Андрей Зыгмантович: главное — оставаться в футболе
— Андрей, уж и не знаю, поздравлять ли тренера с тем, что он перешел на непрофильную работу. Образно говоря, вы сделали шаг в сторону.
— Самое главное — я остался в футболе. Остальное — детали.
— Похоже, после ухода из «Нафтана» тренерских предложений вам не поступало?
— Были, но я их отклонил. Если бы получил серьезное предложение от солидного клуба, ставящего перед собой высокие цели, тогда другое дело. А решать задачи, как зацепиться за 12-е или 14-е место, — это не по мне.
— Но ведь в Беларуси команд, которые стремились бы преодолеть максимальные рубежи, раз-два и обчелся.
— Что верно, то верно. И все-таки я надеюсь, что мои тренерские познания окажутся еще востребованными.
— Значит, свой новополоцкий опыт считаете неудачным?
— Любой опыт полезен, даже если на выходе — отрицательный результат. Сейчас многие знакомые выговаривают мне: «Я же предупреждал — не лезь в этот «Нафтан». Человек умен задним числом. Но я нисколько не жалею, что ввязался в это в общем-то бесперспективное дело. Просто неблагоприятные обстоятельства оказались сильнее меня. Наверняка, если бы снова попал в новополоцкие реалии, многое сделал бы по-другому. Ну, ничего: набил шишек — лоб стал крепче.
— Какой круг вопросов вам придется решать в новой должности?
— Если коротко, то в моем ведении будут все динамовские команды — от детских до взрослых. Буду следить за тем, как строится в них учебно-тренировочный процесс, насколько быстро растет мастерство футболистов и так далее. Сбор информации, ее осмысление, анализ, выводы. Надеюсь, мои советы и рекомендации окажутся полезными для тренеров.
— Пригодится ли в этой работе ваш испанский опыт?
— И белорусский тоже придется как нельзя кстати. Раньше ведь ничем подобным заниматься не доводилось. Ну да не боги горшки обжигают! Буду учиться. Если человек занят любимым делом и отдает ему всю душу, то обязательно достигнет каких-то высот, обогатится новыми знаниями. А уж они-то лишними никогда не бывают.
— Некоторые специалисты вынужденный простой заполняют учебой в московской Высшей школе тренеров. Не тянет сесть за студенческую скамью?
— Считаю, что если уж заниматься в ВШТ, то только на стационаре. В моих же ближайших планах такой пункт не значится. Тренерской науке я учился достаточно много — лет семь-восемь. Есть определенный багаж знаний, проблема лишь в том, как его реализовать на практике. Ведь, как бы это банально ни звучало, но теория без практики мертва.
— Значит, к тренерской работе вы обязательно вернетесь?
— Безусловно.
— Как быстро?
— Не хочу загадывать. Сегодня я работаю в «Динамо», и буду стараться выполнять свои функции добросовестно. А что будет завтра — никому не дано знать.
— И все-таки: если вам поступит лестное приглашение на тренерскую должность, покинете «Динамо»?
— С руководством мы оговорили этот вариант. Если предложение действительно будет стоящим, я приму его. Клуб же моему уходу никаких препятствий чинить не будет.
— Вы вернулись в родное «Динамо» спустя девять лет. Многое ли изменилось в нем?
— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно повариться в динамовской кухне хотя бы месяц. Я же работаю всего два дня. Конечно, есть масса нюансов. Главный же состоит в том, что прежде «Динамо» являлось флагманом белорусского футбола, и на него работала вся республика. Любой перспективный игрок из глубинки моментально доставлялся в столицу. Теперь — другое дело. Юные таланты с периферии в первую очередь питают свои команды, представляющие данный регион в национальном первенстве. Это — объективная реальность, с которой приходится считаться.
— Полагаю, спрашивать о целях в чемпионате команды, которую возглавляет максималист по натуре Эдуард Малофеев, бессмысленно?
— Ответ очевиден — только золото. И я, как динамовец, приложу все силы, чтобы это приятное событие осуществилось. Хотя утверждать сегодня, что «Динамо» обязательно станет сильнейшим, не стану. На старте все четырнадцать клубов имеют совершенно одинаковые шансы на успех.
— И все-таки, согласитесь, что одни команды обладают большим потенциалом, другие — меньшим. Кто, на ваш взгляд, войдет в группу фаворитов, которая и поведет борьбу за медали?
— Помимо столичного «Динамо», это — БАТЭ, «Гомель», «Белшина», минское «Торпедо», усилившееся Шанталосовым, роль которого в чемпионстве бобруйчан очень велика. Возможно, помолодевшая «Славия». Признаюсь, темной лошадкой для меня является жодинское «Торпедо». Сложно предположить, на что оно может замахнуться. Но в любом случае мне импонирует позиция его главного тренера Якова Шапиро. Едва прорвавшись в высшую лигу, он заявил: готов бороться за пьедестал. Так и надо! Подопечных необходимо заряжать максималистскими идеями, питать их своим оптимизмом. Если он, конечно, присутствует. Беда отечественного футбола, как мне кажется, состоит в том, что в тренерском цехе у нас крайне мало тренеров-оптимистов, большинство страдает какой-то приземленностью мыслей и устремлений. Потому-то возглавляемые ими команды не играют, а добывают очки, считая своей первоочередной задачей обустройство комфортного месторасположения в турнирной таблице. Футбольная романтика, увы, уходит…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь