Трагедия. Марафонская дорога в ад
Элитный марафон
Понять, почему коллапс случился именно в этом городе, поможет следующая информация. Бостонский марафон — один из престижнейших подобных забегов в мире, а из тех, что проводятся ежегодно — старейший. Первый марафон в Бостоне прошел еще в 1897 году, с тех пор его история ни разу не прерывалась! Нынешний был уже 117-м. В знак признания заслуг города и организаторов состязание включено в “World Marathon Majors”, элитную серию, объединяющую Бостонский, Лондонский, Берлинский, Чикагский, Нью-Йоркский и Токийский марафоны. Атлеты, набравшие в течение года наибольшее количество баллов в рамках “World Marathon Majors”, получают денежные призы в размере 500 тысяч долларов. В этот раз победителями вышли эфиоп Лелиса Десиса (2:10.22) и кенийка Рита Джептоо (2:26.25). Они успели финишировать задолго до роковых событий.
Однако забег профессионалов — это как реклама, яркая шильда марафона. Его главная составляющая — массовые соревнования, на старт которых выходят тысячи рядовых любителей длинного бега. Наиболее многочисленным в Бостоне был юбилейный, 100-й, марафон — 38 тысяч бегунов. Сейчас стартовали 27 тысяч. А количество зрителей, как правило, превышает полмиллиона человек. Цифра огромная, если учесть, что все население столицы штата Массачусетс — 625 тысяч.
По крайней мере однажды на трассе марафона произошел смертельный инцидент: в 2002 году 28-летняя бегунья Синтия Лусеро потеряла сознание и умерла… Однако позавчера произошло нечто более ужасное — продуманный и организованный теракт. Организаторы этого варварства наверняка учли все обстоятельства: и престижность события, и его масштабность.
Хроника ужаса
После финиша сильнейших марафонцев прошло не менее трех часов, когда с интервалом примерно в 5-10 секунд на расстоянии 50-80 метров друг от друга взорвались два самодельных взрывных устройства. Небольшие по размеру бомбы были начинены поражающими элементами и спрятаны в мусорных баках, установленных вдоль дистанции. Их мощность пока не оговорена. Очевидцы сообщили, что у них возникло ощущение, будто рядом выстрелили из огромной пушки. Взрывы сотрясли соседние здания, люди прятались под столы и в укрытия.
Финишный коридор на Бойлстон-стрит и прилегающую территорию окутал дым. Вскоре открылось ужасное зрелище: в лужах крови лежали десятки беспомощных изуродованных людей, многие — с оторванными конечностями. Позже выяснилось: погибли трое, в том числе 8-летний мальчик. Информация о количестве раненых постоянно менялась: сначала назвали 22, а в итоге получилось 144. Причем состояние примерно 40 человек оценивается как критическое.
Марафон прекратили. Первую помощь раненым зрителям оказали врачи, которые работали в специальной палатке, установленной для содействия бегунам. Некоторые спортсмены, обратившиеся к докторам из-за обезвоживания организма, освободили места для раненых. Машин “скорой помощи” было в достатке, так что пострадавших быстро развезли по госпиталям.
Сотрудники ФБР тут же начали интенсивное прочесывание территории. И не зря: они обнаружили еще три невзорвавшихся устройства. Одно из них оказалось заложено в здании отеля на той же Бойлстон-стрит, другое — на соседней улице. Анализ показал отсутствие традиционной во многих случаях взрывчатки С-4. Зато на месте теракта обнаружено множество поражающих элементов, в том числе запчасти от подшипников. Поэтому специалисты ФБР предположили, что преступниками были террористы. Поначалу сообщили и о взрыве в библиотеке имени Джона Кеннеди, расположенной в пяти милях от финиша. Но позже выяснилось, что возникший там пожар к теракту отношения не имеет.
Примерно через два часа после инцидента задержали первого подозреваемого. Это 20-летний гражданин Саудовской Аравии. Он также был ранен и находится под охраной сотрудников ФБР в одном из госпиталей Бостона.
Тех, кто не пострадал и располагался недалеко от места трагедии, загнали в близлежащий отель “Мандарин” и долго оттуда не выпускали. Многих подвергли обыску…
Несколько часов царила паника. Родственники и друзья участников марафона и тех, кто его обслуживал, обрушили шквал звонков, пытаясь узнать о судьбе близких. Федеральные власти пожаловались на перегруженность телефонной сети, мешающей расследованию. На некоторое время сервис мобильников отключили, чтобы исключить возможность новых взрывов — детонации на расстоянии. Жителей города попросили не выходить из домов и отключить мобильные телефоны. Власти ввели бесполетную зону над Бостоном: полный запрет на полеты на высоте ниже 3 тысяч футов (914 метров) в радиусе 5-6 километров от места взрывов. Запрет сохранится вплоть до специального уведомления.
Через два с половиной часа после трагедии сделал заявление президент США Барак Обама: “Мы все еще не знаем, кто это сделал и почему… Но мы доберемся до сути… И ответственные за это группы почувствуют на себе всю тяжесть справедливого возмездия”. Обама призвал американцев помолиться за Бостон и вместе с супругой Мишель обратил молитвы к жертвам теракта. Госсекретарь Джон Керри позвонил в Бостон дочери Ванессе, постоянной участнице марафонов. Ей повезло…
В Бостоне не работает метро, закрыли на время аэропорт. Саперы проверяют бесчисленное количество мешков, ранцев, сумок, пакетов, которые в панике бросали на мостовые и тротуары зрители. Власти рекомендуют горожанам не собираться большими толпами и даже группами. Эвакуированы гости, проживающие в гостиницах “Марриотт” и “Ленокс”. В город вошли подразделения Национальной гвардии. Из соображений безопасности отменен матч чемпионата НХЛ между “Бостоном” и “Оттавой”.
Бостонский теракт поставил на ноги органы безопасности и в других американских городах. В частности, усилена охрана Белого дома и прилегающих к нему районов.
Белорусы
В списке участников нынешнего марафона две белоруски — Елена Маковская и Жанна Иващенко. Специалисты Белорусской федерации легкой атлетики, занимающиеся организацией массовых пробегов, отметили, что фамилия Иващенко им знакома, а о Маковской прежде слышать не приходилось. Как выяснилось, Елена преодолела 42 км 195 м за 3:20.50. Это 910-е место среди всех стартовавших женщин, 741-е в своей возрастной группе (30-40 лет), а в общем зачете (включая мужчин) — 6051-е. Жанны среди финишировавших нет. Но, думается, в сложившихся обстоятельствах важнее другой результат: обе женщины живы, среди пострадавших их имена не значатся.
Коллеги дозвонились до Елены.
Елена МАКОВСКАЯ, участница Бостонского марафона:
— После финиша я переоделась и шла встретиться с друзьями. Для этого нужно было пройти как раз через финишную территорию. Когда туда шла, взрывы и прогремели. Я не поняла, что это было. Перепуганные люди бежали врассыпную, многие плакали. Тут до меня дошло, что случилось. Телефонная связь обрывалась, а потом вовсе не работала. Поэтому спасибо “фэйсбуку” за то, что смогла написать: “I am ok”. Это многих успокоило. На работу позвонила сразу же после взрывов, но там не могли успокоиться, пока не вернулась домой… Про Жанну Иващенко ничего не знаю. На веб-сайте ее время не фиксировалось, а там отмечали каждые пять километров дистанции. Поэтому, думаю, она не стартовала.
Александр ГОЦКИЙ, участник марафона на Олимпийских играх 1976 года:
— Обе они — бегуньи-любители. Скорее всего, эти женщины живут в США, но не утратили белорусского гражданства. Иващенко — фамилия знакомая. Вероятно, прежде она участвовала в наших внутренних соревнованиях… А вообще случившееся в Бостоне не поддается осмыслению. В мире проводятся тысячи марафонов, в них участвуют миллионы людей. Как теперь обеспечить их безопасность?
Александр КИЗИЛ, марафонец, организатор марафонских забегов:
— Мне довелось участвовать в Нью-Йоркском марафоне 2001 года. Он проходил 4 ноября, когда не минуло и трех месяцев после теракта 11 сентября, унесшего жизни более трех тысяч человек. Меры безопасности тогда установили драконовские, и это, конечно, было оправдано. Хорошо помню — мы, участники того забега, испытывали острое чувство тревоги: а вдруг сентябрьский ужас повторится?! Но любовь к бегу оказалась сильнее.
Андрей ГОРДЕЕВ, участник марафона на Олимпийских играх 2008 года:
— Попасть в число участников Бостонского марафона не так просто, как кажется на первый взгляд. Для каждой возрастной категории установлены нормативы результатов, которые нужно выполнить в менее престижных соревнованиях. Под каждый большой марафон подведена система менее значимых, которые играют роль квалификационных. Без этого выйти на старт могут лишь специально приглашенные люди, как правило, знаменитости, привлекающие к событию еще большее внимание СМИ. Так что и Маковская, и Иващенко не новички, не дебютантки и, скорее всего, пробежали уже не один марафон… Не раз участвовал в марафонах на территории США, правда, в Бостоне стартовать не довелось. Могу сказать, что меры безопасности, особенно в местах сбора участников, повышенные. Все участники проходят через пункты пропуска. Контроль в них визуальный, у некоторых могут проверить содержимое сумок. Однако металлодетекторов я никогда не видел и через них не проходил.
А как будет в Лондоне?
BBC утверждает, что марафоны в смысле обеспечения безопасности являются одним из самых сложных спортивных событий. “Это мероприятие на открытом воздухе без ограничения доступа зрителей: 26 миль открытых возможностей для людей”, — говорит Лу Марчиани, директор Национального центра по безопасности зрелищных видов спорта при университете Южного Миссисипи. “Там невозможно полностью обезопасить финиш” — написала в “твиттере” Джульетта Kaйем, которая занималась обеспечением безопасности Бостонского марафона в прошлые годы.
Поэтому задолго до старта организаторы планируют возможное развитие событий, проводят учения на случай чрезвычайных ситуаций, образуют команды реагирования на инциденты. Все собираются вместе много раз до начала соревнований — службы спасения, сотрудники правоохранительных органов, представители городских властей… Марчиани полагает, что в этот раз действия всех служб “были выдающимися”, имея в виду координацию федеральных и местных органов власти. По его словам, со времени 11 сентября 2001 года национальный центр по безопасности зрелищных видов спорта участвовал более чем в девяти тысячах аварийно-спасательных ситуаций в 900 университетах и спортивных объектах.
До теракта в Бостоне в истории американского спорта было два похожих случая: в 1996 году два человека были убиты и 111 ранены, когда в знак протеста против абортов были взорваны три бомбы во время Олимпиады в Атланте. А в 2005-м террорист-смертник покончил с собой в непосредственной близости от игры в американский футбол в университете штата Оклахома. Тогда никто больше не пострадал.
Марчиани полагает, что нужна более совершенная техника выявления взрывчатых веществ. В то же время, как он считает, “невозможно защититься от всего”.
А как быть с предстоящим Лондонским марафоном, который, как и Бостонский, входит в элитную серию “World Marathon Majors”? Он должен состояться 21 апреля. “The Guardian” цитирует министра спорта Великобритании Хью Робертсона: “Были разные мнения, но мы абсолютно уверены, что сможем обеспечить полную безопасность во время проведения марафона. Это будет лучшим способом показать нашу солидарность с Бостоном и ответить людям, ответственным за этот теракт”.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь