Минспорта. На полях коллегии. Экономим на чае, расточаем миллионы

21:39, 7 февраля 2013
svg image
3346
svg image
0
image
Хави идет в печали

Работа на членов

Нынешний министр не повышает голос на докладчиков, не перебивает на полуслове, смотрит немного исподлобья и редко поднимает глаза. Речь не пестрит эмоциональными эпитетами и сравнениями, не стоит ждать от него крылатых фраз вроде приснопамятной “Мезин должен ловить шайбу зубами”. Он не демонстрирует энергичность, еще не успел побывать во всех регионах, и напрасно начальники областных управлений по окончании заседания привычно скучковались в ожидании распоряжений. Их не последовало. К слову, этих начальников даже не включили в так называемую “рабочую группу по совершенствованию системы спорта в Республике Беларусь” численностью в 21 человек. То ли толку от них мало, то ли “система спорта” у нас по-прежнему замыкается в столице.
Кстати, вдобавок есть семь подгрупп этой “рабочей группы”, где задействованы еще более семидесяти работников отрасли. Публиковать заданные направления их размышлений, похоже, не имеет особого смысла, ведь группы по модной нынче оптимизации созданы также при НОКе, помощнике президента Максиме Рыженкове. Кроме того, Минспорта (спустя месяц после создания этих коллективов мозгового штурма) в официальном письме и в необычной формулировке обратилось к федерациям: “Направляем вам информацию о контактных телефонах членов рабочей группы и приглашаем принять участие в их работе”. То есть пригласили участвовать в работе членов, а не в работе группы! Видимо, месячный мозговой штурм особо не порадовал, раз решили еще бросить невод: авось, что путное выловят. А если учесть, что на днях на сайте Минспорта появилось обращение уже ко всем, кто способен родить какие-то мысли, присылать предложения “по совершенствованию”, то уместно назвать происходящий процесс коротко: толока. Или с миру по нитке. Как кому нравится. Очевидно лишь, что спорт наш беден не на рубахи — на головы.

Выдайте путеводитель!

Заседание коллегии началось не по-военному “вовремя” — с опозданием минут на пятнадцать. Наконец, участники квартета, на который глава государства и НОКа возложил ответственность за реформы в спорте — Шамко, Рыженков, а также вице-премьер Анатолий Тозик и первый вице-президент НОКа Игорь Рачковский, — взошли на сцену. Строго по регламенту потекли доклады. Сразу оговорюсь: не вижу повода препарировать каждый. О преобразованиях в ДЮСШ, УОРах, РЦОПах так или иначе речь на подобных совещаниях заходила регулярно. У любой реформы находились и сторонники, и противники, умевшие потом достучаться до самого верха, чтобы поворотить процесс вспять. Почти нет сомнений, что так же будет и теперь, когда поднимается вопрос, например, о перепрофилировании отделений самбо в отделения дзюдо или о сокращении числа училищ. Вице- премьер неоднократно восклицал “А надо вам столько?” и неизменно получал вежливый отпор от непосредственных руководителей подразделений. Сложилось впечатление, что спортивный “квадровират” понимает — пора действовать! — но, увы, до сих пор не знает, как именно. Его состав подбирался из разных сфер, причем неспортивных, и на вживание в роль объективно требуется время. Это в мировой практике считается за правило, что новые руководители приходят с программой действий, у нас же своя юдоль.
Посему доклад, касавшийся такой больной темы (особенно после скандалов лондонской Олимпиады), как спортивная медицина, был фактически зарублен. Министр первый и последний раз на этом совещании перебил докладчика, главного врача Могилевского диспансера Виктора Рублевского: “Мы здесь собрались не для того, чтобы критиковать”. А вице-премьер вообще как отрезал: “Готовиться, Виктор Васильевич, надо серьезнее. А то вы с позиции небожителя задачи всем нарезали”.
Вместе с тем главврач просто воспользовался возможностью донести проблемы до высшего руководства, ибо тема спортивной медицины поднимается у нас в лучшем случае раз в пятилетку. Видимо, по этой причине госпрограмма развития спорта на 2011-2015 годы обошла стороной спортивную медицину как таковую. Ни в одном вузе страны не готовят необходимых спорту высших достижений специалистов. На республиканском уровне орган управления спортивной медициной отсутствует — соответственно некому заняться анализом работы областных диспансеров. В тарифно-квалификационном справочнике нет профессии тренер- врач, отсюда проблемы с оформлением пенсий. Спортивный врач чувствует себя изгоем среди коллег из системы Минздрава, получая на 20-25 процентов зарплаты меньше. Недостаточное материально-техническое, кадровое, научное, организационное обеспечение неизбежно приводят к технологическому отставанию.
От себя добавлю, что даже те эксклюзивные медицинские разработки, что вопреки всему появляются в Беларуси, доходят до наших спортсменов редко: зарубежные — потому что не сертифицируются Минздравом, отечественные — потому что не закупаются РУП “Белфармация”. Пути решения этих проблем давно обозначены, но, похоже, “квадровират” растерялся среди множества дорог.
Поскольку газета — не путеводитель, навскидку обозначу один из возможных выходов. Надо определиться: сколько конкретно белорусскому спорту необходимо специалистов спортивной медицины. Для начала сесть и подсчитать — с учетом клубов по игровым видам, новых задумок по развитию студенческого спорта. Исходя из количества понять, где и как готовить. Здесь есть из чего выбирать: на кафедре ли спортивной медицины академии последипломного образования (БелМАПО) или в одном из мединститутов. Требуется просто управленческое решение. Надо решиться, наконец!

Странные бонусы

Хотелось бы не голословности и по другим проблемным направлениям. Например, Александр Шамко обратил внимание директората национальных команд, главных и государственных тренеров, РЦОПов на то, что финансирование видов спорта должно вестись в рамках выделенных средств. Ибо, по его словам, в прошлом году отдельные виды превысили годовые бюджеты более чем в два раза! В связи с этим министр поставил задачи: “Формирование выездных составов только спортсменами, выполнившими критерии отбора. Планирование подготовки с максимальным использованием баз нашей страны”.
Однако пока наблюдаем лишь сотрясание воздуха. Свежий пример. Во второй половине декабря Мин- спорта подготовило сметы на триста миллионов рублей на трехнедельный январский выезд конькобежцев для подготовки к этапу Кубка мира в Калгари и чемпионату мира по спринтерскому многоборью в Солт-Лейк-Сити. Белорусский союз конькобежцев оперативно поднял упомянутые нынче министром критерии отбора на официальные международные соревнования. Они утверждены его заместителем Сергеем Нередом. Из них явствует: право участия в Калгари и Солт-Лейк-Сити завоевала только Светлана Радкевич. Об этом посредством официального письма федерация уведомила Минспорта, подвергнув сомнению необходимость УТС в Калгари — при живом-то овале “Минск-Арены”!
Как выяснилось позднее, смету слегка скорректировали в сторону уменьшения, но все равно сумма впечатляет: на четверых человек она составила более двухсот миллионов рублей. Пять дней пребывания в Варшаве с целью открытия виз оценено в 2 170 долларов США. УТС в Калгари с 9 по 18 января планировался из расчета 454 канадских долларов и 4 266 долларов США (аренда льда заложена лишь на четыре дня). Проезд Минск — Калгари — Солт-Лейк-Сити — Минск — 9 600 евро. Участие в этапе Кубка мира с 18 по 21 января — 756 канадских долларов. УТС в Солт-Лейк-Сити с 21 по 25 января — 2 880 долларов США. Участие в чемпионате мира с 25 по 28 января — 72 доллара (в смете упомянуты только суточные в пути). А также прочих расходов, в том числе на медицинские страховки, — 10 миллионов рублей.
Александр Шамко подписал приказ. И вместе с Радкевич и ее тренером Игорем Погореловым за океан вылетели еще два спортсмена (Ксения С. и Евгений К.), которые, подчеркну, не имели международного норматива ИСУ для участия в чемпионате мира в США. Мизерный шанс выполнить его был у Ксении С., однако накануне ее по неизвестной причине не взяли в поездку за визами в Варшаву, и путь в Америку девушке все равно был бы закрыт. Кстати, эта конькобежка по итогам чемпионата Беларуси по спринтерскому многоборью не отобралась даже на этап Кубка мира. И если уж министерство приняло решение командировать в Калгари кого-то дополнительно, то ехать определенно должна была чемпионка страны Татьяна Михайлова, которая тоже мечтает попасть на Олимпийские игры в Сочи. Но получилось, что не она, а другая воспитанница тренера Виктора Сапоненко в виде премии от Минспорта получила возможность скататься в Калгари и назад. Чем, интересно, обоснован был сей бонус? Во всяком случае все закончилось довольно бесславно. Ксения стартовала в Канаде дважды, была 38-й и 39-й из 41 участниц. И вернулась в Минск.
Евгению К. американскую визу открыли. Однако последние результаты, в том числе и показанные на “Минск-Арене”, к сожалению, не позволяли даже надеяться, что спортсмен пробьется на чемпионат мира (парня уже начали подпирать наши юниоры). Он и не попал: на этапе Кубка мира сначала упал, потом стал 43-м из 45 участников. Но домой после Калгари его не отправили, Женя фактически туристом слетал еще и в Солт-Лейк-Сити. И ведь что показательно: год назад Минспорта устроило аналогичную турпоездку в те же Канаду — Америку Дмитрию В., подопечному все того же тренера Погорелова! Маслом там, что ли, намазано?! И здесь с приходом нового министра ничего не изменилось. Поэтому и наше конкретное предложение не отличается новизной: взаимодействие между Минспорта и федерациями должно существовать не только на бумаге.
Спортсмены бегут, как умеют и как их натренировали. К ним претензий нет. Но как объяснить остальным конькобежцам, по какому принципу формировалась команда? И кто теперь понесет ответственность за нерационально потраченные на заокеанские вояжи деньги? Ведь их в начале финансового года, незадолго до очередной Олимпиады, министерство изъяло не только из отдельно взятого вида, но и из всего спорта. Наступил год бережливости, говорите?..
…Группы так называемых реформаторов должны выработать “механизмы совершенствования системы спорта” до 30 марта. Руководителем в одной из основных групп числится замминистра Неред. Однако Сергей Михайлович еще в декабре написал заявление об уходе и, похоже, просто ждет, когда его отпустят с миром в какой-нибудь РЦОП. Он и так задержался в кресле дольше своего бывшего начальника Олега Качана, которого до сих пор не оставляют в покое тени из прошлого. Никто в белорусском спорте не может быть уверен, что продержится на посту дольше олимпийского цикла.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?