ВЛАСТЬ. Парадоксов друг...

05:35, 26 октября 2004
svg image
1050
svg image
0
image
Хави идет в печали

Взяв на вооружение данный подход, осветим произошедшее в пятницу событие, которое, по словам Юрия Леонидовича, должно было поставить точку в полуторамесячном обсуждении итогов Олимпийских игр в Афинах. Итак, обычное заседание, обычная повестка, обычное постановление…

Критическая масса

В качестве вступления министр предложил не стесняться высказываться о том, что “сегодня вызывает озабоченность, формирует у отдельных сотрудников, в отдельных группах напряженность, раздражение и — хуже всего — осадок, не позволяющий работать энергично, творчески. Практика показала: чем больше пытаемся умолчать, “размести по углам” возникающие вопросы, тем более динамично образуется критическая масса, тот конденсатор, который разряжается, выстреливает в самый неудобный момент.

Поэтому лишь общаясь и анализируя можем создать условия, которые не только предостерегут от управленческих ошибок, но и позволят осуществлять совместную деятельность в оптимальном режиме, на профессиональной основе взаимопонимания и поддержки. Чтобы не получилось, как на советах ЦОПов, когда солидные люди строили выступления на базе солидных домашних заготовок — подчас и не этого года, — пытаясь залакировать трещины и шероховатости, на которых получаем занозы и травмы…

Вот и выходит: мы вроде что-то и видим — а не слышим, по жестам раздраженным понимаем — но до ума не доходит…”

Магия цифр

Первым в повестке дня значился доклад замминистра Галины Забурьяновой, которая по обыкновению атаковала аудиторию обвалом таблиц, графиков и диаграмм. Представители территориальных органов управления и ведомств увидели свои афинские плановые задания и процент их выполнения. Разобраны по косточкам были центры олимпийской подготовки. Виды спорта отражались на плакате “Эффективность использования финансовых средств”. Перед глазами промелькнуло много наглядных и красочных свидетельств того, что специалисты Минспорта немало потрудились, дабы подготовиться к отчетной коллегии. Однако…

Обилие цифровой информации родило массу вопросов, но собравшимся предложили самим “отследить тенденции”. Хотя, к примеру, какой вывод следует из “голого” сообщения, что из расчета на весь олимпийский цикл стоимость медали в боксе составляет около трехсот тысяч против миллиона двухсот в гребле на байдарках и каноэ? Разве кто сомневается, что — утрирую — перчатка намного дешевле лодки?..

Вдобавок, оперируя исключительно цифрами, легко можно докатиться до абсурда. Исходная: первое — боксеры вернулись из Сиднея без медалей; второе — им снизили финансирование; третье — в Афинах стало две награды. Вывод очевиден?..

Многим, вероятно, не терпится сопоставить, пожалуй, глобальные аспекты: медали-очки Сиднея и Афин с соответствующими финансовыми затратами. И здесь вовсе не просматривается прямой зависимости. Финансирование увеличилось на 13 процентов, причем на каждом заседании Оргкомитета по подготовке к Играм звучало, что все запросы удовлетворяются практически сразу. Но из Австралии привезли 17 наград, из Греции — 15 (на 12 процентов меньше). В очковом выражении: 232 против 209 (на 10 процентов меньше). Так какую предлагалось “отследить тенденцию”?..

Горький сироп

Причины невыполнения плановых заданий мы нашли в выпущенной к коллегии справке Мин- спорта. Их выявлено три: тренерская методика, тренерские кадры и отсутствие должного допинг-контроля. О первых двух рассуждают давно, констатируя преимущественно экстенсивные методы подготовки и старение наставнического цеха. Проблема годы ждет решения.

А антидопинговая служба… Она наверняка будет со временем усовершенствована, но только ли в контроле дело? К слову, в означенном документе приводятся фамилии спортсменов, дисквалифицированных в последние годы — в основном это легкоатлеты. Причем трое — Янина Корольчик, Наталья Дедкова и самая свежая жертва ВАДА Алексей Лесничий — попались на кленбутероле, сиропе от кашля: они, дескать, не знали. Так, может быть, причину стоит искать еще и в том, что национальная федерация легкой атлетики — единственная в стране, кто имеет право закупать медпрепараты не через Республиканский диспансер спортивной медицины, а самостоятельно?..

Кубертен устарел…

В докладе Галина Забурьянова сформулировала некоторые общие тенденции олимпийского спорта. Они в принципе общеизвестны. Китайский “синдром” (заявление народной республики о завоевании в Пекине 80 процентов медалей). Значение концепции подготовки (“Любой наш просчет в планировании приведет к потере Беларусью места в двадцатке сильнейших”). Коммерциализация спорта. Прессинг допингконтроля (“Помимо ВАДА, постоянный мониторинг будет осуществлять Совет Европы”). Влияние в международных федерациях (“Поначалу надеялись, что наши интересы будут представлять россияне”). Прежде чем следовать дальше, чуть задержимся на последнем.

О необходимости активизации деятельности в международных федерациях всегда припоминают, едва речь заходит о видах спорта, где субъективное судейство оставляет белорусам немного шансов. Я уже не называю имя лидера нашей мужской гимнастики, о его судьбе говорено немало. Но возьмите четвертое место в Афинах Маргариты Туровой на дистанции 20 километров. Специалисты утверждают: не быть бы чемпионкой искрометной гречанке, обогнавшей всех под финиш с явным нарушением стиля ходьбы, если бы в судейской бригаде присутствовали представители упустившей победу России и Беларуси…

Будем надеяться, что недалек день, когда в приоритетных для нас видах спорта выдвинутся авторитетные личности, которым по плечу отстоять родную страну. Ведь в белорусском государстве многое делается для поднятия статуса спортивных общественных объединений. Не случайно во главе целого ряда отечественных федераций стоят видные лица власти.

Правда, недавно Минспорта выдвинуло идею присваивать статус “национальный” только республиканским федерациям, союзам и ассоциациям, выполнившим обязательства по выступлению на Олимпийских играх. Следует ли из этого, что остальные — а судя по Афинам, их немало — смогут полномочно представлять страну на соответствующих конгрессах и съездах? Ежели нет, то как в таком случае усиливать свое влияние там?..

И еще о новых тенденциях. Замминистра поделилась впечатлением от участия в европейском конгрессе министров спорта в Будапеште. По ее словам, на щит поднят отнюдь не стародавний олимпийский девиз “Главное — участие!” Сегодня цель определенна — завоевание медалей. Так не означает ли озвучивание с трибуны отчетного заседания данной информации того, что отныне Беларусь будет делегировать на Олимпиады исключительно претендентов на награды? Выходит, кардинально изменит свое отношение к данному вопросу и Национальный олимпийский комитет?..

Мужские поступки

Разговор о делах олимпийских продолжил генеральный секретарь Паралимпийского комитета Николай Заичков. К слову, на заседании министр спорта, как всегда, поступил по-мужски, извинившись перед Николаем Тимофеевичем как от себя лично, так и от лица своих коллег за нанесенный моральный ущерб (см. “ПБ” от 14 октября 2004 года, статья “Хотели как лучше…”). Юрий Сиваков уверен: “Впредь избежим моментов чиновничьего бюрократизма и чванства. Все должно быть по уму, душе и логике жизни”.

Заичков же заявил, что 29 медалей белорусского инваспорта в Афинах не были пределом, ибо два года олимпийского цикла шла разминка: то денег не хватало, то сбор срывался, то с экипировкой неувязки. И посоветовал на будущее не упускать в подготовке ни одного дня.

Сделал Николай Заичков и ряд других замечаний. Здесь и необходимость отстаивания своих интересов на международных конгрессах. И надобность пропаганды за рубежом информации о родном государстве. И желательность отечественного производства спортивных инвалидных колясок. Здесь и тема увеличения выездного состава, и проблемы федераций инвалидного спорта. Традиционно было озвучено право на более значительные вознаграждения, хотя бы вполовину от сумм здоровых атлетов.

В заключение докладчик высказал следующие предложения. Первое: открыть ДЮСШ или ШВСМ для инвалидов. (В ответ управление спорта заверило: оно окажет моральную и консультативную помощь ответственным лицам.) И, наконец, второе, глобальное и неожиданное: преобразовать Паралимпийский комитет в общественно-государственное объединение по аналогии с “Динамо” и ДОСААФ. Вот на это мгновенной реакции не последовало. Потому как было о чем задуматься: а не противоречит ли сие Олимпийской хартии?..

Вместо точки — клякса

Доклады были завершены, пришла пора голосования за проект постановления. И здесь впервые взял слово помощник президента Геннадий Алексеенко. По его мнению, при всем обилии фактов, прозвучавших в выступлении замминистра, акценты были расставлены не совсем объективно. Процент медалей нельзя прямо проецировать на территории. Ведь на последнем Оргкомитете по подготовке к Афинам тренеры по всем видам спорта заявляли, что их все устраивает. И это происходило в присутствии начальников областных управлений, которые со своей стороны сделали для кандидатов в олимпийцы все возможное. Также не прослеживается в постановлении ни роль директората национальных команд, ни роль управления спорта.

Далее Геннадий Павлович напомнил, что по итогам Олимпиады снято более сорока президентских стипендий, средняя величина которой — полторы тысячи долларов. Суммы немалые. И возникает вопрос: а не ставят ли многие задачу просто попасть в национальную команду на зарплату и постараться продержаться в ней олимпийский цикл? А на медаль и не замахиваются? Поэтому помощник президента порекомендовал: “Доработать проект с конкретизацией! Мы его потом опубликуем…” Похоже, из этого, помимо прочего, следует, что для голосования за окончательный проект постановления “Об итогах выступления белорусских спортсменов в Афинах и задачах по подготовке к Пекину” коллегиальный орган дополнительно собираться не будет. Оповестят “опосля”…

Чтобы окончательно исчерпать повестку дня, требовалось сделать протокольную запись о внесении дополнений в Положение о директорате национальных команд. Но и это не удалось осуществить, поскольку вопрос так и не был до конца урегулирован даже внутри неделю назад созданного правления директората. Об этом докладчик Галина Забурьянова могла и не знать, поскольку несколько дней находилась в командировке. Да и на трибуну, согласно составленному накануне плану, должен был выходить не замминистра, а новый глава директората национальных команд Александр Шевель.

Таким образом, пока не удается приступить к задуманной и продекларированной министром наладке спортивного конвейера. Видать, слишком заржавели отдельные звенья…

Как результат, Юрий Сиваков выразил “свое неудовлетворение тем, кто готовил документы заседания, которые оказались не согласованными на всех уровнях”. И вместо подытоживающей афинские уроки ожидаемой точки получилась клякса. “Думал, проскочу”, — процитировал министр фразу из известного анекдота о встретившихся на нерегулируемом перекрестке жигуленке и самосвале…

Ко всему нам остается только добавить следующее. Несмотря на то, что заседание было названо совместным, имя НОКа в олимпийских отчетах не фигурировало ни разу, отсутствовали его генеральный секретарь Анатолий Иванов, исполнительный директор Ярослав Баричко, вице-президент Александр Медведь, к слову, возглавляющий комиссию спорта высших достижений. Другой вице-президент, Геннадий Алексеенко, напомним, “завернул” постановление. Ну, не посиделки же это были?!.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?