НОК. Тайны олимпийского двора
Лакомый кусочек
Здание бывшего Института физкультуры, возведенное на площади Якуба Коласа еще в 30-х, без капремонта к началу третьего тысячелетия ощутимо одряхлело. Признанное памятником архитектуры и потому не подлежащее сносу, оно, казалось, было обречено стать приютом для множества мелких коммерческих структур, которые наводнили его в 90-х и своим казенным отношением довели до состояния антитезы здоровому образу жизни. НОК решился вернуть сооружению изначально спортивное предназначение и создать в сердце столицы многоцелевой физкультурно-оздоровительный центр “Олимп”. Здесь же предусмотрено расположить Музей олимпийской славы, конференц-зал, кафе-клуб для общения неравнодушных к спорту людей…
При этом, естественно, предполагалось, что внушительная колоннада главного корпуса станет визитной карточкой штаб-квартиры Национального олимпийского комитета, который до сих пор не имел собственного пристанища. Профессор архитектуры Белорусского национального технического университета Вольмен Аладов вместе со студентами-дипломниками выполнил проект, преобразующий внутреннюю морально устаревшую начинку в современный интерьер. К примеру, необходимую торжественность парадным апартаментам должен был придать атриумный дворик с зимним садом. Однако задуманное не сбылось: существенный кусок здания оттяпали под комбинат быстрого питания типа латышского “Лидо”. Не будем вступать в спор с поборниками “перекуса на скорую руку”, активно критикуемого медиками всего мира, о правомерности их соседства с объектами оздоровления. Лишь отметим: “Лидо” станет …надцатой (!) точкой общепита в районе площади Якуба Коласа. Только ли цель срочно накормить голодное население здесь преследовалась?.. НОК был вынужден искать другое решение, и сегодня гостей олимпийского дома встречают не с парадного входа, а сбоку. Хотя и тут его права попытались оспорить. На этот раз частная фирма “Sol”, специализирующаяся на курсах иностранного языка. Госкомиссия доказала незаконность притязаний коммерсантов, хотя сделать это оказалось не так просто, ведь, как выяснилось позже, поперек олимпийскому движению встали интересы отдельных высокопоставленных чиновников…
А что в кошельке?
Психология человека такова, что любопытство к содержанию чужого кошелька извечно. В обыденной жизни вопрос “а сколько, если не секрет, зарабатываешь?” следует как-то слишком недипломатично быстро после традиционного “как дела?”. Признаем: данный подход вполне справедлив, когда дело касается общественной организации, взявшей на себя функции масштабного строительства. Тем более что, согласно Олимпийской хартии, НОК изыскивает источники финансирования, которые позволяют ему соблюдать автономию во всех отношениях. При этом сбор средств должен производиться таким образом, чтобы сохранить собственное достоинство.
Существенное влияние на развитие олимпийского движения в мире в свое время оказала его коммерциализация, гарантировавшая материальное благополучие членов олимпийской семьи. Ясно, что без финансовой независимости олимпизм не имел бы того авторитета, который есть у него сегодня. Ныне в сумме доходов МОКа поступления от программы лицензирования (права на использование олимпийской символики на товарах) составляют всего один процент, спонсорство — 11. А вот прибыль от продажи прав на телетрансляции — 50 процентов! Казалось бы, белорусский НОК мог взять за основу те схемы олимпийского маркетинга, которыми пользуется МОК. Однако десятилетний опыт работы показывает: в условиях нашей действительности они не принесут достаточного эффекта. Прежде всего потому, что отечественные телекомпании не готовы выплачивать деньги за показ спортивных мероприятий НОКа. Следовательно, у белорусского олимпийского комитета основу его коммерческой программы должны сложить другие составляющие.
Что взять с безработного?
Исполком НОКа, чье заседание впервые состоялось в минувшую пятницу в собственной штаб-квартире, планово рассмотрел вопрос о ходе реализации маркетинговой программы в 2003 году. Докладчиком выступил вице-президент НОКа, глава комиссии по финансово-экономической деятельности и развитию материальной базы Геннадий Алексеенко. Он не стал утомлять присутствующих цифрами статей доходов, дескать, можете прочитать в документах сами и дать оценку роли каждого исполнителя. Поскольку пресс-служба НОКа предусмотрительно снабдила журналистов соответствующими бумагами, мы не преминули в них заглянуть. Представьте себе наше удивление: во впечатляющем списке спонсоров и партнеров НОКа среди фамилий контактирующих с ними членов олимпийского комитета не оказалось ни одного человека из состава упомянутой комиссии! “Так в чем же состояла их роль?” — возник резонный вопрос. Быть может, они были заняты работой с собственными финансовыми средствами НОКа? Нет, прозвучало в зале, “75000 долларов и 10 миллионов рублей зависли в Белорусском Биржевом банке еще в мае 2001-го”…
Не приносят прибыли, отметил Алексеенко, и унитарные предприятия, более того, они не выполняют договорных обязательств по займам, а часть из них убыточна. Как убыточен тотализатор “Спортлото”, который, согласно замечанию ведущего исполком вице-президента Николая Ананьева, должен был ежегодно приносить сумму, эквивалентную 200000 долларов, о чем заверяли главу государства организаторы лотереи… А вопрос “когда члены комиссии были в последний раз, к примеру, на УП “Беламкан” и УП “Белкельме”, где НОК имеет свои доли?”, вызвал у докладчика взрыв эмоций: “Вы ведете себя как секретарь ЦК! Я перед вами отчитываться буду?.. У меня сейчас другая задача: денно и нощно тружусь во Дворце спорта… И вы все знаете, я говорил уже об этом на бюро, что полгода я вообще не работал! Бывают и в жизни разные ситуации…”
Однако члены исполкома хотели бы услышать не личные оправдания провала маркетинговой программы и простую констатацию фактов, а предложения по выходу из кризиса. Интересовала и информация о новых формах экономической деятельности олимпийского комитета, богатый опыт использования которых имеется у коллег из России, Прибалтики, Италии, Турции, Греции…
Здесь вполне уместно напомнить, что Геннадий Павлович год назад занимал пост первого заместителя министра спорта. И из логики его ответов на исполкоме следует: пока был при высокой должности, курируя экономический блок вопросов, времени на работу вице-президентом НОКа, по-видимому, у него хватало (иначе зачем на Олимпийском собрании-2001 переизбирался на второй срок?), но как только уволили… К слову, специалисты свидетельствуют, что в период министерской деятельности Алексеенко “радикальных изменений к лучшему в вопросах привлечения внебюджетных средств на развитие спорта, в том числе от игорного бизнеса и лотерей, так и не произошло: дескать, задача эта стратегическая… К примеру, вместо запланированных трехпроцентных отчислений от оборота игорного бизнеса в 2000 году Минспорта выдало соответствующие лицензии 137 организациям сразу на пять лет, даже не урегулировав с ними взаимоотношения в целях финансирования физкультуры и спорта”. Это цитата из приснопамятного официального документа на имя президента Беларуси, относящаяся к временам двухлетней давности.
Поскольку из уст главы финансово-экономической комиссии снова, как и неделей ранее на бюро НОКа, не прозвучали конкретные предложения по изменению маркетинговой программы, собрание приняло решение поручить члену исполкома министру Юрию Сивакову возглавить инициативную группу специалистов, которая займется анализом сложившейся ситуации…
Познавательно, что олимпийский комитет России, проанализировав деятельность своих комиссий с 1993-го по 2001-й, пришел к выводу: неэффективность тех или иных общественных формирований имеет следующие причины. Во-первых, это причины субъективного характера, которые связаны с личностью руководителя комиссии. Во-вторых, отсутствие среди спортивной общественности (а именно из ее среды и формируются комиссии) специалистов высокого уровня в таких специфических областях, как финансы и юриспруденция. Не случайно ОКР имеет договора на обслуживание юридическими и финансовыми организациями, которые выполняют эту работу небезвозмездно, но профессионально…
Основной вопрос повестки дня исполкома подытожил вице-президент Николай Ананьев, курирующий оргработу НОКа: “Надо признать, что в целом нынешние доходы белорусского олимпийского комитета превысили прошлогодние. Это произошло благодаря тому, что НОК смог вызвать интерес к олимпийскому движению у многих и многих неравнодушных, ярких, самодостаточных личностей. Люди пошли навстречу, видя, что планы НОКа на глазах претворяются в жизнь и в этом есть их личное участие. А прозрачность использования привлеченных средств в олимпийском движении страны стала нормой”.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь