"Динамо". Обреченный оптимист
Японская поговорка
На взгляд автора, время брифинга было подобрано не лучшее. Все-таки все взоры нынче устремлены в Стокгольм, где набирает обороты 77-й чемпионат мира. К тому же многие важные структурные и кадровые вопросы, касающиеся наполнения тренерского штаба, состава и взаимодействия “Динамо” с белорусскими клубами, так и остались без ответов. Например, попытка узнать, где в связи с выходом “Юности” из числа участников ВХЛ будут поддерживать форму игроки с двухсторонними контрактами, не проходящие в основу “зубров”, по сути, растворилась в воздухе. Равно как никакой конкретики не прозвучало и в обсуждении потенциальных новичков. Мол, за селекцию ответственен спортивный директор Владимир Цыплаков — ему и карты в руки. Преемник Игоря Матушкина нынче в Швеции, где и просматривает кандидатов. Короче, собеседник призвал не торопиться и запастись терпением: “Всегда считал, что каждый должен заниматься своим делом. Шахтер — добывать уголь, художник — рисовать картины. Так же и здесь. Владимир Викторович — большой специалист в плане селекции. Хотя контракты буду подписывать я в согласовании с наблюдательным советом, в первую очередь нам важно мнение спортивного директора. Ответственность же лежит на всех”.
Понятно, что первоочередная обязанность генерального директора — оптимизировать движение финансовых потоков с наибольшей для клуба выгодой. Однако Субботкин рассматривает эту цель в одном флаконе со спортивной составляющей: “Очень люблю хоккей. В 2010-м на чемпионате мира в Кельне был на конгрессе ИИХФ, представляя заявку от нашей страны о проведении мирового первенства (U-18) в Бобруйске. Познакомился с Тихоновым, Третьяком, президентом КХЛ Медведевым и многими другими спортивными функционерами. Затянуло. Через три месяца занял должность замдиректора “Шинника”, а перед этим работал начальником отдела по внешнеэкономическим связям и развитию предпринимательства в Бобруйском горисполкоме. И за это время понял: сколько бы денег мы ни заработали, болельщикам важен только результат. Для меня после назначения в “Динамо” он теперь важен вдвойне. Пусть команда будет проигрывать, но чтобы достойно. На этот счет у меня хорошая японская поговорка. Если есть цель, ты должен к ней бежать. Не можешь бежать — иди. Не можешь идти — ползи. Не можешь ползти — хотя бы ляг по направлению к ней”.
Микроэволюция
Субботкин отказался раскрыть “секрет фирмы” — задумки, что должны способствовать развитию клуба, под которым понимается постепенное увеличение процентной доли самоокупаемости. Впрочем, не совсем так. Одно потенциально прибыльное направление деятельности все же просочилось наружу. “В свете подписания Указа о господдержке можно сказать, что произошла микрореволюция в хорошем смысле этого слова. Игровые виды спорта финансируются в основном за счет государственных предприятий. Указ же мотивирует клубы зарабатывать самим. В нем четко написано, что к 2015 году они обязаны обеспечивать себя на 50 процентов. Это правильное требование, его нужно выполнять. Замечу, что “Динамо” находится в более сложной ситуации, чем остальные. Ведь чем больше бюджет, тем больше эквивалент этих 50 процентов. При бюджете 2 миллиона долларов в год клубу нужно заработать только миллион, еще один он получит от государства. А если бюджет 20 миллионов, то нужно заработать самому уже десять”. Насколько это возможно в нашей стране? “Ничего нереального. Почему коммерческие структуры могут делать деньги в различных сферах, а клуб нет? ХК “Динамо-Минск” — закрытое акционерное общество и имеет право заниматься абсолютно всеми направлениями, не запрещенными законодательством. Например, строительством жилья в Минске. Есть и околоспортивные сферы: продажа билетов, атрибутики, франшизы бренда. Это сегмент уже освоен и клуб продолжит следовать курсу. Вижу, как добиться двукратного увеличения доходов, иначе не брался бы за дело”, — уверен Субботкин.
Контракт рассчитан на год. Как известно, Максим Владимирович пришел на смену Алексею Торбину по протекции влиятельной “тройки” в лице Максима Рыженкова, Игоря Рачковского и Александра Шамко, с недавних пор входящих в наблюдательный совет “Динамо”. Причем помощника президента по спортивным вопросам Рыженкова и его тезку Субботкина связывает учеба в Академии управления при президенте. Продолжая логическую цепочку, можно предположить, что весомым подспорьем при назначении последнего гендиректором “зубров” послужила дружба. Субботкин парировал: “У нас конструктивные отношения. Мы действительно учились вместе, но тогда друг друга не знали. Знакомство состоялось, когда Рыженков, уже являясь помощником президента по спорту, и его помощники изучали опыт разных предприятий в плане получения внебюджетных доходов. Результаты работы КСУП “Шинник-Бобруйск” также попали в поле зрения”.
Какие задачи поставлены перед новым гендиректором? “Считаю, они гораздо сложнее, чем были у предшественника. Есть четкая формула “6+1”, стимулирующая искать лучших легионеров, и бюджет меньше, чем в прошлом году, в который должны вписаться при заключении контрактов. При этом уже не будет возможности тасовать иностранцев, как в прошлом сезоне. Менять их по ходу чемпионата весьма затратно. Поэтому очень важно не ошибиться с выбором того или иного кандидата. Это обязаны быть игроки топ-уровня, обеспечивающие результат”, — полагает Субботкин.
Тим Стэплтон — как раз из таких. Лучший бомбардир и снайпер “Динамо” в минувшем сезоне приобрел статус неограниченно свободного агента. И, судя по игре за сборную США на чемпионате мира, где форвард разжился двумя шайбами и голевой передачей в матчах с Австрией (5:3) и Латвией (4:1), сохранить качественного легионера “бело-голубым” наверняка не удастся. Не секрет, что к Степлеру проявляют интерес гранды КХЛ, не исключен вариант и возвращения за океан. Субботкин отказался подтвердить информацию о неминуемом расставании с янки, но и не опроверг ее: “Призываю дождаться окончания работы селекционной службы во главе с нашим спортивным директором, которому помогают скауты, в том числе и из Северной Америки. Приоткрою завесу: многие игроки и их агенты в начале переговоров, как правило, стараются поднять ценник. И чем ближе старт сезона, тем ниже финансовые требования хоккеистов”.
В ходе пресс-конференции Максим Владимирович неоднократно заострял внимание на том, что первоочередная функция клуба — подготовка игроков для сборной, что не до конца выполнялось прежде. Позиция ясна, как божий день: в “Динамо” должны играть лучшие белорусы, за редким исключением тех, кто и так на хорошем счету в других успешных командах. В связи с этим интересно отношение к очередному ужесточению лимита на легионеров в чемпионате Беларуси. Напомним, с нового сезона количество иностранцев на клуб усохнет с четырех до двух. Это плюс или минус? Субботкин сомневается: “Пока сложно оценивать. Пройдет сезон — увидим. Опять же здесь надо учитывать финансовый аспект. За счет чего содержатся наши клубы? Жлобинскому “Металлургу” оказывает поддержку Белорусский металлургический комбинат, принадлежащий государству. Солигорский “Шахтер” функционирует за счет “Беларуськалия”, в который государство тоже вкладывает деньги. И так в каждом клубе ОЧБ. И я понимаю, когда спортивное руководство возмущается: “Почему мы кормим легионеров?” Лучше вложим средства в белорусов, которые когда-нибудь дорастут до уровня КХЛ”. На последовавшее из зала возражение, подкрепленное позицией председателя БФФ Сергея Румаса, считающего помощь предприятий спонсорской, последовал такой ответ: “Давайте будем объективны. Трудно найти предприятие, которое согласится расстаться с одним или двумя миллионами долларов просто так. Как спонсор хоккейного клуба оно нуждается в инвестициях. Поэтому для него это скорее социальная нагрузка и ответственность. Если же российская или иная иностранная компания профинансирует “Динамо”, “Юность” или любой другой клуб, то это не будет считаться господдержкой, поскольку вкладываются деньги нерезидента Беларуси”.
Опять совмещение?
Пожалуй, больше всего в преддверии шестого сезона КХЛ волнует неопределенность с тренерским штабом. Кто будет возвращать команде место в плей-офф? Ранее Владимир Цыплаков четко обозначил приоритет: базовый клуб и сборную обязан возглавлять один человек. “Солидарен со спортивным директором. Процесс чуть затянулся, но определенность по штабу наступит в ближайшее время. Ведь идет селекция, а она должна согласовываться с главным тренером”, — такова позиция Субботкина. Однако в истории “зубров” уже были два грустных примера совместительства: канадец Глен Хэнлон и Кари Хейккиля досрочно покинули и “Динамо”, и национальную дружину. Где гарантия, что третья попытка окажется удачнее? Корреспондент “ПБ” озвучил это сомнение-аргумент — и, кажется, заставил опрашиваемого хорошенько задуматься: “Никто еще не сказал, что будет так. Мы обсуждаем то, что не состоялось. Не факт, что совмещение вообще случится. Поймите, главного тренера сборной “Динамо” не назначает, это прерогатива федерации”.
В разгар чемпионата мира грех не спросить о впечатлениях от игры молодой белорусской сборной в Швеции. “Мы увидели два разных поединка. С чехами пришлось тяжело. Сложность матча со словенцами — в необходимости взять реванш за Войенс. В целом наша сборная нравится, я в нее верю”, — заключил Субботкин. Кто бы ни пополнил ряды “зубров” — новичок обязан соответствовать определенным критериям. Каким “Динамо” видится гендиректору в идеале? “Хочу смотреть на команду, которая выходит на лед биться до конца, а не отбывать номер. Как говорят хоккеисты, играть в кость. Хочу привезти в Минск Кубок Гагарина. Вот вы улыбаетесь, а ведь ничего невозможного нет. Никто не верил, что московское “Динамо” завоюет главный трофей КХЛ второй год подряд, хотя большинство отдавало пальму первенства обладающему сумасшедшим бюджетом питерскому СКА. Как видите, решают не деньги, а командный дух. Такого же подхода стараюсь придерживаться при построении отношений в нашем аппарате управления. Без командной работы ничего не выйдет”.
Двойной успех московских одноклубников, закладывавших базу будущих побед в Пинске, — шпилька в адрес предыдущего руководства минчан, предпочитавшего выезжать на предсезонную подготовку в Швейцарию и не планировавшего нарушать традицию. Нынче же “зубры” разобьют лагерь на берегах Березины, однако основная причина смены приоритетов — вовсе не в желании сэкономить: “В журналистских кругах родилось мнение, дескать, в Пинске куются чемпионы. Но мы собираемся в Бобруйске не потому, что это менее затратно — сбор в Швейцарии не сильно дороже, чем домашний. Важнее другое: основная команда будет заниматься вместе с “Динамо-Шинником” — у тренеров появится возможность посмотреть ближайший резерв в конкурентной среде с теми, кто уже давно закрепился на уровне КХЛ. К тому же деньги, потраченные на сбор, останутся в стране, а не за границей”.
Задача прежняя — попасть в плей-офф. “Говорить о том, что пройдем второй, третий раунды — верх самоуверенности”, — считает Субботкин. Еще бы — слишком много намекающих на сдачу позиций обстоятельств. Лига продолжает расширяться (в члены официально приняты клуб из Владивостока и загребский “Медвещак”), что повышает конкуренцию, бюджет и количество легионеров в “Динамо” уменьшатся, команду покинули делавшие погоду Нискала, Лайне и другие, возможно, обновится тренерский штаб, не ясно, кто составит легионерский костяк; короче, условия для достижения цели явно не улучшились. Но это не пугает функционера: “Есть две категории людей: одни видят стакан наполовину пустым, другие — наполовину полным. Первые дают пессимистичный прогноз: “Динамо” станет аутсайдером и клондайком для набора очков более успешными. Гарантирую: такого не будет. Если все запланированные мероприятия выполнятся в полном объеме, то результат не заставит себя ждать. По жизни я вообще обреченный оптимист. Многие говорят, что у меня не получится. А я отвечаю: получится! И верю в это”.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь