Наш человек в Америке. Обретение свободной воды

21:51, 6 мая 2013
svg image
1087
svg image
0
image
Хави идет в печали

Выступая на трех индивидуальных дистанциях, он обновил два рекорда страны (50 метров баттерфляем — 25,18, 100 метров на спине — 54,46) и трижды выполнил норму отбора на чемпионат мира в Барселоне. И все это на фоне обратного привыкания к белорусскому часовому поясу.

— Акклиматизация дает о себе знать?
— Немножко чувствуется дискомфорт. Все-таки временная разница между Беларусью и Флоридой приличная. Первый день соревнований еще ничего, а вот второй и третий получились тяжелыми. К тому же мне по причине перелета с утра плыть намного легче, чем вечером.

— То-то, смотрю, ты сотку на спине в квалификации преодолел легко, а вот в полуфинале тяжеловато смотрелся.
— Нет, это как раз не тот случай. У меня просто незадолго до вечерней сессии заболел живот, и перед полуфинальным заплывом я практически не разминался. Соответственно в заплыве особо не выкладывался, достаточно было просто попасть в финал с первого места.

— Зато в решающем заплыве ты выдал по полной программе, обновив свой же рекорд страны. А вот в преддверии американской страницы твоей биографии не возникало ощущения, что остановился в спортивном росте, уперся в какую-то стенку в результатах?
— Хм… Таких мыслей не было. Уж точно не поэтому отправился за океан. Просто хотелось что-то поменять в тренировках, да и тяжело стало плавать чисто психологически. Надоела эта постоянная куча мала в бассейне, когда пробираешься в воде буквально по головам. Да, когда заезжали на сборы, все был классно: дорожки свободные, места вдоволь. Но возвращаешься в Минск — и все начинается сначала: где профессиональный пловец, где любитель, в воде уже не разобрать. Если честно, года три созревало решение отправиться учиться за океан.

— И каким образом мечта воплотилась в жизнь?
— Сначала поговорил с тренером, тот не возражал. Пообщался со знакомыми, списался в интернете с американскими тренерами. В итоге остановился на университете Флориды. Однако меня поджидала накладка: Нил Харпер, некогда сам участник Олимпиады, подготовивший в 2004 году призера Игр, проработал со мной всего два месяца, после чего ушел с должности главного тренера по плаванию этого университета. И я полтора месяца фактически занимался самоподготовкой под опекой ассистентов тренера из числа старшекурсников.

— И как тебе показалась Америка на первый взгляд?
— Ничего, жить можно. Квартиру нам со Светой сняли еще до приезда, университет назначил стипендию. Правда, осязаемой ее не назовешь, поскольку туда включены плата за питание и аренда жилья. Но все это мелочи по сравнению с возможностью бесплатной учебы, ведь стоимость годового обучения в американских университетах варьируется от 30 до 60 тысяч долларов.
Фактически приступил к занятиям уже на второй день после прилета. И тренироваться начал сразу же: приехали мы на свое новое местожительство глубокой ночью, а в семь утра я уже был в бассейне. Там подходы к учебе и занятиям спортом кардинально отличаются от наших.

— И чем же?
— В Штатах никто над тобой не стоит, не понукает. Заболел, плохо себя чувствуешь — сам решай, можешь ты тренироваться или лучше занятие пропустить. У тренера нас 68 человек, и каждому он не будет уделять внимание. В Беларуси наставник чуть ли не за каждым подопечным ходит и, грубо говоря, сопли подтирает. Это расхолаживает спортсмена, понижает его самодисциплину и завышает самооценку. Опять же в нашей стране большинство тренеров пишут индивидуальные планы своим ученикам, а в университете Флориды существует максимум три программы подготовки: для спринтеров, стайеров и средневиков.

— Спрашивать об отношении в США к студенческому спорту, наверное, излишне?
— Да уж, его популярность за океаном очень велика. Соответственно этой популярности в студенческий спорт приходит огромное количество денег. Плюс очень большое количество разного рода соревнований — практически каждую неделю где-то что-то проводится для студентов. Замечу, все турниры проходят в основном в выходные, чтобы не мешать основной учебе спортсменов. Ведь если по предметам не будешь успевать — выгонят и фамилию не спросят. И прошлыми заслугами не поинтересуются. Средний балл, на который там необходимо сдавать учебные дисциплины, намного выше, чем у нас.

