Современное пятиборье. Венгерский метод
Эти темы мы решили обсудить с гостренером Михаилом ПРОКОПЕНКО и начальником национальной команды Андреем СМИРНОВЫМ, тем более что оба — в прошлом титулованные спортсмены, недавно приступившие к исполнению новых обязанностей.
Михаил ПРОКОПЕНКО. Открытый чемпионат Венгрии — это первый серьезный турнир в международном соревновательном календаре, на котором спортсмены проверяют боевую готовность накануне этапов Кубка мира. К сожалению, мы пропускаем первый этап в США. Хотя, может, и не к сожалению. География Кубка мира сильно разбросана: Америка, Бразилия, Китай, Венгрия, Россия. Это очень сложно в плане акклиматизации и адаптации. Тем более не факт, что люди, которые поедут туда, смогут показать очень хорошие результаты. Этап же в Бразилии — определяющий: наши спортсмены (а ставку мы делаем на молодых), которые отберутся на Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро, уже должны привыкать к региону, климату, спортивным объектам. По рейтингу нынешняя белорусская молодежь практически вся попадает в выездной состав, поэтому мы так и спланировали работу — пропускаем первый этап и едем на второй.
— За последнее время неоднократно менялись правила современного пятиборья. Тяжело к ним адаптироваться?
М.П. Возрастным спортсменам — да, а молодые очень быстро подстраиваются. И к комбинированному виду, и к лазерному оружию, и ко всем новым изменениям, которые грядут ближе к Олимпийским играм 2016 года.
— Заметно, что колоссальные изменения происходят и в нашей федерации. Чем они обусловлены?
М.П. В первую очередь — приходом на должность председателя Николая Иванченко. Этот человек — фонтан идей и энергии. Теперь нам некогда стоять, нужно действовать: планы грандиозные, но реалистичные. Раньше в федерации не было никакого движения. Она занималась вопросами сохранения финансового благополучия конкретных людей, продвижением определенных тренеров и спортсменов. На этом все и заканчивалось. Как следствие — многие спортсмены того поколения разуверились в справедливости и системности. Даже когда человек выполнял все нормативы и проходил по критериям отбора, это не гарантировало ему попадания на конкретные соревнования. Теперь все гласно и доступно.
— В Будапеште было подписано соглашение о двустороннем сотрудничестве. Почему именно с венграми?
М.П. Венгерской федерации 86 лет. В этой стране пятиборье — спорт номер один, с колоссальными традициями и легендарными личностями. Венгры еще помнят СССР, не совсем отклонились в сторону Запада. Куда, как не в Венгрию, ехать за получением опыта организации международных стартов, которые планируются проводить и в Беларуси в ближайшем будущем. И так совпало, что именно в Венгрии был первый после Олимпийских игр международный турнир.
— Раньше бывали подобные соглашения в истории белорусского пятиборья?
М.П. К сожалению, никто этим не занимался на таком уровне. Прежде о встрече двух руководителей федераций даже речи не было. Но ведь именно они — те локомотивы, которые двигают развитие спорта в стране. Это исторический момент, который наконец-то произошел. Надеюсь, теперь на белорусское пятиборье по-другому посмотрят. Ведь мы имеем замечательные сооружения, которые могли бы использовать и в учебно-тренировочном процессе, и в подготовке к соревнованиям, например, проводить сборы накануне крупных стартов. Это развитие спорта, взаимовыгодного партнерства, небольшая экономическая польза, эксплуатация наших спорткомплексов. Наконец, это даст возможность проводить крупные международные соревнования.
— А заявка подавалась?
М.П. На днях Европейская конфедерация доверила Минску проведение юношеского чемпионата Европы по троеборью 2013 года, от которого по финансовым причинам отказались французы. И опять же соглашение в Будапеште оказалось одним из решающих факторов в нашу пользу, так как венгерка Веа Симока, входящая в состав европейского исполкома, отдала свой голос Беларуси — учтем, что венгры были и сами не прочь провести троеборье.
— В соглашении оговариваются планы на проведение коммерческих и некоммерческих соревнований, в том числе в Беларуси. Пока все только на словах?
М.П. Нет, в международный календарь этого сезона включен открытый чемпионат Беларуси. Будучи в Будапеште, мы раздали всем участникам приглашения на наш турнир. Хотим показать гостям страну, презентовать спортивные базы и то, чем в действительности располагаем, потому что уже очень много лет — со времен турнира на призы Белтелерадиокомпании — в Беларуси не проводились крупные международные соревнования по современному пятиборью.
— Пятиборье не раз хотели вывести из программы Игр. Была ли опасность и в этот раз?
М.П. Каждый раз, когда проходит подобное голосование исполкома МОКа, над нами взмывается дамоклов меч. Но пятиборская семья объединяется и доказывает всему миру право вида спорта остаться олимпийским. Ведь оно впервые попало в программу в 1912 году по предложению Пьера де Кубертена! Абсурдно подвергать его решение сомнению.
— Так почему все же подвергают?
М.П. Наши соревнования проходят, как правило, на нескольких спортивных базах, начинаются в 8 часов утра, а заканчиваются в 6-7 вечера. Очень сложно все это время удерживать зрителя и заинтересовывать СМИ. Поэтому Международный союз современного пятиборья постоянно меняет правила. Посмотрите, как четко и беспрекословно мы выполняем требования МОКа. Сказали нам свести стрельбу и бег воедино — комбинированный вид стал зрелищным апофеозом дня. Дали курс на защиту окружающей среды — разработали специальное лазерное оборудование вместо пневматики. А за пару недель до голосования в МОКе в интернете появилось актуальное промо-видео пятиборского стадиона, на котором пять видов будет проходить за пять часов!
— Неужели? В самом деле изменения глобальны…
М.П. Кстати, мне кажется, ситуация с венгерским договором может стать примером для многих других белорусских федераций. Не уверен, что все вплотную занимаются международным сотрудничеством. Впрочем, я ведь только два месяца в должности, для меня это все ново…
— А вам комфортно в непривычной роли?
М.П. Конечно.
Андрей Смирнов. Да он сияет!
М.П. Мне приятно оставаться внутри современного пятиборья и приносить ему пользу. По крайней мере пытаюсь делать акцент на то, чтобы причастные к результату люди, спортсмены и тренеры, были максимально удовлетворены и в материальном, и в моральном плане. Хочу, чтобы они верили: есть правила и устои, которые не нарушаются.
А.С. К тому же мы хотим поднять уровень фармакологического обеспечения в нашем виде. Чтобы с каждым спортсменом врач работал индивидуально и рекомендовал, что именно нужно этому атлету на конкретном этапе подготовки, чтобы достичь лучшего результата.
— Интересно, представители каких регионов добиваются большего успеха?
А.С. Минска и Гомеля. Но на разных этапах лидерами становились спортсмены Минской области и Могилева. В Беларуси не во всех областях занимаются современным пятиборьем. В ближайшее время собираемся подключать Брест, Гродно и Витебск. Побывав в Бресте, могу сказать, что там во многом условия даже лучше, чем в столице, особенно в плане компактного размещения тренировочных баз. К тому же мы беспокоимся о том, чтобы спортсмены, уходя из пятиборья, не оставались не у дел. В МВД, МЧС, например, с большим удовольствием берут ребят из нашего вида. Я сам, когда завершил спортивную карьеру, служил в МВД. Но теперь, выйдя на пенсию подполковником, вернулся в пятиборье. Хочется помогать команде физически, умственно, морально, делиться знаниями и опытом.
— Приток молодежи не иссяк?
М.П. Безусловно, нет. Юниоры и юноши приятно удивляют стабильностью на внутренних стартах. А для того, чтобы они достойно выступали на международном уровне, нужно их вывозить соревноваться с лучшими атлетами мира, чтобы чувствовали дух борьбы и конкуренции.
— Значит, в Рио-2016 можно ожидать медального исхода?
М.П. Об этом говорить, конечно, рано, но нужно. Мы всегда претендовали на олимпийские медали, а пока только “окучиваем” олимпийский пьедестал. Наша основная задача — подготовить к Рио конкурентоспособную команду. За три с половиной года мы должны вывести белорусское пятиборье на новый уровень — олимпийский, как по результату, так и по духу.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь