ЧМ-2013. Анонс. Страшно... Интересно! Светить и греть!

21:44, 2 мая 2013
svg image
1918
svg image
0
image
Хави идет в печали

И настолько неискушенной — без малого половина состава представлена исполнителями, для которых сегодняшний стартовый матч 77-го планетарного форума с чехами станет первым в карьере на уровне взрослых чемпионатов мира. Как здесь не вспомнить довольно банальное, но классическое напутствие первоклашкам 1 сентября: в добрый путь!
Никогда не стесняюсь признавать свои профессиональные промахи (кто без греха?), но и удачи осознавать приятно. Заголовок этого материала специально пересек с заголовком другого, написанного в конце марта еще до первого из восьми апрельских контрольных матчей бойцов Андрея Скабелки. Помните “Бояться глупо”? Здорово, черт возьми, понимать, что тогда еще робкие предположения о необязательности провала сборной из-за отсутствия в ее составе ряда лидеров апрель подтвердил на сто один процент. Белорусы не только не провалились как в поединках “Евровызова”, так и в Кубке Словакии, но и по нескольким позициям даже прыгнули чуть выше планки, которую установил персонально. Уверенность, так и “не все так плохо”, окрепла где-то к завершающей паре матчей “Еврочелленджа” с латвийцами и не особо подточилась даже из-за 1:4 в последнем из двух свиданий с прибалтами на льду “Арены-Риги”.
Поначалу победы над немцами и дележ зачетных очков с вице-чемпионами мира словаками желчная журналистская сущность склонялась списывать на допфакторы в нашу пользу. Дескать, у первых еще продолжается плей-офф DEL-лиги, в сборной не все сильнейшие, да и тренировалась “бундестим” перед визитом в Беларусь куда меньше наших. У словаков ростер тоже был пусть и добротным, но не идеальным. Но после Риги, где белорусы действительно споткнулись лишь в одном периоде из шести, рассуждения стали более взвешенными: можно подумать, в нашем кэмпе собрана “дрим-тим”. Или с чего бы считать, что успех в играх “Вызова” для нас важнее, чем для любой из 11 других участвовавших в нем сборных? А поди ж ты: отдача исполнителей абсолютная, сюрпризы все больше приятные (вроде игры вратарей и неожиданного всплеска эффективности розыгрыша лишнего), намеков на нехватку “физухи” — никаких… Понятно, что взятый в Братиславе главный трофей Кубка Словакии лишь острее заточил интерес к вопросу, сможем ли продолжить в том же ключе в Стокгольме.
Конечно, я верный сын своего народа. И наше “як бы чаго не здарылася” продолжает терзать накануне сегодняшнего стартового вбрасывания. Не перестарались ли в апреле? Не прошли ли пик формы и не свалимся ли в пике, начиная прямо с пятницы? Не задрожат ли в самый неподходящий момент коленки у той самой половины состава, для которой антураж стокгольмской “Глобен-Арены” и перманентно грозные чехи по ту сторону красной — в диковинку? Понятно, что вылет из элиты хозяевам следующего чемпионата мира не грозит, но оконфузиться семью поражениями кряду да еще с парой разгромов от фаворитов очень не хочется…
И все-таки эти фобии уже не способны убить видимое в апреле и недавно озвученное в обожаемых мною спорах с нашим замглавредом Дмитрием Ильичом Беленьким на перекурах. В последнее время они начинаются даже без слов — с одной моей торжествующей улыбки собеседнику. Прекрасно понимая ее суть, Ильич, выпустив очередной клуб дыма и прищурившись, изрек: “Старик, погоди радоваться. Посмотрим, что из этого получится на чемпионате мира”. Все верно, посмотрим. Но теперь меня уже никто не переубедит, что апрель опроверг практически тщательно вдалбливаемую на протяжении пяти лет и не принимаемую мною теоретически идею “в Беларуси нет игроков для КХЛ”. Есть, они это доказали. Может, пока на короткой дистанции, но вывести их на длинную — уже дело клубных тренеров. Тем паче с учетом игр ближайшего чемпионата мира дистанция составит как минимум (о плей-офф сейчас мечтать не стану) 15 матчей — больше четверти КХЛовской “регулярки”. Эх, не сорвались бы на второй половине пути.
Верю, что не сорвутся. Настолько, что не далее как во вторник рискнул забиться на спор с коллегой из БелаПАНа Саней Ванковичем. Тот поставил на то, что больше одной победы в Стокгольме не осилим. Я — на то, что их будет не менее двух. При том что по природе своей не слишком азартен и обычно иду на пари, только будучи уверенным в выигрыше процентов на девяносто. Что ж, тем более любопытными будут стокгольмские баталии белорусов.
В случае моего выигрыша заодно вернется захиревшая за последние сезоны вера в светлое будущее нашего хоккея. Ибо, выступи в апрельских турнирах на нашем уровне те же латвийцы, в очередной раз непременно одолела бы депрессивная мысль: “Все развиваются, а мы деградируем”. Сейчас у неискушенного состава белорусской сборной есть отличный шанс доказать обратное. Может, причина нашей рейтинговой деградации в господствующем прежде перестраховочном нежелании доверять резервистам, которым теперь волей-неволей пришлось довериться? Дай-то бог.
Еще одно подстегивающее любопытство направление предстартовых размышлений — судьба тренерского штаба сборной в случае успеха. Абсолютным, на мой взгляд, будет попадание в четверку стокгольмской подгруппы, то есть в плей-офф. Относительным — недотягивание до нее на балл-другой а-ля “Динамо” до Кубка Гагарина-2013. Неужто “сверху” у кого-то поднимется рука опять взять скальпель при подобном раскладе? Боюсь, что да, но надеюсь, что нет. Ой, что-то я опять “боюсь”. Пообещал же применять слово “страшно” накануне старта 77-го чемпионата мира только в привязке к “интересно”.

Дешево, но сердито

Прежде чем живописать события 77-го чемпионата мира, главным хабом которого на сей раз станет столица Швеции, до нее, понятно, нужно добраться. С не столь давних пор это в принципе теоретически несложно: из Минска в стокгольмский аэропорт “Арланда” пусть и не каждый день, но летают прямые рейсы. Собственно, именно таким к месту сражений и отправилась наша сборная утром 1 мая. Но мы же, прессболовцы, не ищем простых путей, особенно если чуть более сложный позволяет сэкономить редакционные деньги.
Впрочем, еще до того, как засесть за изучение вариантов доставки себя любимого в Скандинавию, нужно было обновить истекшую вместе с окончанием печально известной февральской олимпийской квалификации шенгенскую визу. И если бы это было так просто: в спокойном сколько себя помню латвийском консульстве, куда по привычке направил стопы, нынче творится нечто невообразимое. Кажется, я знаю, где пролегает современная берлинская стена заодно с железным занавесом — в ее роли выступают заборы посольств стран Шенгена. И берут их мои соотечественники разве что не штурмом. Отсюда, видать, ответная реакция: консульские наращивают “стену”. Второй раз кряду вместо положенной по приглашению многоразовой годовой визы с барского плеча осчастливливают лишь двухразовой на несколько месяцев. И поди пробей логику. Что, в Латвии по предыдущей не побывал? Ну так вам “paldies” (латыш. — “спасибо”): из-за ее стремительного истечения в феврале и невозможности быстро сварганить новую прощелкал и рижские матчи динамовских команд в Кубке надежды в марте, и спарринги наших сборных в апреле. И сейчас еле отжалели в срок, да и то при любезном содействии легенды отечественного хоккейного администраторского цеха Степана Хачатряна, дай бог ему здоровья.
Ладно, консульские формальности позади, можно еще раз прокрутить выбранный маршрут в Стокгольм. Он не простейший, но и не бог весть какой мудреный — транзитом через Варшаву с одной пересадкой с поезда на самолет лоу-костера “WizzAir”. Ценник последнего, собственно, и стал главной причиной выбора такого варианта поездки. Надо полагать, приход этой или подобной авиакомпании в Беларусь — самый кошмарный сон родной “Белавии”. Слабо угадать, сколько стоит билет на самолет Варшава — Стокгольм? Бывалые “летуны”, конечно, примерно в курсе и не будут шокированы, но таких среди белорусов явное меньшинство. Большинству же просьба не валиться со стула — 20 евро. Ну, со сбором за более или менее габаритный багаж — на десятку больше. Но в любом случае вдвое с гаком меньше, чем самый дешевый билет на поезд Минск — Варшава. Трансфер с железнодорожной “Варшавы Центральной” до местного аэропорта имени Шопена элементарный — 175-м городским автобусом за городской же талончик за 4 с небольшим злотых — песня!
Правда, еще до этого утреннего 25-минутного переезда успел вечером-ночью набраться впечатлений от нашего “цягнiка” новоформатных “Международных линий”. Он мне напомнил наши же восхваляемые зарубежными гостями “чистые улицы” — такой же опрятный, цивильный — нет вопросов. Однако же, как и улицы, местами бестолковый в своей неформатности. Пардон, но расписание только на русском в белорусском поезде, идущем в Польшу, — дас ист фантастиш. Равно как и карта городских маршрутов Минска. Да еще с микроскопическим шрифтом и конечными станциями метро — “Пушкинская” на второй линии и “Восток” на первой. Вы ее что, в архиве откопали?..
Родные пограничники тоже изрядно повеселили: от американца с китайским анфасом из соседнего купе они с минуту требовали миграционную карту. Пока он, явно ни бум-бум в “великом и могучем”, недоуменно тыкал им своим орлиным паспортом “Ю-Эс-Эй” с действительной визой. Единственное иностранное слово, которое в процессе разбирательства слетело с уст отечественного стража границы, — “найн”. Мол, паспорт вижу, “миграционка” где? Угу, ты б ему еще “Гитлер капут!” выдал, чтоб уж совсем вогнать “азияамериканца” в ступор. Но вроде кое-как разобрались, соседа в “дежурку” не депортировали. Однако же, хлопцы, до минского чемпионата мира остался год и несколько дней, с моноязычностью служб и работников сервиса надо что-то срочно делать. Белорусский, “небаракi”, не уважаете, так английский подтяните хоть до уровня “elementary”. И в работе, и в жизни пригодится.
Варшавяне, правда, тоже юмористы: пока на вокзале нашел путь к остановке того самого аэропортного 175-го автобуса, налюбовался на окрестности изрядно. Указатели хоть на польском (не бог весть какая китайская грамота для белоруса) стоило бы развешивать погуще. Но это была самая серьезная проблема за четверговое утро. Дальше все просто: регистрация, посадка, полтора часа в воздухе и “вот моя деревня” — аэропорт “Стокгольм Скавста”. Еще одно небольшое неудобство для желающих сэкономить на перелете: в отличие от “Арланды”, расположившейся от Стокгольма примерно на том же отдалении, что и наш национальный от Минска, “Скавста” отстоит от столицы на сотню кэмэ. То есть — плюс еще примерно 12 евро за полуторачасовой автобусный переезд. Но шаттлы эти ходят как часы — каждые 30 минут.

Чтоб мы были здоровы

И вот все колеса, крылья и снова колеса позади. За плечами — затерзавший правое плечо тяжестью рюкзак со “всем своим”, а перед взором — шарик стокгольмской “Глобен-Арены”. Над головой — голубое с редкими облачками шведское небо, солнце… И довольно противный холодный ветер, множащий старания светила на ноль — классическое “светит, но не греет”. Время — около трех дня по местному, навстречу — единственный согревающий фактор: улыбающиеся то ли солнцу, то ли знакомой журналистской физиономии наши “восьмидесятники” Белинский и Демков. Что можно сказать?.. Держать оборону смена сборной точно уже научилась. Да еще как — с юморком. Попытка лобовой атаки на Белинского (“ну колись — кого завтра определили в ворота?”) парирована, как несложный бросок от красной: “Ха, а я не знаю, конверты еще не вскрывали”.
Двумя часами ранее у белорусов состоялась первая тренировка на льду главной арены комплекса, здесь два соседствующих стадиона. С ней вышел казус: давно и прочно запланированная на шесть вечера 2 мая, она за пару дней до даты по просьбе организаторов была сдвинута аж на пять часов раньше. Таким образом, тщательно продуманный мною за несколько недель график прибытия “под тренировку” полетел к чертям. Пришлось довольствоваться впечатлениями ее участников задним числом:

— Как лед?
Белинский. Да нормальный, вроде…
Демков. Ага, для тебя, может, и нормальный. Потому как из-за этой снежной крошки отбивать проще — броски не те.

А вот главком белорусов Андрей Скабелка вчера от общения вежливо, но твердо уклонился: “Ох, ну давайте уже стартуем хотя бы, тогда и продолжим разговор! А так уже все говорено-переговорено…” Столь же вежливый нажим имел следствием обещание уделить несколько минут хотя бы после завтрашней утренней раскатки накануне свидания с чехами. Первого на таком уровне для целого ряда сборников нынешнего созыва.

В том числе — и уже довольно опытных вроде 27-летнего Алексея ЕФИМЕНКО, который так же нехотя, но все же откликнулся на просьбу поговорить пяток-другой минут.

— Любопытно, какие чувства испытывает 27-летний дебютант сборной накануне старта: обидно, что поздновато, или радостно, что “наконец-то”?
— Скорее второе. Сыграть за сборную своей страны на чемпионате мира — то, к чему должен стремиться любой хоккеист. И то, что я здесь, очень приятно. Теперь хочется принести пользу команде, чтобы доказать, что я в ней не зря.

— Но, став лучшим бомбардиром “Евровызова”, ты как будто уже доказал.
— Это одно, “мир” — другое. Не хотел бы сейчас рассуждать, что было. Главное — что впереди.

— До сих пор считал, что больше всего не фартило со сборной Антонову, которому после единственного для него мирового чемпионата потом то травмы мешали, как и сейчас, то отцепление от последнего вагона…
— И у меня второе случалось. Ближе всех к дебюту на “мире” подбирался в 2011-м перед словацким форумом. Там в итоге вообще что-то странное было: то звонят “ты едешь”, то — отбой…

— После такого облома не тяжко было смотреть матчи по телевизору?
— Случившееся, конечно, принесло мало радости: отработал весь сбор, старался… Но именно поэтому переживал не меньше. За тех же партнеров, с которыми и прошел весь подготовительный путь. Да просто за родную сборную.

— В атмосфере чемпионата мира ты уже больше суток. Можно сказать “примерно так я себе все и представлял”?
— Хм, сложно ответить — сравнивать-то особо не с чем.

— То есть никакого “вау!”?
— Настолько сильных впечатлений, пожалуй, нет, они были во время моего последнего “мира” — молодежного в Штатах в 2005-м. Вот тогда все было в диковинку. Сейчас не до восторгов: мы знаем, зачем сюда приехали, поэтому просто работаем, чтобы это сделать.

— А волнение?
— Оно, конечно, присутствует. Как, думаю, и у любого игрока любой сборной, когда он впервые готовится выступить на мировом уровне. Все люди.

— В Швеции впервые?
— Да. Не раз бывал в Финляндии, там часто проводились сборы. Швеция в принципе на нее похожа. Все примерно то же. Включая погоду. Как-то у нас потеплее было, кажется.

— Уже услышали сетования на качество льда “Глобен-Арены”.
— Ну да, мягковат он на главной площадке — на тренировочной лучше. Но какая разница: в пятницу он будет одинаков для обеих команд, так что жаловаться не на что.

— Чехов уже проштудировали?
— Да, смотрели их матч против России на “Евротуре”. Что сказать: чехи есть чехи, и этим все сказано.

— Спать в ночь на пятницу будешь хорошо?
— Хотелось бы. Хорошо выспаться перед игрой не помешает. В ночь на четверг спал вроде нормально. Хотя волнение, как уже сказал, все равно никуда не деть.

Через полчаса после нашего разговора стало известно, кому из партнеров Ефименко волноваться пока не стоит. Сохраняя вакансии под все еще возможное прибытие Коробова и Грабовского, штаб белорусской сборной заполнил 23 из 25 строк ростера. Вне его пока остались защитник “Шахтера” Александр Еронов и форвард ОХЛовского “Оуэн-Саунд Аттак” Артур Гаврус. Но мечта дебютировать на чемпионате мира в Стокгольме их все еще греет. А сборной светить уже сегодня.
Не то чтобы к немедленному рывку к сияющим вершинам есть предпосылки “здесь и сейчас”, но кое-какие бытовые мелочи все же свидетельствуют в пользу дружины Андрея Скабелки. Если год назад по итогам провала на хельсинкском чемпионате менеджерскому штабу сборной поставили на вид в том числе и удаленное от арены размещение команды, то нынче это точно не проблема. Настолько, что командный автобус белорусам, пожалуй, и ни к чему: сборная разместилась в близлежащем к арене отеле, который своей стеной разве что не подпирает шарик “Глобена”. Так что на тренировки с раскатками можно ходить пешком, лишь огибая строительную площадку. Вообще такое чувство, что ремонт во время мирового форума — непременная “фишка” северян: год назад что-то сверлили-катали на подступах к хельсинкской “Хартвалл-Арене”. Сейчас вот история повторяется в Стокгольме. Но, хочется верить, спокойствию отдыха нашей дружины это не помешает. Тем паче что в ее распоряжении отдельный этаж отеля.
Кстати, продолжая начатые Ефименко параллели между соседними странами, уже за пару часов пребывания в Швеции нельзя не почувствовать, что и здешние ценники — не сахар. Может, билетную программу турнира шведы продумали и демократичнее, но во всем остальном — спасайся, кто может. Взять хотя бы такую утилитарную, но жизненно необходимую для журналистов вещь, как доступ во всемирную паутину. И год назад в Суоми цена на него была недетской — сотня евро. Сейчас хозяева вообще ступили за грань жадности, подняв прайс до полутора сотен. И это за скорость, за которую было бы стыдно даже на нашей пока не способной похвастать реактивностью интернета родине. И кто сказал, что плутовское “не обманешь — не продашь” гуляет только по просторам бывшего Союза? Цена за счастье постоянного доступа указана в евро и кронах одновременно. Мол, 150 первых это “где-то” 1500 вторых. Черт меня дернул протянуть для оплаты свою “Визу” — с нее беззастенчиво содрали в кронах. Когда позже пересчитал курсы на калькуляторе, понял, что меня “обули” на эквивалент 25 евро. Да уж, с этими ребятами надо держать ухо востро. Это белорусы, добрые души, обещают через год на минских аренах сделать интернет бесплатным. Здесь о таком можно только мечтать.
Ну да хватит ворчания. Как говорится, не было бы другой беды. Понятно, что для “аборигенов” десяток-другой евро — не проблема. Да и у нас, дай бог, чтобы не было других. И чтобы, как в эпическом рязановском “Служебном романе”, “все были здоровы”. Пока с этим почти полный ажур. “Почти” заключено в голеностопе Кольцова, которому во время первомайской и первой же на здешнем льду тренировки чувствительно прилетело шайбой. От греха подальше от четвергового занятия капитана тренеры решили освободить. Но врачи как будто обнадеживают: проблемы не настолько серьезны, чтобы поставить участие Константина в стартовом поединке под угрозу. Окончательный вердикт будет вынесен на сегодняшней утренней раскатке.
Меж тем окрестности “Глобен-Арены” бурлили фанатской движухой уже вчера. Ларчик открывался просто: в четверг на близлежащем футбольном стадионе играл “Хаммарбю”. Но это — вчера, сегодня все подходы явно оккупируют хоккейные фаны. У шведов ледовые побоища лишь чуть меньший фетиш, чем у канадцев…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?