Эксклюзив. Мишкина борода. Михаил Грабовский: мы, белорусы, такие...
Правда, может показаться, что для нашего соотечественника радость изрядно омрачена последними событиями. Уже которую неделю тренеры предпочитают использовать Михаила отнюдь не в ударных звеньях и не слишком балуют игровым временем. Но, что приятно, в состоявшемся в ночь на среду по белорусскому времени телефонном интервью МиГ-84 отнюдь не произвел впечатления прибитого депрессией меланхолика. Нашлось место и для шуток, и для философии, и даже для рассуждений о последних событиях в отечественном хоккее.
— Можно горячо и сердечно поздравлять? Прогрессивная торонтовская общественность, видимо, ликует?
— За поздравления — спасибо. В ликовании же не сомневаюсь, но ощутить его непосредственно пока не довелось. Мы же выход в плей-офф обеспечили на выезде, который продолжается. Из Оттавы вот прилетели в Тампу. Приятно хоть немного оттаять на здешнем солнышке.
— Смотрел прогноз: во Флориде сейчас не так и жарко, чуть за двадцать. Почти как в Минске.
— Ха, “чуть за двадцать” после постоянных “плюс семь-восемь” с ветром да дождем — за счастье. А в Минске тоже наконец потеплело? Эх, хотел бы я сейчас там оказаться, но пока — никак. Придется отогреваться в Тампе. Погоди минутку…
— Конечно… Я там не за рулем тебя по традиции поймал своим звонком?
— Нет, просто друг детства из Германии прилетел поддержать-поболеть за меня в Тампе. Леша Майстров. Напиши, ему будет приятно.
— Без проблем. Но мысленно вернемся в Торонто: ожидаете восторженный прием родных трибун по приезде из Флориды?
— Трибун — наверное, а родные уже поздравили. Жена, отец… Бабушка с дедушкой вот только звонили, но не дозвонились, сейчас сам буду выходить на связь с ними. Хотя, понятно, это, скажем так, промежуточные поздравления. Генеральные, надеюсь, будет повод принимать по окончании сезона.
— Извини за соль на раны, но, полагаю, выход “Торонто” в плей-офф ты представлял себе в несколько ином антураже.
— Уф… Как же это точнее ответить-то?.. Доля истины, наверное, в этих словах есть. С одной стороны. С другой — воспринимаю все просто как очередной этап в своей карьере. Люблю повторять, что все должно складываться так, как должно. Главное — успех команды. В преломлении на наш случай — долгожданный выход в плей-офф Кубка Стэнли. Остальное не суть важно. Через много лет будешь вспоминать веху саму по себе, а не то, что ей сопутствовало. Да и что, в конце концов, случилось? В любом случае я провел немало игр, чтобы с полным основанием называть завоевание путевки в нокаут-раунд отчасти и своей заслугой.
— Интересная фраза “должно складываться как должно”. Насколько знаю, покорным фаталистом ты никогда не был.
— Не был. Все мы боремся каждый день. Я вот за что боролся, на то и напоролся.
— На что, прости?
— Ну на плей-офф же! Пять лет не получалось, и вот наконец-то. Надеюсь, не последний раз в жизни, так что любой опыт полезен.
— Какие сейчас отношения с коучем “Торонто” Карлайлом?
— Ну какие — обычные. Он — тренер, я — игрок. Мое дело выполнять то, что он говорит, слушать и играть в его хоккей — он босс. Все остальное — после сезона.
— Это понятно, классическая формула. Но не роботы же бездушные работают, есть же место и человеческим отношениям.
— Есть, конечно. Но к чему эти рассуждения: если тренерская схема приносит результат, значит, она правильная. Да и вообще, что киснуть-то? В плане опыта нынешний сезон определенно удался и уже дал мне многое. И в России успел поиграть с такими мастерами, как Паша Дацюк, Радулов, Широков, и в Канаде со своей командой выйти в плей-офф.
Да, где-то из-за локаута год выдался сумбурным и скомканным. Но все равно впереди совсем другая жизнь — Кубок Стэнли. Вот после и будем подбивать итоги.
— Логично. Особенно если учесть историю с другим белорусом и в другом плей-офф. За “Трактором” же в Кубке Гагарина, уверен, следил?
— Если честно, поначалу по понятной причине больше за ЦСКА. Но за финальной серией, естественно, внимательнее. Смотрел игры, видеообзоры. А почему спросил?
— Потому как нашего челябинца Андрея Костицына на каком-то этапе тоже конкретно заклинило в голевом смысле. Но в главных матчах сезона он не раз сыграл решающую роль. Самый что ни на есть обнадеживающий для тебя пример сейчас.
— Ха, так мы же, белорусы, все такие. Просто так ничего не добиваемся, скучно нам. Обязательно нужно идти кружными путями через буераки, за что нас, бывает, недолюбливают. Но к успеху все равно в итоге выруливаем. У каждого хоккеиста своя судьба. Рад за Андрея, но также рад, например, и за динамовца Серегу Конькова. В прошлогоднем финале он не играл, но перетерпел и свой Кубок Гагарина все равно завоевал.
— Кстати, о “недолюбливают”: буквально на днях на нашем форуме прочитал версию какого-то эмигранта, что в Торонто Грабовского болельщики особо не жалуют.
— Да ну?! Интересно. Хотя все понятно: видимо, автор версии просто фанат “Монреаля”, пишет из зависти. Глупости все это. Во многом благодаря болельщикам “Торонто” я остался в “Мэйпл Лифс”. Они меня любят и поддерживают на протяжении тех четырех лет, что выступаю в этом клубе. А желающие позлословить найдутся всегда.
— Мои канадские коллеги сейчас здорово достают?
— Журналисты? Ха, а чего меня доставать-то, поводов совсем негусто. Достают обычно тех, кто забрасывает в каждом матче. Вот им сейчас сочувствую. Здесь же еще круче, чем в КХЛ: лидерам каждый день приходится общаться с журналистами по три-четыре раза, повторять уже сказанное. А мне, выходит, сейчас поспокойнее. Оно и к лучшему.
— Но не совсем ведь обходят вниманием. Что спрашивают в последнее время чаще всего?
— Не совсем, случается, что и подходят. А что спрашивают — да ничего особенного. Общие вопросы о прошедшем матче, о сопернике, как играется и так далее. Слишком глубоко не копают. Видимо, стараются вести себя тактично и прекрасно понимают, что на меня сейчас лучше не давить провокационными вопросами.
— Ох, тогда, стыдясь своей бестактности, все же задам еще один неприятный: что тебя сейчас гнетет больше — явное отставание от своего же усредненного бомбардирского графика или заметный минус в графе полезности?
— А с чего ты взял, что меня что-то гнетет? Вот недавние периодические проблемы с желудком — это действительно неприятность. А голы, очки, “плюс-минус”… Все это важно, конечно. Но не то, ради чего стоит загоняться. Особенно опять же после выхода команды в плей-офф. Вот на это и стараюсь себя настраивать каждый день.
Личный результат у меня уже есть: люди, которые заключали со мной контракт, его оценили, они знают, на что я способен. И если этой команде и этому тренеру я сейчас нужен в том качестве, в котором меня используют на площадке, — значит, так и надо. Тем более что я знаю, откуда взялись эти “минус семь”.
— Не могу не задать вопрос: “Откуда?”
— Значит, недоработал в минувшем межсезонье. В следующем нужно пахать еще усерднее, а не по кабакам шляться. Последнее, кто не понял, шутка.
— Все, завязали с неприятным, давай о приятном: как семья-то?
— Как раз здесь тоже в последнее время не все слава богу. Какой-то вирус сейчас по Торонто бродит, поэтому все мои приболели, дома отсиживаются, лечатся. Семья — действительно самое главное. Будет у нее все хорошо, будет и у меня на льду ажур.
Но в целом все нормально: младший растет помаленьку. Зубки прорезались, уже кусается. Старшей третий годик пошел, уже в детский сад отправили. Строит там всех, наводит порядки.
— Папины гены?
— Наверное, у нас же покомандовать все любят, она — не исключение.
— Время следить за последними событиями на родине есть?
— Конечно, для этого всегда нахожу. Читаю новости, интервью. Удивляюсь, почему никто не спрашивает совета.
— У кого?
— Да у меня, например! У Костицыных, Калюжного…
— Так это мы с дорогой душой! Что, например, думаешь о необходимости совмещения постов тренера “Динамо” и сборной?
— Считаю, это все-таки должны быть разные специалисты. Один плотно занимается клубом, с национальной командой — другой. Хотя понятно, что клубный при этом не должен обходить вниманием интересы сборной. Но ей определенно нужен отдельный тренер.
— Свой или иностранец?
— Ха, здесь смотря кто иностранец, а кто свой.
— Ну вот свой сейчас Скабелка.
— Ох, не можешь ты никак без провокационных вопросов… Ну его же уже назначили, так смысл рассуждать?
— Смысл хотя бы в том, что как назначили, так и снять могут. И по косвенным признакам — уже готовятся.
— Решать все равно не мне. Но я со Скабелкой успел и поиграть в свое время, и провести в сборной несколько матчей под его руководством. И в обоих случаях он мне импонировал и как игрок, и как тренер. А кто его хочет снять?
— Поди разберись в нашу нынешнюю эпоху перемен. Говорю же, косвенные признаки и собственный анализ.
— И кто вместо? Захаров?
— Тоже вариант, но на данном этапе, кажется, вряд ли.
— Для меня он в Беларуси останется тренером номер один, никогда этого не скрывал. Я с ним работал и знаю, о чем говорю. Судя же по результатам, Спиридонов тоже грамотный специалист, у Андриевского дела вот пошли, Скабелка…
— Выходит, у нас с тренерами, как с вратарями: то кричали “караул”, что за Мезиным и Ковалем никого, то, когда петух клюнул, нашли…
— Что-то вроде того. Это, конечно, не мое дело — решать, кто справится лучше. Но, если бы спросили мое мнение, высказал бы его без стеснения.
— Тогда еще один момент: твое отношение к легионерской формуле “6+1”, определенной сейчас для нашего “Динамо” в КХЛ?
— Давно говорил и повторю: не должно быть никакого легионерского лимита. В НХЛ его нет, нечего и выдумывать. Играть должен сильнейший. Но при этом, конечно, тот, кто подписывает иностранца, должен быть уверен, что он стопроцентно будет полезен клубу. А не отмывать деньги или что-то в этом роде. По-моему, легионеры, которые выступали в последнем сезоне в “Динамо”, вполне заслуживали в нем и остаться. Стэплтон, Платт и им подобные будут только поднимать уровень наших ребят. А руководству юношами нужно заниматься молодежью да поднимать детский хоккей. Тогда и “Динамо” будет кем пополняться.
— Дай бог тебе привезти в Минск Кубок Стэнли, но давай смоделируем все варианты: у “Лифс” что-то не срослось, а у сборной еще пара-тройка матчей в Стокгольме на “мире”…
— А что здесь моделировать? Ты же знаешь: если со здоровьем все в порядке и сборной буду нужен, прилечу при первой возможности. Пока со здоровьем, тьфу-тьфу, все в норме.
— И физический с психологическим грузы сезона не будут давить?
— Справлюсь. Груз плохих эмоций будем тогда разгружать хорошими в матчах за сборную.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь