Эксклюзив. Андрей Мезин: не нужно бросать в прошлое кирпичами

21:39, 3 июня 2013
svg image
4850
svg image
0
image
Хави идет в печали

Но, понятно, речь в нашем разговоре в основном велась не о ближайшем отпускном будущем, а о недавнем прошлом — как-никак наряду с Андреем Костицыным его тезка-вратарь закончил сезон в ранге финалиста Кубка Гагарина.

— Как давно в Беларуси?
— Уже был здесь сразу после окончания сезона, потом на некоторое время уезжал в Эмираты, сейчас вот вернулся и снова готовлюсь вывезти девчонок на отдых. А потом опять вернусь. Выходит, все мои дороги ведут в Беларусь.

— Попроси тебя охарактеризовать этот сезон, какие бы ноты преобладали?
— Историю, думаю, все помнят: начало сезона пришлось пропустить, потом поступило предложение из Ярославля заменить на два месяца травмированного коллегу. Мне дали время на подготовку, шанс набрать форму, обещание дать шанс вернуться в игру с перспективой остаться до конца сезона, если дело пойдет. А дело могло пойти в гостевом матче с минским “Динамо”. Но судьба распорядилась по-другому: локаут, приезд Варламова, предложение остаться с практикой в ВХЛовской команде клуба. Отказался, потому что в ВХЛ с тем же успехом мог выступать и в Минске, дома. Расстались по-доброму, тем более что к тому времени у меня было три предложения сразу: Омск, Челябинск и Череповец. Решающим оказался звонок Белоусова, утвердивший в желании сыграть за команду родного города. Я же, получается, выпустившись из школы, до сих пор так ни матча и не провел в челябинской команде.
И начиналось все в общем неплохо. Довольно скоро “Трактор” предложил продлить контракт еще на год. Попросил паузу на раздумья, а дальше пара неудачных игр, тренеры дали шанс Фокину, у того поначалу пошло… Дальше всем известно: мы с ним посменно выступали в основном дублерами Гарнетта. Итого — не сказать, что суперсезон, но, если разобраться, из 11 игр в его рамках 7 побед и 2 поражения в основное время. В конце концов — серебро чемпионата КХЛ. Выходит, не прогадал. Теперь осталось дождаться предложения от следующего обладателя Кубка Гагарина.

— Говоря о неудачных играх, имеешь в виду ноябрьскую встречу с “Северсталью” с 66 процентами отраженных бросков?
— Больше даже не ее, а предыдущую игру против “Авангарда”, она стала определяющей.

— Что не пошло?
— Такое периодически случается с каждым вратарем: пятая или шестая игра кряду, тяжело было настраиваться. И начинает залетать все: даже от штанги рикошет непременно тебе в щиток и в ворота, шайба при буллите чуть ли не пешком пересекает “ленточку”…

— Напрашивается аналогия с матчем против Казахстана на прошлогоднем “мире” в Хельсинки.
— Нет, с Омском было еще круче. В Хельсинки-то случилась единственная “бабочка”, которые бывают куда чаще. А здесь… Слишком много думал, наверное. Взять третий гол. Соперник входит в зону и укатывается в угол, откуда уже — только простреливать, не бросать, тем более что на дальней открывается партнер. Начинаю смещаться, чтобы блокировать замыкание, а шайба после прострела попадает мне в ногу — и в сетку. Был бы менее опытным, остался бы на ближней, и все было бы в порядке. А так горе от ума получилось. И это при том, что выездную с тем же “Авангардом” провел как раз хорошо. А здесь дома, да еще так, да еще учитывая особые отношения Белоусова с Омском…
Но, повторюсь, несмотря ни на что, ни минуты не пожалел, что решил провести минувший сезон в “Тракторе”. Хорошая команда, дружный коллектив, наконец, серебро.

— Но в плей-офф так ни одной игры и не провел.
— Так естественно: если дела шли у Гарнетта, с чего бы тренерам его менять? Тем более что мы с Майклом в чем-то похожи: если игра идет, лучше не трогать. У Фокина тоже в плей-офф дела не пошли: один матч, и, прямо как у меня с Омском, проклятый. После этого даже в дублеры к канадцу определяли в основном меня. Только из-за травмы колена не переодевался на последние игры сезона.

— Что и где случилось?
— Приехали в Казань, и на тренировке по всем признакам полетела боковая связка. В Челябинске твердого диагноза не поставили, посоветовав обследоваться в Германии. Понятно, что без игровой, а потом даже и тренировочной практики о сборной говорить не приходилось. Был вариант успеть на обследование и впритык в сборную, но подвели обещавшие обеспечить визу. В последний момент сказали, мол, извини, не вышло.

— Итого, выходит, последний твой матч датирован 30 января, причем в Минске.
— Точно. Тогда как раз у Гарнетта дела не шли, у Фокина повреждение. Выставили меня.

— И, помнится, справился ты недурно. Отчего же опять определили в лучшем случае во вторые?
— Минский же матч состоялся аккурат перед международной паузой, причем довольно длительной. А дальше уж был тренерский выбор, кого выставлять. И у Гарнетта все наладилось. Но по статистике сезон провальным не назову. Он получше, чем у Лаланда с одной победой в овертайме.

— Видно, что следишь за бывшим клубом.
— За всеми слежу. Лаланду вот сезон удался лучше — что значит доверие. Хотя было видно, что к концу января, когда “Трактор” приехал в Минск, “Динамо” уже начинало подседать. Когда каждый матч регулярки — как последний в плей-офф, это дико выматывает. Первый период минчане еще бежали, но потом встали, и мы свое взяли.

— И все же, насколько я тебя знаю, долгое отсутствие места на “ленточке” не могло не угнетать.
— Справлялся с эмоциями, я же знал, куда еду. Знал, что Майкл в Челябинске давно суперзвезда. Понятно, что заранее конкуренцию не проигрывал, но и юношеского максимализма, мол, сейчас приеду и всех отправлю в тень, не было. В концовочке Гарнетт, правда, немного устал, но к финалу уже все устали, в том числе и соперники.

— Тем не менее московское “Динамо” сдюжило. Много мнений, в чем его феномен. Даже скорее Олега Знарока.
— Он очень характерный тренер, и старается подобрать таких же игроков. Не столько звезд (“локаутных” Овечкина и Бэкстрема здесь вынесем за скобки), сколько работяг. Причем — как можно больше: если у нас в плей-офф на выезд отправлялись 23 человека, то у москвичей — 31. Представляешь, насколько длиннее скамейка. И опять же ровная: может забросить каждый в каждой смене. Рабочие лошадки. Это нам еще повезло, что сами обошлись практически без травм, только Панин выпал на весь плей-офф, а то и выход в финал был бы проблематичен. И все-таки до динамовской взаимозаменяемости нам было далеко, работали на износ.

— Зато Костицын, напротив, после долгой голевой “молчанки” пальнул именно в плей-офф.
— Вот еще одно доказательство, во-первых, тренерского терпения, а во-вторых мастерства. Критиков, желающих загнать Андрея в бутылку во время его долгой “засухи”, точно хватало, разговоры ходили. Но никто не стал его в команде гнобить, и он оправдал доверие архиважными голами в нужный момент. И все критики резко замолкли — крыть стало нечем.

— И ты ведь стал вторым после Гарнетта в списке лучших игроков “Трактора”.
— Ничего не путаешь?

— Нет, результаты опроса были на официальном клубном сайте.
— Ну не знаю, может, это шутка. Хотя, когда уже в первых моих челябинских играх трибуны стали скандировать “Ме-зин”, партнеры даже говорили: “Ничего себе, Гарнетт сколько здесь играет, а его так не поддерживают”. Отшучивался, мол, а что вы хотели, если половина болельщиков — мои друзья и знакомые. Хотя шутки шутками, а поддержка действительно была классной — приятно.

— Когда понял, что при такой народной любви второго предложения от “Трактора” продлить контракт не поступит?
— Не маленький уже, расклады представляю, могу работать без агента. Понимал, что держать на лавке второго высокооплачиваемого да еще и возрастного вратаря резона нет. Когда Гарнетта подписали еще на два года, все стало ясно, тем более что у Фокина контракт был, да и в системе клуба талантливый молодняк не знают куда девать.

— Так уж не знают?
— А что удивительного? Челябинская школа продолжает работать продуктивно, а вариантов трудоустройства больше не становится. В “Трактор” попасть почти нереально. В ВХЛовский “Челмет” — вариант, но в него в основном попадают не прошедшие отбор в главную команду города, Данилишин с Фокиным как раз конкурировали. Демченко пока молодой, но подающий большие надежды. Даже у меня некоторые просили, дескать, помоги устроиться в Беларуси.

— Так вратарю-иностранцу это нынче невозможно.
— Там молодые ребята, которые, думаю, пошли бы на смену гражданства. Но глубоко в тему не вникал, рано мне еще заниматься агентской деятельностью. Да и не моя она, наверное, в принципе.

— А что твоя?
— Уже начинаются вопросы: может, давай уже к нам тренером. Недавно вот поступило предложение от одного клуба. ВХЛовского, правда, но с серьезной перспективой скорой заявки в КХЛ.

— Тюмень?
— Так, все, не выпытывай. Тем более что подобные предложения я пока решительно отклоняю. Чуть начнешь задумываться — пиши пропало, значит, точно скоро закончишь. А я все-таки хочу еще поиграть. И не где-то в низах, а на КХЛовском уровне.

— Как знающий конъюнктуру опытный волк, уже и наметки имеешь “без агента”?
— Ну совсем без него, наверное, такие вопросы решать все-таки не стоит, несмотря на опыт. Что же, самому звонить в клубы, предлагать услуги, торговаться о сумме контракта? Нет, можно, конечно, но лучше пусть это делает профессионал. Одного уже попросил забросить удочки, жду ответа.

— Интересно, в минском направлении он спиннинг тоже будет бросать?
— Вряд ли. Учитывая динамовские назначения, приедь я на чемпионат мира, возможно, варианты бы и имелись. Но почему не приехал — уже объяснял. От этого могло быть только хуже и мне, и сборной. Так зачем было городить огород, рискуя и самому сломаться, и команде не помочь?

— Это лето обещает быть не таким нервным, как предыдущее?
— Конечно, тех бурь, что были год назад, когда мог оказаться в статусе “конфликт” и вообще не иметь права играть нигде, сейчас не предвидится. Ладно, дело былое. Разошлись тогда с “Динамо” миром — и слава богу.

— Признаться, мне все труднее сдерживать напор желающих узнать, о чем же была речь в нашем с тобой интервью, так и не вышедшим тем летом. Отвечаю, это может решить только Мезин.
— Теперь тем более не стоит озвучивать на весь свет не озвученное тогда. Тем более что руководство уже сменилось, а я не из тех, кто любит швырять кирпичами в прошлое. Одно могу сказать: время показало, что я в прогнозах, чем это в итоге закончится, оказался прав, лишь чуть ошибся со сроками.

— Впечатления от чемпионата мира?
— Выступили на том уровне, на котором и должны были. Ну могли занять не 14-е место, а 13-е или 12-е. Чудес не бывает.

— Но выступили-то не хуже, чем год назад с куда более представительным составом.
— Вот в прошлом году действительно можно было рассчитывать на гораздо большее.

— Почему?
— Ох… Опять же ты меня толкаешь говорить о том, что должно остаться в раздевалке. Ну вот хотя бы один из факторов: народ там явно подустал. Полтора месяца сборов и двухразовые тренировки каждый день — после такого на “мир” уже едешь как сомнамбула, полностью выхолощенным.

— Была такая версия неудачи и в привязке к недавнему чемпионату. Но Скабелка ее отмел как несостоятельную.
— Разные вещи. Во-первых, сейчас действительно было много дебютантов. Во-вторых, дело даже не столько в продолжительности сборов, сколько в том, как их организовали. Нынче команда немало была на родине, а вспомни тогда: как улетели на последний перед чемпионатом турнир в Словакию, так и зависли там больше чем на неделю до вылета в Хельсинки. Ни дома, ни семьи, парни стали просто уставать друг от друга. Вот и приехали “зомби”. Сейчас, так понимаю, все в этой части было грамотнее. Но это одна из причин прошлогодней неудачи. Остальные пусть останутся в раздевалке.

— Что скажешь о работе “наследников” в Стокгольме?
— Белинский произвел хорошее впечатление, выступил даже лучше, чем Мильчаков. Хотя там и команда больше пласталась в обороне. Грубо говоря, сидели “дома”, почему так относительно удачно и противостояли чехам и шведам. А вот с соперниками, которых вроде как могли обыгрывать, и в обороне ничего не показали, и впереди тоже. 1:15 по броскам за период в матче с Данией — когда такое было?! Так и там могли зацепиться, как раз когда вышел Белинский.

— И все же постоянный финиш в районе “пердива” уже начинает откровенно напрягать.
— А чего ожидать, если школы работают непонятно как, тренеров не хватает. Да и те, что есть, кто в лес, кто по дрова. В итоге советского стиля не сохранили, канадского не переняли, а свой явно не тянет на серьезный уровень.

— Какова судьба вратарской школы Мезина? Или проект отправлен в архив?
— Думаю над ним, и за этот сезон пришел к выводу, что постоянную круглогодичную, которую мне предлагали, без серьезной государственной поддержки не потянуть. Да и есть ли в ней смысл, если в мире, насколько знаю, по такой модели работает только одна — в Штатах. Там все таланты собираются в один центр, тренируются неделю, а на уик-энд разъезжаются играть по своим клубам. Можно ли такое организовать у нас? Наверное, но есть ли смысл? Кажется, система периодических кэмпов здесь будет удачнее. Но в любом случае планированием займусь, когда твердо решу, что пора заканчивать.

— Многие опасаются следующего чемпионата мира…
— Понимаю их. Чего удивляться, если притока свежей крови нет, а с проверенной обходятся… Я сейчас не про себя, а, например, про Угарова: Леша полсезона просидел на “банке” в “Торпедо”, почему было не пригласить его в “Динамо”, дать практику. Говорят, мол, хорошо, когда сборники выступают в других клубах. Оно-то хорошо, но на каких ролях?! Так мало того легионеры, в самом Минске та же ситуация! А потом удивляются, что динамовцы слабо сыграли на “мире”. А откуда им сильно-то сыграть, когда в родном клубе больше десятка легионеров, причем не все выдающегося уровня. А они лавку протирают, выходя в лучшем случае в третьей смене.

— Ну с формулой “6+1” с этим должно быть покончено.
— Да, только с этим опоздали лет эдак на несколько. И что, за год опять ждать чуда? Посмотрите на ту же Ригу: да, этот сезон их “Динамо”, можно сказать, завалило. Да и то с оговоркой, Кубок надежды взяли, уведя его заодно и у минчан. Но на чемпионате мира сборная цеплялась достойно, на Олимпиаду поедет, а через год-два, помяните мое слово, и в КХЛ у них все вернется в норму. А мы спохватились только сейчас. И при этом к уже проверенным отношение такое… Ну взять того же Костицына перед квалификацией к Олимпиаде.

— Здесь-то жесткость Скабелки вполне понятна.
— Да все понятно: дисциплина, равные для всех правила — все теоретически верно. Но практически, насколько знаю ситуацию, острые углы можно было сгладить просто. И напомню, кто внес главный вклад в Братиславе в 2011-м, когда в игре со Словенией решался вопрос сохранения места в элите. Теперь представь, что Андрей был бы в Войенсе на льду в матче с ней же при счете 2:2. И мы поехали бы в Сочи.

— Давай не о потерянном прошлом, а все же о будущем. В Минске-2014 Мезина на льду можно будет увидеть?
— Судя по слухам, что Хэнлон может принять сборную — вполне возможно. Но для начала нужно найти работу, без нее, понятно, говорить о сборной не приходится. Так что частично ответ на вопрос будет получен уже к началу сезона. Хочу все-таки продолжить в КХЛ.

— А, скажем, вариант DEL-лиги по старой памяти?
— В том-то и дело, что старой, там обо мне, наверное, уже все забыли. Хотя совсем и не исключаю, это тоже высокий уровень. Прежде его для сборной мне хватало.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?