Итоги. Игорь Кривошлык: может, Захаров погорячился

21:35, 20 марта 2013
svg image
3021
svg image
0
image
Хави идет в печали

Однако и очевидного прогресса сине-красного молодняка под началом Игоря КРИВОШЛЫКА не заметить было сложно. Но это лишь одна из тем интервью с тренером. Хватало и иных: “растроение” клуба, озвученные “наверху” планы сокращения белорусского представительства в МХЛ до минимума и даже заявление о скором уходе из хоккея главтренера “Юности” Михаила Захарова.

— Игорь Александрович, стыдно признаться, но я уже запутался — в двух или трех секторах разветвленного клубного хозяйства вы потренерствовали в сезоне- 2012/13?
— Да кем я только не был в его ходе: начинал генеральным менеджером, потом был спортивным директором, старшим тренером команды ВХЛ, далее — ее же селекционером, наконец, перебросили на МХЛовское направление. Вот с “Юниором” в ОЧБ только не поработал. Хотя недавно меня хотели командировать и в Жлобин на поддержку штаба Меленчука на старте полуфинальной серии с “Металлургом”. Сказал: “Нет, ребята, хватит”.

— Уж простите, но на двух направлениях, где были задействованы, дела у клуба пошли не ахти. Согласны ли, и с чем это связываете?
— Что касается ВХЛ, то, честно говоря, не ожидали мы, что белорусские клубы окажут такое сопротивление в кадровом вопросе. Все почему-то считали, что это не лига рангом выше. И такого фатального невезения с травмами в “Юности” за 10 лет существования профессионального клуба не было ни разу, чтобы одновременно теряли по 12-13 человек, причем ключевых.

— Есть версия, что последнее — результат не слишком грамотно проведенного межсезонья.
— Не соглашусь. Его мы как раз отработали на хорошем уровне. В Словакии, где провели 24-дневный сбор, была заложена отменная база. Скорее это следствие того, что после нашего чемпионата ребята не были готовы к длительным ВХЛовским переездам, постоянной смене часовых поясов, участию в лиге без проходных игр. Просто не успевали восстанавливаться, потому что в Беларуси никогда с таким набором допфакторов одновременно не сталкивались.

— Так а чего вы ожидали в обоих случаях? Например, в кадровом: с чего бы клубам выстраиваться в очередь желающих отдать своих лидеров в ВХЛ, если даже КХЛовское “Динамо” год торговалось, определяя с клубами экстралиги сумму отступных?
— Неправильная это политика. Люди должны к чему-то стремиться. А ВХЛ — это действительно серьезный уровень. Когда долго поварился в нашем котле, это понимаешь отчетливее. Там много амбициозной молодежи, которая хочет доказать свою состоятельность и выгрызает право подняться на следующую, КХЛовскую, ступень. Отсюда — упомянутое отсутствие проходных матчей.

— Так или иначе, но в декабре клубное руководство перенацелило вас на МХЛ. Пошли с удовольствием или как солдат: мол, приказы не обсуждают?
— Не скажу, что с большим удовольствием, но в принципе мне это направление было не чуждо, последние два года плотно им занимался. Тем более что сейчас появилась поросль талантливой молодежи 94-95-го годов. С ними очень интересно работать. У них большое будущее.

— То есть не все так грустно с будущим нашего хоккея?
— Не все. Впервые за три года участия в МХЛ “Юность” позволила себе играть младшим возрастом против соперников, выставлявших старшие. Раньше было наоборот, а теперь, кроме нас, в конференции были только две команды, делавшие ставку на тот же возраст — “Локо” и “Красная Армия”. Остальные — старше.

— Получается, Андрей Расолько на старте сезона талантливый молодняк где-то упустил.
— Не в моих правилах обсуждать работу коллеги.

— Но со статистикой не поспоришь: 14 очков в копилку команды было положено при нем, еще три — при “временном правительстве” Щебланова и, наконец, под вашим — 32 с середины декабря до начала марта. В чем секрет?
— Нет никакого секрета. Просто у ребят были потухшие глаза, нужно было их расшевелить и заставить поверить в себя. И к февралю у нас уже была такая команда, что, не упусти мы так много на старте, с ней можно было бороться за что угодно. 15 человек в составе или 10 — все равно выходили и сражались. И очень закалились в этих матчах, боязни не было ни перед кем.

— И как вы разжигали в них этот священный огонь?
— Ха… Ну, во-первых, пригласил Азимова. Может, по статистике он и не стал лучшим, но это действительно Капитан с большой буквы. Постоянно заводил ребят, принес очень большую пользу при формировании духа команды. Ну и несколько побед помогли. Где-то в овертайме, по буллитам, на тоненького — но вера в себя вернулась. И сейчас, когда их перебрасывали в плей-офф ОЧБ, они доказали, что уж как минимум по бойцовским качествам не уступают состоявшимся мастерам. При том что играли, не побоюсь этого слова, с грандами нашего хоккея из Гомеля и Жлобина.

— По-отечески не страшно было отправлять молодняк под такие тяжелые танки?
— Поначалу — страшно. Это же действительно еще пацаны 16, 17, 18 лет. Но потом тревога ушла — парни действительно закалились. После того как они прошли такое, их уже ничем не испугаешь. За последние 18 дней они провели кто 12, кто 14 игр. И не сказать, что хоть в какой-то явно провалились физически.

— Иногда приходилось играть через смену. Это же до рвоты. Такое может навсегда отвратить юниора от хоккея.
— А что делать? Таковы были реалии. При этом ни слова жалобы ни от кого не услышал. Ни “устал”, ни “заболел”, ни “что-то беспокоит”. На жилах, на уколах, но выходили. Это, наверное, главный успех сезона — большая группа раскрылась, показала себя с наилучшей стороны. После поколения 90-го года плеяда 94-95-го, наверное, самая сильная в нашем хоккее.

— Получается, залп талантов случается примерно раз в пять лет: предыдущий был 84-85-го — поколение Грабовского, старшего Костицына…
— Выходит так. Но в чем причины закономерности, и есть ли она — затрудняюсь ответить. Знаю только, что вот это поколение должно, наконец, пробиться с нашей “молодежкой” в элиту ближайшей зимой. Для этого есть все.

— А что нужно, чтобы это поколение не потерять?
— Развивать молодежный хоккей. Возьмите Латвию: там на два миллиона населения четыре команды в МХЛ. Наверное же, не просто так, учитывая, что к деньгам латвийцы относятся очень расчетливо.

— А у нас, напротив, недавно прозвучало намерение оставить в МХЛ только “Динамо-Шинник”.
— Уверен, новое спортивное руководство страны — люди умные. Просто новые, пока ими могут руководить эмоции, а не глубокий анализ. Вникнут, разберутся и не станут рубить сплеча. А, напротив, будут ратовать за появление еще одной-двух дружин в МХЛ, пусть для начала в группе “Б”. И возьмут под контроль возраст: негоже на МХЛовском уровне играть 20-21-летними. Это неправильно и никаким результатом не оправдывается. Хотя Россия сама это поняла. Возрастная планка МХЛ сейчас будет на год снижена. Оставили только несколько квот, уважая ранее подписанные контракты. А нам нужно в приказном порядке заставлять работать на интересы сборной.

— По какой схеме?
— Да по простой: чтобы не менее половины состава представляли игроки юношеского возраста.

— Сама “Юность” вытянет такое требование, или надеетесь, что в приказном порядке вам будут делегировать из регионов лучших, как когда-то в московский ЦСКА?
— Справимся. Да и откуда брать? Гомельская школа еще 2-3 года назад была одной из лучших, сейчас же разваливается. А команда МХЛ там давно напрашивалась. В Гродно надо создавать. Потому что смотрю сейчас на чемпионат нашей высшей лиги…

— грустно?
— Да не то слово! Кому нужен плей-офф, где играет 91-й год, который бы уже в МХЛ не имел права выступать?

— Извините за легкую провокацию: а раубичский РЦОП вы в этой схеме видите?
— Собрать все лучшее из страны в одну команду, чтобы потом играть против тех, у кого забрал, — какой в этом смысл? Собрать все лучшее 96-го года и играть против 96-го же? Это прогресс? Думаю, нет. 95-й в “вышке” — еще куда ни шло, по крайней мере там они играют в основном против тех, кто постарше. Хотя все равно это решается наверху.

— Тогда вернемся к заявлению на том уровне об одной команде в МХЛ. Можете предположить хотя бы логику такого желания?
— Уф… Наверное, только повторю, что уже говорил: люди просто пока не вникли во все нюансы. Уверен, когда вникнут, расставят акценты правильно. Все-таки известные личности и в спорте, и в политике. Дураков туда не пускают.
И потом, если оставлять только “Динамо-Шинник”, где он будет черпать кадры? Выпускников своей-то школы все еще нет, придется включать тот самый приказной порядок, так, что ли? А у кого забрать, у “Юности”? Так те ребята, что есть, уже готовы играть в ОЧБ, они это за последние недели неплохо доказали. А вот с тем, что все должны работать на команду КХЛ, голосую обеими руками. И психологию молодежи надо менять. Когда парень в 20 лет не хочет пробоваться в КХЛ, даже получив приглашение, — это ни в какие ворота.

— Это кто?
— Для прессы? Тогда только количество: трех-четырех таких знаю. Они сразу поднимают финансовый вопрос и в итоге: “Нет, лучше я дома останусь”. Их, видите ли, не устраивают стартовые условия. В наше время такого не было.

— Проблема лишь в этом? Создается впечатление, что и “Динамо” не слишком-то горит желанием возиться с молодежью. Проще, используя отсутствие лимита на легионеров, собрать лишнюю пятерку из иностранцев.
— Это не секрет и идет не первый год. Невзирая ни на какие просьбы, в том числе главы государства. Видимо, люди не заинтересованы в завтрашнем дне. Хотя… Внутри “Динамо” я не был, может, не знаю каких-то нюансов.

— И все же докрутим вопрос возможного МХЛовского секвестра. В принципе логику желающих ее провести можно понять. Они смотрят в таблицу, а там “Юность” на неприглядных позициях. И возникает естественный вопрос: а зачем? Что бы вы на него ответили?
— Предложил бы, во-первых, посмотреть, кто и какого возраста у нас выступал. А во-вторых, оценить через полгода с небольшим, сколько игроков из МХЛовской “Юности” будет в молодежной сборной ближайшей зимой. Не кандидатов даже, а тех, кто войдет в окончательный состав. Это не прошлый и не позапрошлый годы, когда ради результата могли и легионеров в МХЛ привлечь, и возрастных. И не только из-за гонки за очковым валом: просто не было такой плеяды, что есть сейчас. А как ни просили у Ворсина и Васильева отдать нескольких наших же игроков из РЦОПа в МХЛ, так и не достучались.

— Вы уже искупали в авансах поколение-94-95. Это только вспышка, или можно ожидать продолжение и в плеяде-96-97?
— Затрудняюсь сказать, этот возраст еще глубоко не анализировал. Просто в силу занятости в МХЛ было очень проблематично. Хотя трех-четырех ребят 96-го года уже наметили привлекать в молодежную лигу. Если, конечно, наша команда в ней сохранится.

— Даже если и так, вам ли доведется с ними дальше работать?
— Не совсем понял — почему нет?

— Михаил Захаров не так давно заявил о желании закончить карьеру. А в тренерской иерархии “Юности” вы уже многие годы его “первый зам”.
— Может быть, он все-таки погорячился, сделал заявление на эмоциях. Время покажет. Не думаю, что он мыслит без хоккея свою жизнь — более преданного ему человека, наверное, нет в стране.

— И все же допустим, что заявление было обдуманным. Или, как вариант, он не закончит совсем, а возьмет паузу, скажем, на сезон — вполне возможно. Как в его отсутствие будет выглядеть ваша клубная система? Сколько команд, где, под чьим руководством?
— Это точно не ко мне вопрос. Я не финансовый бог, а без финансов никуда.

— Спрошу по-другому. Чем бы вы предпочли заниматься дальше: возглавлять клуб ВХЛ, МХЛ, что-то еще?
— В фильме “Амэрикэн бойз” есть фраза: “Присягают один раз, я уже присягнул”. Так что, согласно присяге, возьмусь за то, куда определят. В ВХЛ тяжелее — уровень лиги действительно высокий. В МХЛ… Благодарнее, что ли: приходят еще не до конца сформировавшиеся пацаны, и тебе нужно их подготовить к взрослой жизни в хоккее, они впитывают. Но интересно и там, и там.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?