Герой месяца. Юрий Наваренко: человек мира
Защитник солигорского “Шахтера” и сборной наших южных соседей Юрий НАВАРЕНКО признает кризис родного хоккея, но обещает дать бой.
Олимпийская квалификация не единственный повод поговорить с Наваренко. Кроме того, что это один из ключевых игроков в ростере украинцев, он же — лучший игрок месяца белорусской “экстралиги”. В январе “Шахтер” выдал восьмиматчевую победную серию и притормозил лишь в конце. В 10 поединках Наваренко разжился 9 (3+6) баллами. Среди одноклубников 33-летнему защитнику вовсе нет равных: с 39 (9+30) очками он лидирует в командном списке бомбардиров.
— Завидным, однако, выдался январь у “Шахтера” — восемь побед подряд при традиционной порции результативности от вас…
— Так Новый год же! Хороший праздник, который радостно встретили. И в прекрасном настроении вернулись в команду после перерыва, пусть и очень краткосрочного. Работали с желанием. Конечно, стоит учесть, что вначале встречались с представителями второй пятерки, где мы не имели права терять очки. Понимали, что уже начинается планомерная подготовка к первой стадии плей-офф, поэтому отдельные моменты, которые хотим воплотить в нокаут-раунде, попытались смоделировать в последние месяцы “регулярки”. И, кроме одного провального периода в январе, все остальное нам и правда давалось.
— А что случилось, когда после восьми побед “сгорели” “Металлургу” 3:8?
— Ну, бывают такие моменты. Просто черная двадцатиминутка. Уступали после двух периодов 2:3, а третий проиграли 1:5. Ничего не смогли сделать, все валилось.
— Сильно то поражение ударило по самолюбию?
— Некогда было посыпать голову пеплом, потому что уже через день предстояла встреча с “Гомелем”. Мы проанализировали ошибки и не стали плакать из-за одного периода. Понимали: чем быстрее забудем, тем лучше.
— Но тенденция такова, что “Шахтер” проиграл “Металлургу” все пять матчей.
— Ну да, пока ключи к жлобинчанам подобрать все не можем. Однако это ни о чем не говорит. Часто случается, что команда ничего не способна сделать в чемпионате, зато выстреливает в плей-офф. И каждый поединок — отдельная история. Сегодня так, завтра — иначе.
— И все же “Шахтер” наверняка ставит перед собой максимальные цели. Не говорят ли эти поражения от чемпиона, что в борьбе за золото горняки не являются одними из фаворитов?
— С таким подбором хоккеистов надо бороться только за первое место. Возможно, кто-то считает, что мы не топы, но это и к лучшему. Если вышестоящие в таблице команды отнесутся к “Шахтеру” с прохладцей, могут и поплатиться. Когда наступит плей-офф, все соперники окажутся равны. Кто в определенный момент сильнее — тот и выйдет победителем. И будет неважно, что перед этим отдал противнику все пять матчей “регулярки”.
— Долго команда оправлялась от неудачного старта чемпионата?
— Да, начали ни шатко ни валко. Переживали, что никак не удается выйти на привычный уровень. Почему так произошло? Тяжело всю дистанцию пройти ровно. У кого-то спады в середине, у кого-то — в конце. У “Шахтера” вот случился на старте. Как вариант, из-за большого количества травмированных. Пошли перестановки, что наложило отпечаток. Но через работу попытались изжить недостатки. В итоге пришли к нужному результату.
— Андрей Гусов в числе факторов неудачного старта называл и массовый исход лидеров.
— Терять важных исполнителей всегда неприятно. Хотя каждый год здесь собирается хорошая компания спортсменов. На замену приходят отлично подготовленные игроки. Поэтому не стал бы неудачный старт напрямую связывать с этим.
— А скажется ли отъезд такого лидера, как Томаш Курка, уже по ходу чемпионата?
— Я сейчас не с командой, поэтому трудно судить. Это решение тренерского штаба и руководства. Значит, в каком-то плане игра чеха их не устраивала. Но взяли на его место не менее квалифицированного исполнителя Хлебникова. В то же время менять под конец сезона какой-то важный винтик, который долго пробыл в организме команды, на нового хоккеиста — рискованно. Спортсмен может быть классным, но надо еще вписаться в модель клуба, понять пожелания тренера.
— Правда, что над Гусовым в начале сезона висела реальная угроза отставки?
— Какие-то слухи доходили, но конкретного разговора о возможном расставании не слышал. На мой взгляд, что касается и хоккеистов, и тренеров: коней на переправе не меняют. О работе можно судить в конце чемпионата. Найти козла отпущения всегда проще, нежели оказать доверие. А по весне можно считать, кто на что способен.
— К слову, были претензии у тренера и к вам персонально…
— Что поделать, игра действительно не клеилась. Легионеры должны оправдывать места, которые занимают в составе. А когда команда не блещет, претензии будут ко многим. Я спокойно к этому относился.
— А лишение капитанской нашивки восприняли спокойно?
— Ничего страшного не произошло. Это решение тренерского штаба. Кого считают наиболее подходящим для этой роли, того и назначают. Здесь обсуждать нечего.
— Кстати, в сборной нашивку сохранили?
— На предыдущих этапах подготовки капитанил. Возможно, продолжу, поскольку выборов нового пока не было.
— Похоже, после не очень удачного старта вы все-таки покопались в себе. Ведь потом на протяжении долгого времени демонстрировали отличную и стабильную игру.
— Начали налаживаться дела у команды — пошли в гору и личные показатели. Это же напрямую взаимосвязано. И микроклимат в целом улучшился.
— Будучи защитником, вы сейчас лидируете в списке бомбардиров клуба. В общем-то — нонсенс.
— В моей практике такое уже было в “Металургсе”. Говоря о причинах хорошей статистики, стоит обратить внимание вот на что: если тебе доверяют, выпускают почти при каждом розыгрыше лишнего, то надо оправдывать предоставляемые шансы. Не важно, защитник ты или нападающий. Тем более если легионер. Поэтому стараюсь не ударить в грязь лицом. Впрочем, смотреть только на личные показатели глупо. Если нет командной игры, можно засунуть эту статистику куда подальше. В идеале должно совпадать все.
— Любопытно, что в бытность игроком киевского “Сокола” высокой результативностью вы не могли похвастаться. Подъемы приходились на годы выступления в Беларуси.
— В “Соколе” долгое время был один тренер — Александр Сеуканд. Команда при нем проповедовала закрытый защитный хоккей. Сложно было набрать много очков. А в белорусских командах другой стиль. И времени на площадке отводилось больше.
— Ваши успехи в Солигорске намекают, что в городе вы обжились.
— Вполне. И мне, и семье здесь комфортно. Несмотря на то что Солигорск — далеко не столица, а мы привыкли жить в большом городе, никаких претензий нет. Ребенок здесь в детский сад ходит.
— Семью не тянет на родину?
— Ну… Мы, получается, люди мира. Жена из Москвы, я — из Киева. У дочки российский паспорт. Но наш дом в Киеве. Поэтому тяжеловато разобраться, где у нас родина. Наверное, там, где хорошо. Где радостно мне, радостно и семье.
— А вам радостно в Киеве?
— В столице мы живем постоянно. Но когда идет сезон, когда все складывается удачно, то хорошо и в Солигорске. Хотя стараемся никого не обделять. И к одним бабушкам ездим, и к другим.
— У вас ведь дочка фигуристка?
— Да. Ее бабушка в Москве — тренер по фигурному катанию. Поэтому выбора перед ней не стояло.
— А женский хоккей? В Солигорске, кстати, занимаются девушки.
— Девочку в женский хоккей? В мои планы это не входит. Да и в ее, думаю, тоже. Хотя кто знает, чем это увлечение закончится.
— Вас в межсезонье приглашали украинские команды. Был какой-то предметный разговор?
— Зная ситуацию в нашем хоккее, не питаю больших иллюзий. В том плане, что гарантировать более или менее стабильные условия в украинских клубах никто не может. Получил предложение из “Шахтера” и менять ничего не собирался. От добра добра не ищут.
— В “Донбасс” когда-нибудь приглашали?
— Раньше как-то общался с представителями клуба, но конкретики не последовало. И на то время, если не ошибаюсь, уже подписал контракт с Солигорском.
— А почему сейчас такой кавардак творится в вашей ПХЛ?
— Владельцы клубов — сугубо частные лица. Сегодня все хорошо, а завтра у инвестора появляются какие-то проблемы, и они по цепочке возниккают у всех. Порой все зависит даже от настроения человека, стоящего во главе. А ситуация в стране в данный момент не лучшая, что отражается на хоккее: зарплаты в срок не выплачиваются.
— Выходит, на этом фоне белорусский хоккей с его госдотациями привлекательнее?
— Если сравнить ситуации в двух лигах — несомненно. Конечно, и в Беларуси хватает проблем. Но на Украине, например, трудно объяснить, с чем связаны задержки выплат на два-три месяца.
— У вас были надежды, что создание Профессиональной хоккейной лиги спасет украинский хоккей?
— Мне было приятно, что наконец появится какая-то более или менее серьезная лига. Но тень сомнения присутствовала. И опасения подтвердились. Год как-то просуществовали, а сейчас появились экономические проблемы. Дай бог, чтобы был сильный чемпионат, но пока устойчивых предпосылок не просматривается.
— Год назад в интервью “Пресс- болу” вы сказали: “Кризис, который приближался к нашему хоккею, наконец настал”. В чем заключалось его приближение?
— В последние годы в нашей сборной не появлялось новых имен. Способных хоккеистов можно было пересчитать по пальцам. Все это привело к постепенному сходу с дистанции возрастных игроков или отодвиганию их на вторые роли. А свежая кровь не поступала.
— Школы не работают?
— Не работают и долгое время не работали. Их финансирование отсутствует. В молодом возрасте хоккеисты уезжали в Россию и становились на ноги уже с паспортом этой страны. Все понятно: рыба ищет, где глубже.
— Минувшим летом в интервью украинскому телевидению вы обмолвились, что развитие событий в белорусском хоккее напоминает украинское…
— Когда у вас был сильный чемпионат, сборная регулярно выступала в элите. А сейчас в экстралиге вводятся различные ограничения: легионерские, возрастные… Все это влияет на общий уровень турнира. А он упал, как бы неприятно это ни звучало. На плаву остались четыре-пять команд, у остальных хромает финансирование. Клубы нижней части таблицы берут хоккеистов из школ, но те еще не готовы ко взрослому хоккею. Мое видение: уровень сборной, неважно какой — Беларуси или Зимбабве, зависит от уровня внутреннего чемпионата. Надо развивать свою лигу, чтобы появились новые Калюжные или Костицыны.
— Тем не менее белорусы, на ваш взгляд, пока еще фавориты олимпийской квалификации…
— Да. Ребята выступают в добротных клубах. Пофамильно считаю белорусов фаворитами. Но турнир скоротечен. Никто не захочет отступать.
— Удалось что-то извлечь из двух ноябрьских спаррингов с нашей сборной?
— Да извлекать особо нечего. Составы в принципе не были приближены к нынешним. В первую очередь у белорусов, но и у нас тоже. Просто мы заполучили хорошего спарринг-партнера перед первой стадией квалификации.
— Кстати, а почему сейчас Украина обошлась без товарищеских матчей?
— Тяжело кого-то найти. Это хорошо, что вы смогли договориться с французами. Согласен, практику хотелось бы получить. Что-то наработать. Однако если уже нет оппонента, то ничего страшного.
— Понятно, отсутствие Федотенко и Поникаровского серьезно скажется на сборной Украины. А что насчет “семейных причин” Варламова и Касянчука?
— Скрывать нечего: это очень сильные хоккеисты. Но что поделать? На их месте будут другие, с желанием доказать. Возможно, это желание компенсирует отсутствие мастерства. Будем бороться до конца.
— Вспомню еще одну вашу фразу после назначения новым главным тренером сборной Александра Куликова. Вы тогда без энтузиазма отреагировали: “Туманные перспективы у команды…”
— Проблема вот в чем: какой бы тренер ни был, после невыполнения задачи штаб сразу увольняли. Мне кажется, это глупо. Потому что любому специалисту надо время, чтобы он донес до подопечных свое видение хоккея, дал им сыграться. А с такой политикой ничего не светит. Нужно определить какой-то цикл, а потом уже спрашивать за результат.
ЛАУРЕАТЫ СЕЗОНА-2012/13
Сентябрь | Ярослав КРИСТЕК | Неман |
Октябрь | Андрей МАКРОВ | Неман |
Ноябрь | Вячеслав АНДРЮЩЕНКО | Металлург |
Декабрь | Атварс ТРИБУНЦОВ | Гомель |
Январь | Юрий НАВАРЕНКО | Шахтер |
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь