VIP-персона. Андрей Ватутин: терять Минск очень не хочется

21:49, 28 февраля 2013
svg image
2269
svg image
0
image
Хави идет в печали

Благодаря содействию пресс-службы армейцев удалось украсть у высокопоставленного менеджера и, как выяснилось, приятнейшего собеседника полчаса. В течение которых функционер прежде всего отвечал на самые актуальные вопросы, связанные с прошлым, настоящим и будущим белорусской дружины в системе “банковского” турнира. Впрочем, постепенно круг тем становился все шире и шире…

— С позиции одного из ключевых руководителей Единой лиги ВТБ как оцените присутствие в турнире белорусского клуба?
— Само по себе наличие такой команды в проекте замечательно. Это не просто расширение географии турнира, но увеличение болельщиков, новые возможности для спонсоров. Еще лучше, что у Минска есть собственный спорткомплекс с инфраструктурой наивысшего разряда — эдакая база, которой сегодня не могут похвастаться даже гранды европейского баскетбола, в том числе ЦСКА. Наличие современной арены — одна из ключевых составляющих, которая поддерживает интерес и к клубу, и к виду спорта на высоком уровне. В актив белорусам также запишем интерес к баскетболу со стороны болельщиков. Вспомнить хотя бы матч ЦСКА в вашей столице трехлетней давности, собравший на “Минск-Арене” 12 с лишним тысяч зрителей. Или прошлогодний визит, когда даже на армейцев без Кириленко пришло посмотреть порядка 6-7 тысяч человек. Для сравнения, в армейский УСК на встречи Евролиги приходит лишь 5500 москвичей.
В то же время в Беларуси наверняка разочарованы спортивными результатами “Цмокаў”. Понимаю, аутсайдерские позиции объясняются малым бюджетом: когда есть возможность приглашать хороших игроков, тратя на их приобретение круглые суммы, и выступаешь лучше. Но раз команда стремится играть в Единой лиге ВТБ, надо соответствовать ее уровню — подтягивать спортивный результат к инфраструктуре, созданной городом.

— Командам маленького рынка все труднее выживать в конкурентной борьбе с грандами лиги. Как опытнейший менеджер, в чем видите пути спасения для низкобюджетных коллективов?
— Кажется неправильным называть клубом маленького рынка баскетбольную команду, что представляет 10-миллионную страну. “Цмокi” — интересный проект, требующий времени на развитие, и в данный момент находящийся на этапе становления. Кроме того, с позиции руководителя одной из самых богатых дружин Европы советовать что-либо менеджменту клуба, который кратно уступает в бюджете, некорректно. Уверен, в Беларуси достаточно специалистов, способных развивать проект в верном направлении и без моих подсказок. Единственное, что пожелаю Минску — ставить реальные задачи и понимать, чего руководство и спонсоры хотят добиться.
Понимаю разочарование болельщиков результатами последних сезонов. Догадываюсь, что в Беларуси жестко критикуют верхушку “Цмокаў”. В связи с этим призвал бы любителей баскетбола быть чуть более толерантными. Все-таки приглашение игроков, вне зависимости от состоятельности или калибра клуба — это всегда лотерея. До оформления трансфера менеджмент может выведать о спортсмене все — манеру игры, жизненные приоритеты, психологический портрет — и увидеть в новобранце идеальное подспорье для коллектива. Но это совершенно не гарантирует успех сделки. История того же ЦСКА знает множество подобных примеров. Люди блестяще себя проявляли до переезда в Москву, однако в России под давлением ожиданий не выдерживали и уходили в другую дружину, где снова раскрывались на прежнем топ-уровне… Поэтому требование к команде должно быть одно: в любой ситуации она обязана бороться, независимо гранд ли это, или коллектив с бюджетом в сорок раз меньшим.

— Беларусь представлена в лиге единственной командой. Но и ей грозит квалификационная участь. Вас не смущает сокращение географии турнира, если “Цмокiостанутся за бортом розыгрыша?
— Это было бы нездорово. Но мы с вами должны понимать: лига — не благотворительная организация. Следовательно, держать команды в пуле только потому, что они представляют тот или иной регион, неправильно. В первую очередь по отношению к болельщикам. Вспомним печальный опыт финского клуба “Хонка”. До уровня лиги ВТБ северяне не дотягивали ни по одному из параметров, при всем к ним уважении. Помню, приехали играть в Эспоо — и на предматчевой тренировке, говоря простыми словами, обалдели. С обеих сторон площадки на паркете отсутствовала трехочковая дуга — ее нарисовали лишь за несколько часов до стартового спорного! При этом финны сплошь и рядом обещали привлечь богатых спонсоров и собрать боеспособный состав… Вспоминая это, провожу параллель с сегодняшним Минском — и не могу утверждать, что здесь все настолько же печально. Даже если окажетесь в квалификации, уверен, выберетесь оттуда, потому что отношение к баскетболу и выступлениям в лиге ВТБ у вас очень серьезное.

— Андрей Владимирович, насколько реальна идея закрепления за странами-соседками России (основного донора участников турнира) эдакой географической “уайлд кард”? Скажем, тем же дружинам Польши или Беларуси было бы куда проще искать финансовые источники, зная, что самая состоятельная и конкурентоспособная команда страны получит выход на топ-арену.
— Все может быть. Общеизвестно, что за последние годы многие баскетбольные клубы, в том числе такие гегемоны своих стран, как “Жальгирис” и “Проком”, столкнулись с финансовыми проблемами. Соответственно никто не гарантирует их конкурентоспособности в следующем сезоне. Совет лиги, который соберется летом, безусловно, на эти процессы будет реагировать — и, возможно, в том числе рассмотрит вопрос выдач “уайлд кард”, хотя по регламенту сегодня это возможно только для квалификационного турнира. Но как бы там ни было, сначала мы должны понять, сколько команд пожелают участвовать в турнире — и лишь потом что-то решать.

— Еще один парадокс сосуществования коммерческого турнира и белорусской команды в ней: несмотря на слабые результаты, посещаемость на “Минск-Арене” входит в топ-5 показателей первого круга… Хотя в тех же Эстонии, Чехии и Польше зрители не балуют вниманием розыгрыш. Опять же лига, которая борется за зрителей, вроде как не должна игнорировать озвученную статистику.
— То, о чем сейчас говорим, больше вопрос политики. “У нас ходят зрители, у нас арена…” — это все весомые аргументы. Но команда еще и баскетболом должна доказывать право на место в основной сетке розыгрыша. Честно скажу, терять команду из Минска очень не хотелось бы. Но давать сейчас какие-то обещания и уж тем более гарантии я не вправе. Есть регламент, который может быть изменен только советом лиги.

— Наш проект называют национальным, поскольку в Минске постарались собрать лучших игроков страны, составляющих костяк сборной. То же самое делают в Астане. У вас, как у руководителя ЦСКА, подобного соблазна модифицировать Лигу ВТБ не появлялось?
— Вообще, идея хороша. Но для ее реализации воедино должны сойтись сразу несколько факторов. Во-первых, надо иметь разделяющих позицию владельцев, готовых ждать результатов несколько лет. Ведь на то, чтобы команда заиграла и начала замахиваться на трофеи, понадобится не один, не два и даже не три года. Отлично, если боссы готовы терпеть снижение “успеваемости” ради философии. Но где найти таких понимающих меценатов? Во-вторых, менеджменту и даже болельщикам надо иметь не просто железную, а титановую волю, поскольку названный вами путь чрезвычайно сложен. Все привыкли к тому, что ЦСКА должен побеждать в каждом матче. Но если играть только российскими баскетболистами, задача усложнится стократ. Тогда как критика останется на запредельном уровне, поскольку все хотят результата. Вы сами знаете, что стоит армейцам проиграть раз — и начинаются разговоры о проблемах в команде, проиграть два — и все кричат о кризисе, а если оступишься трижды — утонешь в лавине воплей о катастрофе, последствия которой можно решить лишь массовыми увольнениями. Это постоянное давление, справиться с которым дано отнюдь не каждому.
Безусловно, стартовая пятерка, состоящая, например, из Понкрашова, Фридзона, Мони, Хряпы и Кауна, радовала бы глаз — эдакий наш ответ сербскому “Партизану”. Но каким образом в распоряжении армейцев окажется дюжина русских баскетболистов? Все они на контрактах. Я же не могу прийти в Минспорта или Администрацию президента и сказать: “Ребята, давайте, звоните руководителям клубов, пусть они отпустят в ЦСКА ведущих игроков!” Это абсурд! Кроме того, мы живем в эпоху глобализации, где внутренние маленькие рынки уже не работают. Собственно, Лига ВТБ во многом обречена на успех как раз потому, что это рынок нескольких стран, не уступающий по размаху НБА или Евролиге. Если проследите, сейчас даже оформляется тренд: баскетбольным зрителям более интересны международные лиги, нежели национальные чемпионаты. Как результат, для проверенной десятилетиями философии ЦСКА — победа в каждом матче — такой узкоспециализированный проект, что взят на вооружение Минском или Астаной, сложно применим. Хотя, повторю, сама идея очень красивая.

— В структуре молодежных команд ЦСКА занимается немалое число молодых белорусских баскетболистов. В то же время наша национальная федерация то и дело жалуется на нелегитимный отток кадров в Россию: мол, молодежь переманивают большими деньгами и перспективами, после чего та и слушать не хочет о возвращении на родину и выступлении за национальную команду…
— Не буду скрывать: знаком с темой поверхностно. Однако, увы, все логично: люди хотят жить и работать там, где им больше платят и предоставляют комфортные условия для быта, профессионального роста, самореализации. Понимаю Беларусь в том смысле, что жалко терять таланты. Но пока в вашей стране не будут созданы условия, ради которых люди подаются за рубеж, кадровый отток продолжится. Конечно, в качестве плотины можно воздвигнуть юридические барьеры или различного рода политические препоны. Но их введение проблемы не решит, как и любая запретительная мера…
Кстати, уверен, отток вашей молодежи происходит еще и по причине, актуальной для российского баскетбола — отсутствие детских тренеров. Мы ведь уже лет 10 не можем найти нормального плеймейкера для сборной как раз потому, что недорабатываем на начальном этапе. Говоря начистоту, между профессиональным баскетболом и развитием вида спорта как таковым пропасть. Если с клубами в России относительный порядок и стабильность навели, то в остальном пока, конечно, беда. А в целом ваш вопрос должен быть адресован к федерации баскетбола.

— Часто доводилось слышать в баскетбольных кругах мнение: мол, у ЦСКА бюджет под 40 миллионов долларов в год — с такими деньгами любые вопросы решать легко. Какой ответ обычно зреет в вашей голове на такие выпады?
— Если бы лежал на диване и читал газеты, тоже, наверное, думал бы — освоив многомиллионный бюджет, “купить” титул Евролиги проще простого. Однако не раз убеждался на практике: деньги, может, и влиятельный, но отнюдь не решающий фактор. С одной стороны, у конкурентов бюджеты не меньше. С другой — даже предлагая выгодные условия игрокам, зачастую сталкиваемся с тем, что они остаются “в тепле” — в Барселоне, Афинах, Милане. То бишь в городах и странах с более высоким уровнем жизни и мягким климатом. Приходится переплачивать так называемую российскую или “северную” надбавку за дискомфорт при перелетах, нюансах жизни в Москве и так далее. Поверьте, это накладывает отпечаток и на переговорный процесс, и на бюджет, и на отношение людей. И деньги здесь — не гарантия успеха.
Кстати, вспомните, чем закончились попытки “Милана” с “Фенербахче”, так сказать, “купить звезд” под Евролигу в нынешнем сезоне. Или для пущей наглядности пересмотрите прошлогодний финал этого турнира. “Олимпиакос” тогда ведь в разы уступал нам в вопросах бюджета, однако самую главную игру года оставил за собой. Так что не все так просто, как кажется.

— Большие деньги влекут за собой большие соблазны. Говорю, в частности, о договорных матчах. За время правления армейцами доводилось бороться с поединками подобного рода?
— Никогда не сталкивался и никогда не слышал о подобном зле в баскетболе. Значит, и говорить пространно на эту тему не могу. Если начистоту, даже слабо себе представляю, каково это — подойти к главному тренеру накануне очередного матча и сказать: “Слушай, друг, надо сдать игру”. Уверен, Этторе Мессина сразу соберет вещи и уедет… Этторе, кстати, вообще человек открытый — никогда не станет темнить с составом, скрывать травмы игроков, подглядывать за соперниками на их тренировках в Москве.

— Еще один бич современного баскетбола — допинг. Насколько жесток контроль подобного рода внутри клуба?
— Очень жесток: периодически проверяем сами, есть перманентный контроль со стороны официальных органов, о котором зачастую узнаем за пять-десять минут до начала той или иной встречи. Ну и плюс плановые процедуры. Естественно, любое лечение, связанное с приемом лекарственных препаратов, контролируется докторами клуба. Эффектны меры или нет, предложу судить по тому, что ни один игрок ЦСКА в допинговых делах замечен не был.

— Андрей Владимирович, за вашими плечами имеется богатая журналистская практика. Отсюда вопрос: как представитель СМИ в недавнем прошлом, что вкладываете в понятие “работа с прессой” как руководитель топ-клуба?
— Открытость и умение аргументированно донести до людей свою позицию. Последняя может быть спорной, но ты должен верить в то, что делаешь и говоришь. Приводя убедительные аргументы в защиту убеждений, разумеется. Кроме того, жизненно важно относиться к людям с вниманием, уметь их выслушать. Менеджмент и журналистика — похожие сферы деятельности, поскольку в их основе лежит общение.

Существуют ли в практике армейцев так называемые “неугодные издания”? Как боретесь с медиа, которые, на ваш взгляд, искажают клубные реалии?
— У меня много друзей и товарищей среди журналистов. Плюс уважительно отношусь к вашему ремеслу как таковому. Поэтому не являюсь сторонником репрессивных мер. Да, были один или два случая, когда отдельные персонажи проводили антиармейскую политику в своих СМИ. Но то была проблема конкретных людей. Считаю, человек может иметь любое мнение и вправе оценивать действия ЦСКА с какой угодно позиции. Но передергивать факты или врать непозволительно. В таких случаях мы боролись и будем бороться за свою репутацию всеми доступными способами. При этом всегда и всячески подчеркивали: даже в самых острых конфликтах профессиональный клуб и его руководство считают долгом выстраивать добрые отношения с прессой и всегда открыты к диалогу. Наверное, поэтому “черных списков” журналистов в ЦСКА по сей день нет.

Как волевой человек, вмешиваетесь ли в работу тренерского штаба, если чувствуете, что команда катится под откос?
— Да. С Мессиной в меньшей степени, потому что это наставник топ-калибра, и с ним в этом смысле проще. А вот с другими специалистами частенько приходилось включать “ручное управление”. Хотя и Этторе называть “неприкасаемым” ошибочно. Например, после проигранного матча “Жальгирису” состоялся разговор и с командой, и отдельно с рулевым, так как были вещи, которые меня как президента клуба не устроили. Говорю не столько о результате, сколько о процессе и путях, приведших нас к тому фиаско. Посчитал необходимым указать на это.

— Андрей Кириленко и Алексей Швед подались из ЦСКА в НБА. Этторе Мессина стартанул туда же после первого из пришествий в московский клуб. Михаил Прохоров, тесно связанный с армейцами, вовсе приобрел в заокеанской лиге дружину. Когда ждать в сильнейшей лиге мира Андрея Ватутина?
— Думаю, уже никогда. По крайней мере в обозримом будущем. Предложение из-за океана, поступившее некоторое время назад, не мог принять по личным причинам. Ну а сейчас не могу сказать, что это моя мечта, поскольку в 40 лет тяжело менять страну и пускаться хоть в добровольную, но эмиграцию. Сегодня же связываю свою судьбу исключительно с армейским клубом.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?