Хоккей в НОКдауне: они все должны встать и уйти
Но вдаваться в другую — априори пессимистическую — крайность тоже негоже. Посему просто констатирую вчерашнюю веху, свидетелем воздвижения которой довелось стать: в среду впервые со времени назначения на нынешние посты пред очи десятков журналистов централизованно предстал новый состав большой спортивной тройки. То есть первый вице-президент НОКа Игорь РАЧКОВСКИЙ, министр спорта и туризма Александр ШАМКО и помощник президента по вопросам физической культуры, спорта и развития туризма Максим РЫЖЕНКОВ. Информационный повод был очевиден — состоявшееся 28 февраля совещание, где трио руководителей заслушивал президент страны и НОКа Александр Лукашенко.
Оргответы
Первый из названных (взявший вступительное слово хронологически третьим) с ходу парировал прессболовское обвинение в объявленной НОКом “пятилетке молчания”: “Прежде чем публично о чем-то заявлять, нужно вникнуть в проблему. И уже потом встречаться с вами, журналистами, чтобы серьезно поговорить, каким путем идти. Чтобы польза была не одному виду спорта, а всем”. В заключение подобные брифинги было обещано делать ежеквартально.
Вообще в своем разогревочном выступлении Игорь Анатольевич подтвердил тенденцию разгона темпа пресс-конференции: вступительная речь выступавшего первым министра заняла 20 минут, взявшего слово вторым помощника президента — 12, Рачковского — 3. Александр Шамко в своем спиче попытался объять необъятное — то есть за 1200 секунд донести до СМИ суть организационных изменений, которые в ближайшее время ожидают национальную спортивную отрасль. Приводить полный или даже сокращенный текст доклада будет излишним, посему — лишь основные, на взгляд автора, тезисы: “Первый вопрос — структура аппарата управления. Сегодня в нее входят 148 человек, в том числе члены директората национальных команд, работники министерства. Проанализировав работу этого аппарата в прежнем виде, можно было сделать вывод о заметных пробелах, например, в спортивной медицине, науке, антидопинговой политике. Сейчас разработана новая схема, с сокращением аппарата до 107 человек, упразднением или преобразованием директората национальных команд. Прежняя была заимствована еще из СССР, где, в свою очередь, принималась в первые послевоенные годы. Тогда она работала, но в современном мире, в котором гостренер должен быть кем-то наподобие министра спорта в своем виде, его роль сведена фактически к роли начальника команды. И это нужно менять”.
Развернутая министром панорама даже в 20-минутном формате была поверхностной, что подчеркнул сам Александр Игоревич: “Я огласил только основные тезисы, ключевые пункты. А в каждом из них есть еще по 20-30 расписанных подпунктов”.
Выступавший следом Максим Рыженков поблагодарил коллегу за обстоятельный пас, избавивший его от пространной речи. И добавил неупомянутые министром аспекты предстоящей работы. В частности — идеологической: “Только не нужно думать, что мы воспринимаем идеологию в виде, принятом в бывшем СССР. Сейчас речь ведется прежде всего о международном имидже Беларуси. Когда на международных соревнованиях поднимается наш флаг и звучит гимн, это формирует имидж государства и за его пределами, и в пределах. Пустующие арены и равнодушие чиновников или, наоборот, успехи — все падает в копилку отношения к власти ее граждан и образа страны в глазах мира”.
Также помощник президента пообещал предпринять кумулятивные усилия для скорейшего засева спортивного правового поля внятными правилами игры: “Нужно понимать, что даже новый Закон о спорте, который сейчас готовится к рассмотрению парламентом, соответствует лишь требованиям настоящего. Даже несмотря на то что в нем процентов 60 нововведений от ныне действующего”. В будущем (“году к 2015-16-му”) белорусам было обещано появление целого спортивного кодекса, ибо все нюансы в законе разжевать все равно невозможно.
Заодно Максим Владимирович затронул животрепещущую тему национального спортивного канала. Он тоже обещан. Когда точно — пока не известно. В какой форме — понятно только вчерне: судя по всему, на начальном этапе подмоги попросят у одного из сложившихся спортканалов стран-соседей. Чтобы воз трансляций мировых топ-турниров тянул пока он, а белорусская сторона для начала будет лишь разбавлять их в сетке вещания показом соревнований, интересных только белорусам.
Кон педальный
Вступительные слова, несложно суммировать, заняли 35 минут и с каждой новой погружали журналистов во все большее уныние. Вопросов было много, а объявленный заранее часовой регламент пресс-конференции оставлял на них все меньше времени. К чести членов “президиума”, проблема была ими просчитана, и 25-минутный диалоговый блок помножили на два. Основными темами, как, видимо, и на совещании у президента страны в последний день зимы, стали две самые острые февральские проблемы — велоспорт и хоккей.
В первом махина оргвыводов по итогам провала на домашнем мировом чемпионате уже включена на полную катушку. С тренером сборной Станиславом Соловьевым и чемпионкой мира-2011 Ольгой Панариной министерством уже расторгнуты контракты. С первым — по результатам выступления сборной на ЧМ. Со второй — из-за невыступления на нем по медицинским противопоказаниям, так никем и не подтвержденным.
“Вчера подписан приказ об отчислении Панариной с записью в трудовой книжке “по статье”. С 28-го числа она не выходила на связь, телефоны отключены. Вчера же установлено, что она и Соловьев находятся в Турции. Больше — ничего, никаких объяснений… Перед чемпионатом в прессе со стороны сборной и Соловьева была проведена целая кампания о “несоздании условий” команде для подготовки. С возмущением читал этот информационный вброс, который был не чем иным, как подготовкой аудитории к ожидавшемуся провалу”, — пояснил министр спорта.
Игорь Рачковский в своих оценках был менее дипломатичен: “Фактически предыдущее руководство — пижоны в белых воротничках, превратившие вместе с бизнес-партнерами сборную в частную лавочку по своему содержанию. Проблемы, которые они поднимали, — повысить температуру на треке с 21 до 26 градусов. Именно этой разницей они мотивировали низкие результаты. Начали разбираться — а это был объективный саботаж Соловьева. Интересовались в других странах — там вообще не парятся по этому вопросу, обеспечивая +26 только на соревнованиях”.
Андриевский или Скабелка?
Но более всего, понятно, собравшимся пришлось прогуляться по хоккейному льду. “Веловопрос” был ввинчен в пресс-конференцию коллегой единственно, чтобы сменить “моно” на “стерео”. Но хоккейное “моно” все-таки определенно превалировало.
— Максим Владимирович, в интервью “Прессболу” вы упомянули о смене хоккейного руководства. Можно подробнее?
М.Р. Федерация — это общественная организация. Мы можем только говорить о том, что нас не устраивает с точки зрения внимания к виду спорта и отдачи от него. Но очевидно же и из изучения форумов, и из материалов прессы, да даже просто из частных разговоров, что состояние нашего хоккея вызывает общее неудовлетворение. Поэтому в разговоре с президентом страны я высказал свои предложения по изменению ситуации, и он меня поддержал.
Называть конкретные фамилии не стану, это может сделать только ФХРБ. Приятно, что и в федерации понимают необходимость притока свежей крови, нового взгляда. И минское “Динамо” готово. Другой вопрос — как скоро это произойдет. Но то, что в ближайшей перспективе, — несомненно. Это дело недели.
— Но менее года назад Ворсин подавал в отставку. Кандидата на пост не нашлось…
М.Р. Лучше коллективного обсуждения при поиске кандидата не придумаешь. Мы можем предложить своих кандидатов. И несколько есть. Однако от оглашения фамилий воздержался бы. Владимир Бережков нашел сотню причин, чтобы у меня их выведать в интервью, но безуспешно.
И.Р. После того, что происходит в нашем хоккее, я на месте руководства федерации встал бы, сказал спасибо и пошел заниматься другими вопросами. Судейство провальное, интриги, скандалы — шоу-бизнес отдыхает.
— А руководство “Динамо”?
И.Р. Абсолютно такая же позиция…
На сем месте хотелось бы прибегнуть к небольшой инверсии. Уже ближе к финишу брифинга Александр Шамко обронил любопытную фразу: “Мне было приятно, когда после заседания федерации легкой атлетики, на котором был поднят ряд вопросов и принят ряд решений, в одной газете, не буду ее сейчас называть, прочитал позицию журналиста, совпадающую с коллегиально выработанной нашей едва ли не слово в слово. Прессы на заседании не было точно, но такая солидарность оказалась приятной. Значит, все мыслят в правильном направлении”.
Какую газету имел в виду Шамко, ведомо лишь ему. Но в “динамовском” секторе обсуждения спич Максима Рыженкова вызывал острый приступ “дежа вю”.
М.Р. Мы не должны уходить из КХЛ, и все же приоритеты расставить необходимо. Что это: команда-шоу легионеров? Интересы национальной сборной в одной плоскости с ее интересами или нет? Сегодня очевидно, что в разных. Тогда вопрос: за счет чего финансируется клуб? Главным образом — за счет госпредприятий. Так мы наши средства тратим на поддержку чего? Несостоявшихся хоккеистов из дальних стран, гастарбайтеров, да еще с теми окладами, что у них есть? Это надо выводить. Считаю, главным тренером “Динамо” и национальной команды должно быть одно лицо. Это и экономия средств, и обеспечение прогресса игроков.
Правда, последнее вызвало удивление. По логике, нынче или Александру Андриевскому предстоит подвинуть Андрея Скабелку в штабе сборной, или тому первого — в вертикали “Динамо”. А может, имеется в виду какой-то третий “два в одном”? Посмотрим. Если верить Максиму Рыженкову, ждать ответа осталось неделю-другую, не более.
На фоне общего ФХРБшного и частного динамовского не была обойдена стороной и сама громкая тема последних дней — непонятная и неожиданная трансформация состава “Юниора” по ходу четвертьфинальной серии плей-офф с “Гомелем”.
М.Р. Минчане опозорились в России, теперь приехали сюда, поменяли состав. И дело даже не в том, что рушится не только интрига — так мы вообще скоро потеряем чемпионат страны, он не будет неинтересен никому.
Незаменимых в мире нет, даже Папа Римский спокойно ушел. А здесь — тем более. У нас есть много и специалистов, и бывших игроков, при разумном привлечении опыта которых можно вернуть чемпионат на нормальный уровень. У нашей лиги он ведь и был — интригами опустили.
— И все же кто принимал принципиальное решение о возвращении состава “Юниора” в январский вид?
М.Р. Оно совпало с позицией руководства ВХЛ, что “Юности” неплохо было бы определиться, в какой лиге выступать. Давайте представим, что клубному руководству стало стыдно, оно решило пойти навстречу болельщикам и исправить ошибки. Команде может дать указание только гендиректор клуба, директору — учредитель. “Юность” — унитарное предприятие, принадлежащее городу.
Ближе к финишу брифинга собравшиеся попытались вырваться за хоккейные борта. До них было доведено, что в ближайшее время будут пересмотрены приоритеты в части финансирования спорта и финансовое распыление сменится концентрацией.
И.Р. Венгрия культивирует 15 видов спорта. Какое место она заняла по медалям на последней Олимпиаде? Вошла в десятку! Остальные каратэ-до и “каратэ-после” тоже развиваются, но своими силами.
Или взять Германию, где также существует бюджетное финансирование видов. Условное пятиборьбе получает, скажем, 2 миллиона евро. Достигнешь результатов — получишь три. Нет — один. Такая дифференциация должна быть и у нас. Потому что, выступи инвестором даже Билл Гейтс, мы в отдельных видах не станем олимпийскими чемпионами. Деньги действительно распыляются.
Правда, было обещано, что формального подхода при определении финансовых приоритетов никто не допустит. Оцениваться будет все, а не только успехи и провалы последних лет.
И все же на самой “ленточке” пресс-конференции вернуться на лед пришлось. Аккурат после венчавшей блок вопросов темы замены восточного хоккейного вектора на западный. Конкретно — упомянутого Александром Лукашенко участия в некоей Европейской хоккейной лиге. Ответ держал его помощник:
М.Р. На сегодня исходим из того, что базовый клуб сборной у нас в КХЛ, его “фарм” “Шинник” и “Юность” — в системе других российских лиг. Но вопрос не снят, равно как не снят и вопрос привлечения соседей к участию в ОЧБ. А также консультаций с КХЛ о возможности реформы календаря по географическому принципу. Но пока Кубок надежды и чемпионат МХЛ не закончились, говорить об этом рановато…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь