ТОЛЬКО ФАКТЫ. Полная ИМАНАЛИя

06:38, 15 февраля 2005
svg image
1930
svg image
0

Кассационная жалоба

04 января 2005 года Судом Центрального района г. Минска вынесено решение по иску Корбута Н.П. к УП “Прессбол плюс”, С.Версоцкому, В.Бережкову о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Суд решил признать не соответствующими действительности, порочащими честь, достоинство и деловую репутацию Корбута Н.П. сведения, изложенные на первой странице газеты “Прессбол” за N 128/1728 от 22 октября 2004 года, а именно: “В замах у министра финансов Беларуси ходит человек, разыскиваемый Интерполом за участие в организованной преступной группировке”, и взыскать в счет компенсации морального вреда с УП “Прессбол плюс” — 30000000 рублей, с В.Бережкова — 10000000 рублей, а также сумму уплаченной истцом государственной пошлины в пропорциональном размере.

С данным решением УП “Прессбол плюс” не согласно как с незаконным и немотивированным. Считаем, что информация, изложенная на первой странице газеты “Прессбол” за N 128/1728 от 22 октября 2004 года, соответствует действительности и не порочит честь, достоинство и деловую репутацию Корбута Н.П., однако суд, в нарушение ст. 20 ГПК Республики Беларусь, не только не выяснил всех обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, но и не позволил ответчикам предоставить доказательства, подтверждающие их позицию.

В подтверждение незаконности и немотивированности решения суда можем привести следующие основания:

1. “Прессбол” — чисто спортивная газета, в своих публикациях мы не затрагиваем корпоративных проблем Министерства финансов, а об отдельных его чиновниках пишем лишь потому, что они так или иначе связаны со спортом. Всей спортивной общественности, составляющей нашу аудиторию, хорошо и доподлинно известно, что истец, министр финансов Николай Петрович Корбут, возглавляет также общественное объединение “Белорусская ассоциация гимнастики” (БАГ), т.е., по сути, руководит этим видом спорта в нашей стране. Там, в ОО “БАГ”, у министра финансов тоже есть свои заместители, на одного из которых, Андрея Иманали, изображенного на снимке и разыскиваемого Интерполом, и идет ссылка в упомянутой статье.

Если провести исследование предложения “В замах у министра финансов Беларуси ходит человек, разыскиваемый Интерполом за участие в организованной преступной группировке” с точки зрения семантики, то хотим обратить внимание на наличие в нем предлога “у”. Если бы его не было, то слова “В замах министра финансов…”, бесспорно, указывали бы на заместителей министра финансов, как это видится истцу. Однако предлог “у” разделяет два термина: “зам” и “министр финансов”, а поэтому значения этих терминов следует рассматривать обособленно. К тому же каждое слово во многих случаях имеет несколько смысловых значений. В данном случае при использовании термина “министр финансов” мы имели в виду не должность, а конкретного человека, занимающего этот пост. Это Николай Петрович Корбут. А под “замами” понимается все множество людей, которые являются заместителями человека, занимающего должность министра финансов Беларуси, независимо от того, где они работают. Среди этих людей есть Андрей Михайлович Иманали. Поэтому с точки зрения семантики предложение “В замах у министра финансов Беларуси ходит человек, разыскиваемый Интерполом за участие в организованной преступной группировке” является истинным.

На судебном заседании истец еще раз подтвердил тот факт, что именно он, а не кто-либо еще, является руководителем ОО “БАГ”. Также он не отрицал, что А.Иманали является его заместителем в ОО “БАГ”.

2. В своем заявлении истец пишет: “Ознакомившись со снимком и публикацией вышеназванной статьи…”, то есть он сам воедино связывает снимок и статью, не разделяя их. После прочтения текста на фотографии и самой статьи ни у кого, в том числе и у министра финансов и руководителя ОО “БАГ”, не может возникнуть двоякого толкования искомого материала, и нет никаких сомнений, что в данном случае ни об одном из четырех заместителей Николая Корбута по линии Минфина речь не идет.

Во-первых, на снимке изображен именно заместитель председателя ОО “БАГ” Андрей Иманали вместе с главным тренером сборной страны по художественной гимнастике Ириной Лепарской — подчиненные Корбута в ОО “БАГ”. Снимков и изображений кого-либо из четверых заместителей Корбута по линии Минфина, равно как и других подчиненных Николая Петровича из министерства, там нет. Вызывает, по меньшей мере, удивление, как истец, возглавляющий белорусскую гимнастику на протяжении последних семи лет, мог не узнать своих подчиненных, тем более заместителя. Может быть, на том снимке Иманали и Лепарская были неузнаваемыми? Но тогда есть еще один снимок с теми же персонажами, который опубликован на странице 14 того же номера. Ведь именно на страницу 14 идет крупная ссылка, помещенная рядом с фразой “В замах у министра финансов Беларуси ходит человек, разыскиваемый Интерполом за участие в организованной преступной группировке Следовательно, тема, затронутая на первой странице, на этом не заканчивается, а раскрывается на одной или нескольких страницах внутри газеты. На первой же странице, согласно концепции, к которой давно привыкли наши читатели, вообще нет и не бывает законченных статей — только ссылки на другие страницы, анонсы номера, первые предложения из материалов и т.д.

Во-вторых, статья состоит не только из заголовка и одного (первого) предложения (так называемой “врезки”), на которое ссылается истец. “Ознакомившись с вышеназванной статьей”, он не мог не прочесть предложение из следующего абзаца, которым открывается 14-я страница: “…у ассоциации всегда под рукой мощнейший административный ресурс, поскольку БАГ возглавляет целый Николай Корбут. Но министр финансов как-то незаметно для окружающих свыкся с ролью свадебного генерала, да и проблем в основном ведомстве, видимо, хватает. А в свете последних известий не приходится ожидать решительных действий и от его заместителя Андрея Иманали”. Как видим, здесь однозначно указывается, что министр финансов является руководителем ОО “БАГ”, а заместителем у него в этой организации является Андрей Иманали. Подчеркнем, что истец, собственно, и не оспаривал этот факт.

3. Истец утверждает: “Журналист не проверил достоверность полученных им сведений и представил для публикации необъективную, лживую информацию, обвинив всех заместителей Министра финансов Республики Беларусь в участии в организованной преступной группировке, а именно: наложенный на снимок текст “В замах у министра финансов Беларуси ходит человек, разыскиваемый Интерполом за участие в организованной преступной группировке” не соответствует действительности, т.е. по сути тень падает на всех заместителей Министра финансов Республики Беларусь. Вышеуказанный снимок и текст на нем содержат в себе обвинения в оскорблении представителей органов государственной власти, неуважении к ним, распространении сведений, порочащих их честь, достоинство и деловую репутацию. Заместители Министра финансов представлены участниками преступной группировки, т.е. фактически обвиняются в коррупции. Поскольку на самом деле такого нет и не может быть, то такие сведения порочат мою честь, достоинство и деловую репутацию, поскольку содержат в себе обвинения в совершении нами уголовно наказуемых деяний — связи с преступным миром, нарушении норм морали и нравственности. В глазах широкой общественности заместители Министра финансов представлены как преступники, пренебрегающие нормами морали”.

Данное заявление истца явно не согласовывается с нормами белорусского законодательства.

Во-первых, никто не может быть назван преступником до решения суда, который окончательно объявит об этом. Даже из вырванной из контекста статьи искомой фразы “В замах у министра финансов Беларуси ходит человек, разыскиваемый Интерполом за участие в организованной преступной группировке не следует, что упомянутый в ней персонаж является преступником. Человек, а именно заместитель Николая Корбута Андрей Иманали, разыскивается следственными органами, что само по себе подозрительно, но не более того.

Во-вторых, в статье написано: “29 сентября 2001 года Андрей Михайлович Иманали, 1971 года рождения, уроженец города Зверево Ростовской области, был объявлен в розыск отделом оперативного розыска УУР ГУВД Ростовской области. Проведя необходимые оперативно-следственные действия и не обнаружив подопечного в течение 10 суток, местный сыск инициировал объявление Иманали в федеральный розыск России. 24 февраля 2002 года на него было заведено розыскное дело (N 2001) по первым эпизодам, находившимся в распоряжении следствия. 20 марта 2002 года, когда обнаружились новые, ГУВД Ростовской области заводит на Иманали еще одно розыскное дело (N 116005), куда включаются новые вскрывшиеся факты. В течение года федеральный розыск не сумел установить местонахождение разыскиваемого, и, согласно положению, Андрей Иманали был объявлен в межгосударственный розыск стран СНГ, а затем и в Интерпол”.

Указанные сведения истцом в судебном заседании не оспаривались. Кроме того, мы были готовы документально подтвердить всю вышеуказанную информацию, касающуюся А.Иманали. Для этого нам необходимо было время и законное содействие суда.

Так, в соответствии со ст. 20 ГПК Республики Беларусь для всестороннего, полного, объективного выяснения всех обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, суд содействует юридически заинтересованным в исходе дела лицам по их ходатайству в истребовании доказательств, когда предоставление таких доказательств для них невозможно.

Статья 233 ГПК Республики Беларусь предусматривает возможность юридически заинтересованных в исходе дела лиц заявлять ходатайства о собирании доказательств по делу с помощью запросов суда, причем такие ходатайства должны рассматриваться и разрешаться судом сразу после их заявления.

УП “Прессбол плюс” в процессе подготовки к судебному заседанию, а также с целью документального подтверждения своей позиции по делу 13.12.2004 г. направило запросы в Национальное центральное бюро Интерпола МВД Республики Беларусь (л.д. 54), в Информационно-аналитическое управление МВД Республики Беларусь (л.д. 51) и в Общественное объединение “Белорусская ассоциация гимнастики” (л.д. 48). К моменту первого судебного заседания, а именно 22.12.2004 г., мы получили ответы из НЦБ Интерпола МВД Республики Беларусь (л.д. 52) и из Информационно-аналитического управления МВД Республики Беларусь (л.д. 50). Из этих ответов следовало, что конкретную информацию по сути судебного спора указанные ведомства предоставят только по официальному запросу суда.

22 декабря 2004 г. УП “Прессбол плюс” направило суду официальное письменное ходатайство о направлении судебных запросов в Национальное центральное бюро Интерпола МВД Республики Беларусь, в Информационно-аналитическое управление МВД Республики Беларусь, а также в Общественное объединение “Белорусская ассоциация гимнастики” (л.д. 21). Указанное ходатайство судом, в нарушение ст. 233 ГПК Республики Беларусь, в день его заявления рассмотрено и разрешено не было.

04 января 2005 г. представитель УП “Прессбол плюс” повторно заявил в суде упомянутое выше ходатайство. Но и в этот раз суд не разрешил его сразу после заявления, а определил разрешить его после допроса сторон и исследования письменных материалов дела (л.д. 55, 56).

После исследования письменных материалов дела представитель УП “Прессбол плюс” в третий раз заявил ходатайство о направлении судебных запросов. Суд данное ходатайство отклонил как необоснованное (л.д. 60).

Не имея никакой иной возможности документально подтвердить свою позицию, представитель УП “Прессбол плюс” заявил ходатайство об отложении слушания дела в связи с необходимостью добыть искомую информацию путем направления официального адвокатского запроса. Однако суд и это ходатайство отклонил. В итоге суд грубейшим образом нарушил требования ст. 20 ГПК Республики Беларусь и не выяснил всесторонне, полно и объективно всех обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

На момент подачи настоящей кассационной жалобы УП “Прессбол плюс” имеет в наличии документы и ответы из компетентных органов, которые неоспоримо доказывают, что факты, изложенные на страницах газеты “Прессбол” в отношении А.Иманали, соответствуют действительности (прилагаются к кассационной жалобе).

4. В соответствии со ст. 970 ГК Республики Беларусь суд при определении размеров компенсации морального вреда должен исходить из принципов разумности и справедливости. Пункт 20 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 23.12.1999 г. N 15 “О практике рассмотрения судами гражданских дел о защите чести, достоинства и деловой репутации” рекомендует судам учитывать имущественное положение ответчика при вынесении решения о взыскании компенсации морального вреда по данной категории дел.

Суд при вынесении решения от принципов разумности и справедливости явно отошел. Не учитывая имущественного положения ответчиков (не были даже затребованы справки о доходах), с них были взысканы суммы, явно не соответствующие степени вины. Взысканные с УП “Прессбол плюс” 30000000 рублей — это более чем месячный фонд заработной платы всей редакции, обеспечивающей 48 рабочих мест, 10000000 рублей с В.Бережкова — почти двухлетний доход главного редактора газеты.

Таким образом, считаем, что решение Суда Центрального района г. Минска от 04 января 2005 года по иску Корбута Н.П. к УП “Прессбол плюс”, С.Версоцкому, В.Бережкову о защите чести, достоинства и деловой репутации является необоснованным, так как судом не учтены все факты, входящие в предмет доказывания по делу, выводы суда не подтверждены достаточными и достоверными доказательствами, суд не применил подлежащие к применению нормы процессуального права, а именно ст.ст. 20, 233 ГПК Республики Беларусь, что привело к неправильному разрешению дела.

На основании вышеизложенного, а также руководствуясь ст.ст. 399 — 404, ст. 425 ГПК Республики Беларусь, УП “Прессбол плюс” ПРОСИТ: решение Суда Центрального района г. Минска от 04 января 2005 года по иску Корбута Н.П. к УП “Прессбол плюс”, С.Версоцкому, В.Бережкову о защите чести, достоинства и деловой репутации отменить и направить дело на новое рассмотрение.

Приложения: 1. Документ, подтверждающий оплату госпошлины. 2. Копия кассационной жалобы (3 экз.). 3. Копия письма из Национального центрального бюро Интерпола МВД Республики Беларусь от 11.01.2005 г. N 42/205. 4. Копия постановления об объявлении лица в международный розыск от 30.08.2002 г. 5. Копия постановления о розыске обвиняемого от 24.12.2001 г. 6. Копия постановления о привлечении в качестве обвиняемого от 24.12.2001 г. 7. Копия статьи “В бандитских сетях” (Газета “Приазовский край”, N 7 от 14.02.2002 г.). 8. Копия статьи “Ростовских коммерсантов Полузверь рвал на части” (Газета “Ростов”, N 11 от 19.01.2004 г.).

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?