ТОЛЬКО ФАКТЫ. От иска к иску

06:32, 17 февраля 2005
svg image
1195
svg image
0

Напомним, поводом к первому предупреждению (8.04.2004) послужил закрытый ныне проект “Саша и Сирожа”, а ко второму — статья “Вопросы жизни и смерти. Открытое обращение к Александру Лукашенко” (“ПБ” N 153 (1753) от 21.12.2004), в которой, по мнению Мининформации, имело место опубликование материала судебного дела без письменного разрешения судьи, в частности искового заявления Корбута Н.П. к журналистам и учредителю “Прессбола” о защите чести, достоинства и деловой репутации — газета нарушила статью 5 “Закона о печати”. В иной ситуации мы, возможно, и не протестовали бы, но в данном случае другого выхода у нас не было — “неоднократные в течение года нарушения редакцией требований статьи 5 настоящего Закона, по случаю которых делались письменные предупреждения” являются полным основанием для прекращения деятельности СМИ.

“Прессбол” в своем исковом заявлении указал: “Исходя из текста статьи 5… абсолютно очевидно, что все установленные ограничения касаются только лишь расследования, а также рассмотрения в судах дел уголовного производства, но никак не гражданских дел.

Постановлением N 2/7 от 23.03. 1995 г. Пленум Верховного Суда Республики Беларусь совместно с Пленумом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь определили, что общему суду подведомственны дела по заявлениям граждан о защите чести, достоинства и деловой репутации, то есть такие дела являются гражданскими.

В соответствии со ст. 17 ГПК Республики Беларусь одним из принципов гражданского судопроизводства является гласность судебного разбирательства. Рассмотрение гражданских дел во всех судах открытое.

В целях охраны сведений, содержащих государственную, коммерческую тайну или тайну усыновления, либо других сведений, разглашение которых запрещено законом, проводится закрытое судебное заседание, о чем выносится мотивированное постановление суда. При рассмотрении гражданского дела по иску Корбута Н.П… судебное заседание закрытым не объявлялось. То есть любой гражданин либо представитель прессы при желании мог стенографировать или записать на диктофон текст искового заявления, так как оно оглашалось в суде.

В соответствии со ст. 35 “Закона о печати” “… редакция по своему усмотрению отбирает и публикует (передает) адресованные ей письма. При опубликовании писем допускается редактирование и сокращение текста с условием, что последние не искажают смысл…”. Именно письмом, в почтовом конверте, в редакцию пришли три экземпляра искового заявления Корбута Н.П., следовательно, оно по желанию редакции могло быть полностью или частично опубликовано на страницах печатного издания, если при этом не был искажен его смысл”.

Однако этим аргументам Высший Хозяйственный Суд не внял. Более весомым оказалось приобщенное к делу письмо председателя Центрального суда столицы, подтвердившее факт отсутствия его письменного разрешения на публикацию иска Корбута. И хотя необходимость и процедуру обращения за подобным разрешением для СМИ ни Министерство информации, ни Гражданско-процессуальный кодекс не предусматривают, предупреждение “Прессболу” осталось в силе.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?