремальными условиями вынуждает к этому, у нас нет ординарных людей. Посмотрите, сколько спортсменов нашли себя в самых разных областях жизни. Даже забавно бывает. Чуть что, сразу вспоминают: человек занимался спортом. Нет, чтобы о музыкальной или художественной школе! И это — сложившаяся психология нашего общества. Вот это и отличает спортивную отрасль от всех остальных.
— Вокруг только и слышишь: не хватает денег. Но разве лишь в этом наши проблемы?
— Все наше общество находится в условиях ограниченных ресурсов: материально-технических, включая информационное обеспечение, финансовых, людских (население страны не так уж велико). В этих условиях мы должны решать определенные задачи: и оздоровление нации — в первую очередь, — и спорт высших достижений. От того, насколько грамотно мы сможем распорядиться имеющимся — а это кадры, организационные и управленческие системы, техническое развитие и финансы, — зависит достижение целей.
— Количество медалей — цель?
— Определенный цифровой показатель. Это в экономике: вложили средства, выпустили товар, реализовали, получили прибыль. А в спорте чемпион всегда один! И трудно сказать, что может оказать негативное влияние: порыв ветра, хлопок на трибуне, старая травма, ошибка в подводке к пику формы, выраженная в нескольких часах из-за задержки самолета… Сотые балла. Сотые секунды. Стакан воды — лишние 200 граммов у тяжелоатлетов на взвешивании… И плюс чисто человеческий фактор: тренер и спортсмен. Где найти талант, и как ему встретиться со своим наставником? Да, учтем еще необходимый длительный период совместной работы: здесь не 2-3 года, а, как правило, 10-15 лет. Спорт высших достижений — это технология, причем особая. И, думаю, здесь нельзя говорить: мы работаем хорошо или плохо. Следует сказать: приближаемся к своей цели или нет.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь