Тридцать лет спустя. Павел Галкин: нас ждали — мы вернулись
Нет нужды говорить, что у генерального директора клуба Павла ГАЛКИНА настроение весеннее: он живет в предчувствии тепла и улыбается, глядя, как в спорткомплексе РЦОРа десятилетние армейцы выносят в одну калитку сверстников из столичной СДЮШОР в рамках международного детского турнира:
— Спорить не буду, СКА в этом сезоне играет именно так, как хотели его болельщики все эти долгие годы. Конечно, результат появился не на голом месте. Были созданы предпосылки, в первую очередь — для творческой работы тренеров.
— Как показывает практика, обойтись одним творчеством и энтузиазмом практически никогда не удается.
— Два с половиной года назад мы обматывали скотчем кроссовки и зашивали мячи. А сегодня имеем целую бригаду спонсоров. Это позволяет иметь новую форму, оплачивать выезды и начислять ребятам зарплату — пусть и довольно скромную, не сравнимую с той, которую получают в клубах-конкурентах. Достижением считаю открытие клубной детской школы. В ней двадцать одна группа, а это больше трехсот мальчишек. Есть гандбольные классы в Суворовском училище. В этом году впервые отправим детей на первенство страны. Тоже знаковая веха. То, что мы заявились в Балтийскую лигу, стало для команды очень хорошим подспорьем. Одного национального календаря все же мало. А прибалтийские матчи — это другие залы, иные атмосфера и соперники. Кстати, отнюдь не мальчики для битья. Получили хорошую игровую практику. Грею себя надеждой, что выезд на “финал четырех” в Финляндию станет победной точкой в этом турнире.
— Сдается, СКА уже перешагнул уровень Балтийской лиги и вам можно искать турнир солиднее.
— В следующем сезоне планируем заявиться в SEHA-лигу. А в Балтийской, возможно, останемся дублирующим составом. Это будет здорово, согласитесь.
— Спорить не стану. Но надо будет искать дополнительные источники финансирования.
— Мы — минская команда, и нам помогают прежде всего городские объекты хозяйствования: отель “Виктория”, страховая компания “B&B”, завод ЖБИ, сеть гипермаркетов “Гиппо”, есть другие компании. Сумасшедших денег, понятно, нет. Но с миру по нитке…
— А как вы ищете спонсоров? Их вам назначают, или сами штурмуете офисы по намеченному списку?
— Знаете, есть народная присказка: не мытьем, так катаньем… Вообще это по-разному происходит. Многое зависит от личных контактов. Встречаемся, разговариваем, презентуем, преподносим — делаем все, чтобы командой заинтересовались. Приятно, что многие живут воспоминаниями о том легендарном СКА 80-х годов и готовы помогать нам любым образом. Дело даже не в деньгах. Обычные люди подходят в городе и жмут руку. Говорят, что всегда верили: СКА вернется. Офицеры, с которыми служил, ветераны — у них глаза загораются, когда слышат, что наши ребята сейчас бьются за золото чемпионата и вполне могут выиграть европейский кубок. К чиновникам заходишь, у них выражение лиц меняется, когда слышат, что ты из СКА. Скажу честно, даже не думал, что те армейские победы тридцатилетней давности оставили такой глубокий след в памяти соотечественников.
— Особый шик вашему возрождению придает обстоятельство полной идентичности молодому СКА начала 80-х — он тоже сплошь состоял из воспитанников белорусского гандбола.
— А зачем нам легионеры?
— За ними тянутся местные парни и растут.
— У нас есть за кем тянуться и без иностранцев. Есть Миронович — наставник восьми олимпийских чемпионов, выигравший две Олимпиады. Скажу больше: Игры в Сеуле мы могли бы вытянуть тогда силами одного минского СКА. Знаю, о чем говорю: в то время руководил спортивным клубом Белорусского военного округа. Верю, что и сегодня можно найти в стране десять-пятнадцать парней, которые могут достичь самых высоких вершин. Зачем мне платить иностранцу, если я могу отдать деньги белорусу? Пусть он потом, когда хорошо заработает, откроет на родине серьезный бизнес и станет, быть может, еще и гандболу помогать. Легионер же приезжает сюда только за тем, чтобы заработать и вернуться домой — развивать свою страну. Сегодня мы — Миронович, Каршакевич, Папруга, все наши клубные работники — верим, что у нас получится. Вот играют наши пацаны с эмблемой СКА на форме. Это гарантия, что наши усилия не уйдут в песок. Приходите 28 апреля на полуфинал Кубка вызова во Дворец спорта. Увидите, как мы будем посвящать в армейцы этих детей.
— Да у вас здесь уже целая идеология сложилась.
— Это главное. Потому что любой клуб должен на чем-то стоять. Если он собрался под девизом: “Ребята, срубим денег и свалим по-тихому”, — то ничего не получится. Например, мечтаю о временах, когда все армейцы будут вызываться на сбор главной национальной команды. А если ставишь большие цели, то этому стоит посвятить жизнь. Это же не только мой девиз. Посмотрите, как работают Спартак Петрович, его ученики Вася Островский и Олег Шарейко, как упивается работой Игорь Папруга. Молодые ребята продолжат идеи и дело Мироновича, вот увидите…
— А потом приедут купцы из двух богатых белорусских клубов, сманят талантливых тренеров, как некогда ваших перспективных игроков, — и конец мечте. Уж простите за прозу жизни.
— Мы никого не держим. Но давайте разберемся. Ведь Пуховский, Шилович и Титов поиграли в богатом клубе. Но тем не менее перешли потом к нам — к Мироновичу, тренеру, которому верят. И посмотрите на Борю динамовского и того, каким он стал сейчас. Да, пресса упрекала Пуховского в неудачной игре на чемпионате мира. Мне кажется, там случился какой-то психологический надлом, потому что функционально Боря был готов очень здорово. Видел, как он стремился на этот турнир, как пахал на тренировках, как оставался затем, чтобы поработать еще. Думаю, Борис и сам не разобрался, что с ним случилось. Может быть, несовместимость с кем-то…
— А что, в СКА все совместимы просто идеально?
— Для ответа надо прийти на тренировку и посмотреть, как парни работают. Никого же заставлять не надо. Желание такое, что любо-дорого смотреть.
— В голову сама собой просится ассоциация из тридцатилетней давности — ведь именно в 83-м молодые армейцы завершили счастливый поход за первым Кубком кубков. Они тогда тоже хотели всем и все доказать.
— Очень сложно сравнивать поколения. Тогда существовала безысходность, которая странным образом уживалась с идейностью. Все понимали, что за рубеж можно было выехать, лишь став чемпионом или призером чемпионата СССР. Сегодня мотивация другая: будешь хорошо играть — тебя заметят, уедешь в хороший клуб — заработаешь много денег. Но вы правы по сути: при всей несхожести ребят разных поколений объединяло и объединяет одно стремление — побеждать в любом турнире, где участвуют.
— Какой турнир для вас сегодня важнее: чемпионат страны или еврокубок?
— А почему вы не называете Балтийскую лигу и Кубок Беларуси? Нам очень хочется выиграть трофеи и там. Акцент подсознательно делаем, конечно, на Кубке вызова. Такого титула в коллекции армейского клуба еще нет. Кроме того, это престиж на европейском уровне, кто бы что ни говорил.
— А ведь говорили, что вы специально заявились в Кубок вызова, потому что там соперники проще.
— Ситуация сложилась так: БГК хотел в Кубок ЕГФ и, по сути, купил у нас это право. “Белтрансгаз” стал спонсором нашей команды. СКА это предложение устроило. Тогда мы не были готовы играть в таком серьезном турнире. Команду покинули несколько перспективных гандболистов, и надо было просто осмотреться.
— Вы неплохо осмотрелись. Обыграли обоих фаворитов и теперь на равных ведете борьбу за золото. Кого считаете соперником наиболее принципиальным?
— Видимо, “Динамо”.
— БГК — пройденный рубеж?
— Отнюдь. Мы вообще очень скромные ребята и с нетерпением ждем 19 апреля, когда сойдутся “Динамо” и БГК. Любим интересные матчи.
— Зрители тоже. Но акцент с противостояния Минск — Брест сместился в сторону столичного дерби.
— Это нормально, потому что встреча команд, где полным-полно легионеров, по накалу будет изначально уступать спору белорусов против сборной СНГ и Балкан. К сожалению, СКА не может сыграть с “Динамо” во Дворце спорта. Хотя уверен, что на такой поединок болельщик пошел бы.
— Нет денег на аренду?
— Если я заявлю в “Прессболе”, что на майский матч с динамовцами во дворце у нас не хватает средств, то уже назавтра найдутся люди, которые их дадут.
— Так скажите.
— Проблема в другом. Нет свободного окошка в расписании арены. Хорошо, что нашлось время для полуфинального поединка против норвежцев.
— Вас не огорчает, что Пуховский — несомненный лидер команды — уйдет из нее по окончании сезона?
— Разговаривал с Борей. Он уверяет, что это решение не имеет никакого отношения к деньгам. Ему просто хочется попробовать себя на другом уровне и в других обстоятельствах. Кстати, злое перо прессы может убить человека. Думаю, это тоже сыграло свою роль. После чемпионата мира по Боре прошлись катком. Это его обидело, он человек очень самолюбивый. От души хочу пожелать Борису успеха в Венгрии. Может быть, этот клуб станет ступенькой, откуда он шагнет в высшее общество мирового клубного гандбола. Не получится — двери СКА для него открыты всегда.
— Кстати, сколько составляет бюджет армейского клуба, если не секрет?
— У нас нет секретов ни от кого. Пять миллиардов сто восемьдесят миллионов мы потратили в 2012-м.
— Скромно — в несколько раз меньше, чем у главных конкурентов.
— На порядок меньше. Чужие деньги считать не буду. Меня как менеджера удовлетворяет, что процесс налажен. Команда тренируется в хороших условиях, не имеет проблем с инвентарем и формой, все обязательства по контрактам выполняем неукоснительно и в срок. Еще год назад работали с колес: приходило время платить, а у меня волосы дыбом вставали. Но тем не менее ни разу не задержали зарплату. Нет, было на один день — из-за болезни бухгалтера.
— Отношение спонсоров к команде с ростом результатов меняется? Или им, по сути, все равно, как вы оприходуете средства?
— Чем выше мы в таблице, тем проще решаются некоторые вопросы. Это определенно.
— Предложим всем изучить опыт СКА, сумевшего при небольшом бюджете выдвинуться в число лидеров белорусских игровых видов, да еще комплектуясь исключительно доморощенными спорт- сменами. В самом деле, почему БГК, уже много лет осваивающий приличные бюджеты, взял в привычку уступать СКА при встречах?
— Критиковать брестчан не имею права. Но все же выскажу свое мнение. Тренер-легионер в клубе не будет работать на сборную. Нам же хочется растить игроков прежде всего для главной команды страны. Количество подготовленных для сборной ребят для нас даже приоритетнее чемпионства. Для меня важно, попадет ли Беларусь на чемпионат Европы, сможет ли она пробиться на Олимпиаду в Рио. Почему-то верю в это. У нас нет выхода. Мы уже столько для этого сделали, что судьба должна нам улыбнуться. Возвращаясь же к брестскому клубу, скажу, что там не хватает человека, который смог бы выстроить и коллектив, и систему. Тренерская чехарда тоже не способствует выходу из кризиса.
— Как сегодня СКА работает с болельщиками?
— Давно уже размышляю, почему на одни соревнования болельщик ходит с интересом, другие же большей частью игнорирует. Откуда берутся рекорды посещаемости “Минск-Арены” на матчах хоккейного “Динамо”?
— Комфортные условия и относительно невысокие цены.
— Вот именно. Когда же мы играем матчи Кубка вызова, то зрители не заполняют трибуны даже спорткомплекса по улице Филимонова. Я опасаюсь давки, а в зале остаются свободные места. Болельщики не идут. Потому что негде парковаться, нет буфета. Да и зал, по сути, предназначен для тренировок, а не для матчей международного уровня.
— Играйте на “Минск-Арене”.
— Мы так и планируем сделать, если пройдем норвежский “Рунар”, выйдем в финал, будем играть дома ответный матч. Если же достанется первый поединок, то на “Арену” не попадаем — в те сроки она будет занята бальными танцами.
— Сколько у СКА болельщиков, которые регулярно приходят на игры команды Мироновича?
— Трудно сказать. Но когда мы встречались с динамовцами в их манеже на Даумана, то на балконе наших поклонников оказалось больше, чем хозяйских. Хотя почему “Динамо” пригласило нас в свой неудобный для зрителей зал? Почему было не сыграть хотя бы у нас в РЦОРе, где болельщикам все же удобнее наблюдать за игрой?
— Чемпионам хотелось получить преимущество своей площадки.
— А почему же тогда с брестчанами они играют во Дворце спорта? Это что, пренебрежение к нам?
— Вы для них как дерзкий щенок, который пытается укусить умудренного жизнью пса. Как вам такая метафора?
— Пусть думают о нас, что хотят.
— Судя по проскальзывающим эмоциональным спичам главкома динамовцев Сергея Бебешко, вся ваша жизнерадостная армейская компания ему не очень по нраву. Хорошо бы разжечь этот огонь, чтобы о гандболе узнали и широкие слои населения, а не только журналисты, бывшие игроки и их дети. Как думаете?
— Обеими руками за пиар. Но, наверное, им должны заниматься специально обученные люди. Мы же пока просто радуемся, что оказываем серьезную конкуренцию “Динамо” и БГК. В день моего шестидесятилетия ребята сделали подарок — сыграли вничью с динамовцами. Это был самый шикарный презент, который только можно было представить.
— Если сейчас выяснится, что после того поединка вы повели всю команду в ночной клуб отмечать ваш юбилей, то я просто сниму шляпу.
— Не было такого. Наверное, старое воспитание не дает повода к такому вот панибратству. Какая-то дистанция все же должна существовать. Хотя скажу, что мы любим общекомандные мероприятия. Например, после одного чемпионата поехали в Раубичи. Постреляли там вместе с женской биатлонной сборной. Послушали Толю Длусского, приготовили шашлык. Все как полагается. В другой раз отправились в часть спецназа, преодолели там полосу препятствий, построчили из автоматов. Опять-таки шашлык на свежем воздухе…
— Что-то беспокоит преобладание военно-полевого антуража.
— Знаете, тоже об этом думаю. Вот эта идея с ночным клубом…
— Она со всех сторон хороша. Лучше, если усилить стриптизом. Собрать соответствующую сборную страны и устроить нормальную вечеринку в честь удачно завершившегося сезона. Как премию.
— Идея, конечно, креативна. Но поймет ли народ?
— Думаю, отнесется с пониманием, затянет пояса, стиснет зубы. Надо — значит надо.
— Кстати, я уже пообещал ребятам, что в случае их победы в Кубке постригусь наголо.
Павел Владимирович задумчиво перевел на меня взгляд. Сдается, он вслед за мной представил эту увлекательную картину и не смог сдержать улыбки. Давно уже знаю, что мысли людей часто совпадают. Потому и не удивился, когда мы одновременно поставили точку в интервью: “Но для начала пусть попробуют выиграть”. Пусть. А послесезонный репортаж я пообещал. Если, конечно, герои не будут против…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь