След Глена. Игра для детей

21:25, 16 мая 2013
svg image
994
svg image
0
image
Хави идет в печали

Хэнлон появился в Минске в 2005-м — и для многих неожиданно. Михаил Захаров в ту пору оконфузился в Риге на приснопамятной олимпийской квалификации и подал в отставку. Никто не предполагал появления канадского специалиста, тем паче коуча из НХЛ. За океаном Глен сделал имя еще в игроцкую бытность. В далеком 1977-м под общим 40-м номером голкипер был задрафтован “Ванкувером”, в составе которого в том же году и дебютировал в сильнейшей лиге мира. Больших высот со своими клубами (“Ванкувер”, “Сэнт-Луис”, “Рейнджерс” и “Детройт”) не достиг, но регулярно оказывался востребованным: за 14 сезонов в НХЛ сыграл 477 матчей при приемлемом для тех времен показателе средней пропускаемости (3,60 шайбы за игру). Этого хватило, чтобы стать членом зала славы провинции Манитоба — родной для Глена. Не очень почетный, но любопытный факт из биографии: в ворота Хэнлона первую шайбу в НХЛовской карьере забросил Уэйн Гретцки.
Наш герой закончил играть в начале 90-х, а уже в их середине ступил на тренерскую стезю — в “Ванкувере”, давшем путевку в большой хоккей. Четыре сезона он работал ассистентом, а на самостоятельный путь вырулил на стыке веков: но в АХЛ — в “Портленде”. Через три года снова был приглашен в сильнейшую лигу планеты на должность помощника тренера “Вашингтона”, где дослужился до главного, сменив по ходу сезона-2003/04 Брюса Кэссиди. Поднять команду в плей-офф тогда не удалось — “Кэпиталз” финишировали 14-ми в конференции. К слову, три кряду “регулярки”, когда Хэнлон доводил “столичников” до финиша, итоговая таблица фиксировала 14-е место, что вспоминается не без символизма в свете последних событий в нашем хоккее…
Вообще, в жизни Глена для нас много символичного. Человеку, рожденному 20 февраля, в исторический для сборной Беларуси день, просто суждено было сюда приехать и одарить определенными успехами. Когда канадца только назначили рулить “красно-зелеными”, Дайюс Зубрус в интервью “ПБ” восхищался, как белорусам повезло: “Он из тех коучей, за которых подопечным хочется выходить на площадку и рубиться не жалея сил. Он отличный психолог, склонен доверять игрокам, если видит старание”.
Хэнлон доверял молодым и повез на чемпионат мира Андрея Костицына, Грабовского, Угарова, Тимофея Филина, подпускал к занятиям со сборной Сергея Костицына. Он никогда и ни минуты не сожалел об отсутствии того или иного исполнителя, неизменно делая ставку исключительно на тех, кто был под его началом. Эксперимент с Филиным получился не самым удачным — хоккеист попался на допинге. Но в целом сборная сделала качественный скачок: только поднявшись из второго по рангу дивизиона, с ходу финишировала на 10-й позиции.
Первое, чем занялся Хэнлон, — начал прививать команде пресловутую психологию победителей. Всегда стремился к тому, чтобы подопечные добились уважения в мире. Душевным, а не принудительным, был патриотизм, к которому взывал Глен. И как он сам признался в свежем интервью: просил команду играть для маленьких детей. Этой душевной простотой он мог достучаться до хоккеистов.
Уже на второй год работы в Беларуси культивация психологии победителей дала не просто результат — лучшее выступление в истории нашей национальной дружины. На рижском ЧМ-2006 команда добралась до плей-офф, по пути одолев Казахстан, Словакию, Украину и Швейцарию. В четвертьфинале достойно смотрелась на фоне финнов, но все же уступила — 0:3. Хэнлон проделал отличную работу и поднял сборную на невиданные высоты — 6-е место в мире. При этом на турнире белорусы так и остались единственными, не позволившими соперникам забросить в большинстве.
То выступление, по мнению большинства болельщиков, затмило и финал футбольной Лиги чемпионов с участием Александра Глеба, и единственную на всю страну медаль фристайлиста Дмитрия Дащинского в олимпийском Турине, и много чего еще. По версии “ПБ” Хэнлон был признан Человеком года.
Он и ушел в 2006-м разумно настолько, насколько иные прежде не уходили — подобрав себе преемника. Причем — с абсолютным учетом просьбы белорусской федерации и, несомненно, не по принципу “на кого бог пошлет” — с Куртом Фрэйзером они давние приятели и, как заявляют оба, единомышленники.
Во второе пришествие Хэнлон возвращался на сбереженную землю — к Фрэйзеру в ассистенты. Помнится, в январе 2008-го первое, что сделал Глен после подписания нового соглашения с ФХРБ, отправился в Новополоцк на матч ОЧБ между “Химиком”-СКА и минским “Динамо”.
Когда Хэнлон вновь взял вожжи главного в 2009-м, мы последний пока раз очутились в плей-офф. Что интересно, провозглашенный лозунг “Команда — одна семья” продолжал работать. Для сплочения делался регулярный “тимбилдинг”: выезды на природу, в детские дома… За весь цикл работы со сборной Глен ни разу даже полунамеком не обвинил в неудачах подопечных, пусть вина кого-либо из них и была очевидной для зрителя. В моменты же триумфа неизменно пытался ускользнуть в тень “семьи”. Руководствуясь этим, Владимир Наумов, при посильной помощи которого Хэнлон и оказался в 2005-м в Беларуси, поручил тренеру минское “Динамо”. А там был известный матч против “Амура”, который вы, конечно, помните…
Не надо надеяться, что в третий приход канадец снова станет мессией. Нашему хоккею надо много больше, чем просто Хэнлон. Но у верхов сейчас одна цель — домашний “мир”. Дистанция — всего ничего. Хоть спринтера выставляй…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?