— Что можешь сказать о плавательной базе университета?
— На самом деле студенческий городок небольшой. Еще четыре года назад здесь был всего лишь один 25-ярдовый бассейн. Но потом выстроили отличный комплекс, причем на полгода 50-ярдовый бассейн делится на два 25-ярдовых, а на полгода остается большая ванна. Плюс есть еще бассейн для прыжков в воду, который также может использоваться пловцами. Все сооружения открытые.

— Языковой барьер ощущаешь?
— Тяжело, конечно, в плане коммуникации. Поехал туда не с лучшим уровнем английского. На первых экзаменах оценки были, прямо скажем, не ахти. Именно вследствие плохого понимания сути. Но постепенно привыкаю к иной языковой среде.

— Преподаватели не помогают?
— А там это практически нереально. В аудитории может одновременно находиться до 600 человек. Ты ведь сдаешь экзамены машине — тесты набираешь на компьютере. Поэтому человеческий фактор на оценке не сказывается.

— Нашел что-то новое в американской методике тренировок?
— Что удивительно, они практически не работают над техникой. Пока это для меня непонятно, но, может, я просто еще слишком мало поварился в этом котле, чтобы делать глобальные выводы.

— Вот ты говоришь, что над техникой они не работают. В то же время очевидно, что техника плавания у тебя поменялась. В частности, в баттерфляе ты стал дышать в сторону под левую руку.
— Это мы с моим тренером Геннадием Вишняковым делали такую пробу пера еще до отъезда в Штаты. Дельфин я особо не тренировал, и результат явно застопорился. Вот мы и задумались над тем, как его сдвинуть с мертвой точки. Решили попробовать дышать не вперед, а в сторону. Вроде помогло.

— На чемпионат Беларуси какие задачи ставил?
— Ничего сверхъестественного — поучаствовать в национальном первенстве и выполнить отборочные нормативы для поездки на чемпионат мира. Но на самом деле это было непросто осуществить, поскольку за последние три с половиной месяца гораздо больше учился, нежели тренировался.

— Наметившийся прогресс результатов почувствовал уже там?
— Да, было видно, что секунды улучшаются. Хотя ожидал более существенного роста. Возможно, здесь отрицательную роль сыграл период адаптации и акклиматизации.

— В скольких соревнованиях успел принять участие в США?
— В трех. В матчевой встрече двух университетов, в отборочном студенческом турнире и главном соревновании этого разряда.

— И каков уровень последнего?
— Высочайший. Допустим, на дистанции 200 ярдов комплексным плаванием рекорд мира Райана Лохте равен минуте сорок, студенческие же соревнования выигрывает спортсмен, показавший минуту сорок одну, а последний в финале — минуту сорок две. Или такая ситуация: на спринтерском “полтиннике” первые 70 участниц укладываются в диапазон одной секунды! Вот это и есть настоящая конкуренция, когда люди рубятся в полную силу даже за попадание в полуфинал. Мы о подобном пока не можем даже мечтать. Нам бы для начала собрать такую турнирную заявку — 70 человек на одну дистанцию.

— Насколько в Америке вообще популярно плавание?
— Невероятно популярно. Благо есть где поплавать. В стране огромное количество бассейнов. При этом однозначный приоритет отдается именно спортсменам. Когда идет подготовка команды, ни один любитель в бассейне не появится. По абонементу ты сможешь поплавать только в то время, пока не тренируются профессионалы. В Беларуси же все наоборот. Да и бассейнов в стране не просто мало — их фактически нет. В том же Минске на почти двухмиллионный город каких-то два десятка сооружений разной степени комфортности. Можно сплошь и рядом наблюдать такую картину, когда на одной дорожке даже в 25-метровом бассейне умещаются по 20-30 человек. В моем понимании для 50-метровой дорожки предельное количество людей для оздоровительного плавания — это 8-10 любителей. Есть же какие-то санитарные нормы, в конце концов.

— Знаю, что Всемирную универсиаду ты намерен пропустить…
— У меня просто не получится найти окно в учебе. Летом будет самая интенсивная пора в университете, во время которой неразумно было бы отвлекаться.

— А как же чемпионат мира? На него ведь нужно будет найти гораздо больше времени.
— Буду пытаться сдавать экзамены досрочно. Попробую расчистить учебный план по максимуму. Примерно этим же занимался еще перед отлетом в Минск. Даже отсюда, из Бреста, пришлось сдавать один тест в режиме “онлайн”.

— Да уж, плотный график…
— Зато интересный.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?