Официальный инсайд. ЗАО национального масштаба

21:47, 21 марта 2013
svg image
2757
svg image
0
image
Хави идет в печали

Сказано много и замысловато, но нового — ничего! На фоне очередной реляции, посвященной состоявшемуся во вторник заседанию наблюдательного совета ЗАО, “инсайд” в лице спортивного помощника главы государства Максима РЫЖЕНКОВА, взвешивавшего в эксклюзивном комментарии “ПБ” каждое слово, выглядит самим откровением.

— Максим Владимирович, от кого у этих бравых ребят, что, свесив ножки, примостились на шее у государства, столько секретов? Почему, например, на заседание совета не была допущена пресса?
— Вопрос не ко мне. Я не член совета, сам присутствовал на нем в качестве приглашенного.

— А почему не пригласили члена совета Николая Ананьева?
— По решению самого совета — доминирующим мнением непосредственных руководителей клуба.

— Странно, не правда ли?..
— Да. Думаю, генеральный директор “Минск-Арены” как руководитель госучреждения, где на льготных условиях базируется клуб, и как, по сути, единственный представитель городских властей, предоставляющих эти льготы, заслуживает лучшего к себе отношения и уж точно по уставу обязан присутствовать на подобных мероприятиях. К тому же в ходе заседания в адрес “Минск-Арены” прозвучало немало критики, так сказать, за глаза. Как же вы хотите, чтобы эта критика подействовала, если в упор не видите адресата? Если никто не может ничего пояснить, ответить… Это как минимум неконструктивно.

— Заседание совета длилось беспрецедентно долго, более пяти часов. Что обсуждали? И каковы ваши общие впечатления?
— Обсуждали плачевное состояние хоккея вообще и клуба-флагмана в частности. Мое личное впечатление мягко назову настораживающим. Показалось, что нам пытались представить режиссированную постановку, в основе которой незамысловатая пьеса: как угодно готовы меняться, только оставьте всех при делах — в клубе.

— Один из участников рассказал эпизод, как руководство “Динамо” продекларировало намерение сократить штатную единицу спортивного директора, которую ныне занимает Игорь Матушкин. Но сразу же оговорилось, мол, тот же персонаж наверняка выиграет так называемый конкурс на должность тренера-селекционера…
— Это как иллюстрация к пьесе — игры вокруг стремления сохранить все как есть.

— Почему не возражали?
— Возражал. Точнее, высказывал мнение, которое полностью совпадает с подходами главы государства. Плюс у нас и с министром спорта Александром Шамко, и первым вице-президентом НОКа Игорем Рачковским единая позиция. Но, к большому сожалению, она разошлась с позицией руководства клуба.

— Вы хотите сказать, что у Лукашенко и Бородича есть разногласия?
— Скажем так, президент четко обозначил свою позицию, она прозрачна. Для клуба были созданы все условия, а результата нет, и глава государства, естественно, ситуацией недоволен. А руководители клуба говорят о каких-то мелких недоработках, ошибках, якобы способствующих получению “бесценного опыта”. Но ведь эти ошибки обходятся стране очень дорого! К тому же повторяются из сезона в сезон. Али нынешние боссы “Динамо” начальствуют в клубе первый год? Давно ли они согласились с легионерской формулой “6 + 1”? Почему раньше не выполняли указы главы государства и не направляли должное количество средств на школу? Мы все время ребром ставили эти и другие острые вопросы, навязывали жесткий деловой разговор, пытались анализировать конкретные результаты и предлагали пути выхода. Но как только дело касалось принципиальных решений, все упиралось в полномочия.

— 95 процентов акций ЗАО принадлежит БФСО “Динамо” и 5 процентов — ОАО “Городейский сахарный комбинат”. Очевидно, что в столь сладком составе акционеров кардинальных вопросов не решить. Не станут же генералы и полковники снимать себя сами или подрубать сук, на котором прочно сидят. Они там неплохо устроились, от кормушки не отодрать…
— Очевидно, что в условиях, когда основными донорами клуба являются государственные предприятия, жемчужины белорусской экономики типа ОАО “Беларуськалий”, а также городские власти Минска и Бобруйска, нынешний формат управления неприемлем. Вы нам насыпьте денег, а как поделить, мы сами решим. У доноров ведь нет никаких возможностей и полномочий отследить эффективность использования их средств. Такая практика который год идет в ущерб не только экономике, обществу, но и самому хоккею. Он не развивается, а лишь проедает давальческие средства. В клубе есть немало хорошего: работа с болельщиками, маркетинг…

— Основные движки маркетинга, кстати, как и сама “Минск-Арена”, являющаяся сегодня основной притягательной силой белорусского хоккея, достались нынешнему руководству клуба в наследство от прежнего — еще наумовского…
— Вот и здесь надо сохранить преемственность — оставить нужное и реформировать ущербное. Мне, например, на совете понравились выступления тренеров. Любомир Покович говорил грамотно и без дипломатических изысков — как есть. Чувствовалось, что поднаторел Александр Андриевский — это тоже наставник с конкретным видением проблем и путями выхода: наука, резерв, методика, регламент и связи с ОЧБ, финансирование школы, ставка на собственных игроков… Все это в Андриевском импонирует. Но ведь он всего лишь тренер, а не распорядитель кредитов, который определяет стратегию и тактику развития клуба. Хватит уже все списывать на Финляндию. Да, Хейккиля завалил предсезонную подготовку, старт чемпионата, ну так а директора куда смотрели? Теперь отвечайте, а спихнуть все грехи “на дядю”, которого не достать, легче всего…
Результат наших хоккейных выступлений — это прежде всего системные упущения работы руководства клуба, неэффективное использование государственных средств — расточительная селекция, деньги на ветер. Такова наша позиция. К большому сожалению, она не совпадает с позицией главного акционера ЗАО. И в ходе пяти часов заседания совета нам не удалось выработать единое направление.

— Но ведь так продолжаться не может…
— Да, и об этом я намерен докладывать главе государства. На наш взгляд, по мнению уполномоченной “тройки”, требуются изменения не только кадрового, но и структурного характера. Акционерами клуба должны стать его фактические, а не виртуальные попечители, реальные доноры. И вот они в таком случае спросят, насколько эффективно используются их средства.

— Не ровен час представят как вмешательство…
— Конечно, клуб — самостоятельная юридическая единица и никто, кроме акционеров, не вправе вмешиваться в его деятельность. Но нарушать юридические нормы никто и не собирается. Когда клуб перестанет претендовать на государственные средства, бога ради, пусть ведет свою независимую политику. Однако, думаю, если народные предприятия не помогут этому ЗАО, дай бог, чтобы выручки от билетов хватило на покрытие полной аренды “Минск-Арены”, не говоря уже о контрактах хоккеистов. Кто платит, тот и заказывает музыку. Так везде. Государство, налогоплательщики должны видеть, что их средства расходуются рационально, с пользой. И грамотные руководители клуба должны понимать это незыблемое требование — быть в первую очередь заинтересованными в том, чтобы переформатировать отношения с государством, скорее привести их к здравому смыслу. То есть подойти к вопросу ответственно.
Ну а едва клуб станет сам на себя зарабатывать, слезет, как вы говорите, с государственной шеи, все только порадуются. Мне ведь лично никакого удовольствия ходить на эти так называемые наблюдательные советы. Я в охотку понаблюдал бы за событиями с болельщицкой трибуны или по телевизору. Но ситуацию довели до критического состояния, и мы всей “тройкой” вынуждены выводить ее из глубокого кризиса в системе ручного управления.

— С трибуны НОКа прозвучало заявление о необходимости совмещения постов главного тренера “Динамо” и национальной сборной. На сей счет существуют разные мнения, в том числе и яркие примеры неудачной практики…
— В условиях щедрого госфинансирования “Динамо” клуб должен стать базовым для национальной сборной. К сожалению, и это требование воспринимается наблюдательным советом неоднозначно, двусмысленно. С одной стороны, от команд ОЧБ требуют едва ли не полного подчинения, бесплатного трансферного потока во флагман. А с другой — проскакивает риторика, мол, ЗАО в чемпионате КХЛ решает свои задачи. Я считаю, что белорусской экономике бессмысленно тягаться с естественными российскими монополиями за тех или иных звезд. У нас просто нет столько нефти и газа. Эта гонка ущербна, и мы в любом случае ее проиграем, причем по всем направлениям. Лучше воспитывать и обкатывать свои таланты, создавать самобытные хоккейные технологии, конкурировать ими и на той же весьма дорогой площадке КХЛ решать задачи комплектования национальной сборной. Вот тогда федерация на белорусском трансферном рынке действительно обязана открыть все границы — во имя всеобщих национальных интересов. И в этом случае иного варианта, кроме как совмещение капитанских мостиков в главной команде страны и клубе-флагмане, я не вижу. Средства народные, интерес один.

— Максим Владимирович, и все же после среды вновь встал вопрос: останется ли у руля нынешнее руководство клуба?
— На этот вопрос я вам уже ответил. Другого ответа нет.

— А по федерации?
— Аналогично. В ближайшие дни глава государства получит наши конкретные предложения.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?