U-21. ЧЕ. Наш человек у их руля. Вертикаль Боровского

21:25, 10 июня 2013
svg image
577
svg image
0
image
Хави идет в печали

— Сергей Владимирович, вы возглавляете казахстанскую “молодежку” полгода. Как оцените “стартовый отрезок”?
— Работаем нормально. Федерация старается создавать максимально комфортные условия для всех сборных, а не только для национальной. Как в свое время мы хотели сделать в Беларуси, строится пирамида — от самых младших возрастов к самым старшим. Тренеры варятся в одном котле: вместе обсуждаем предстоящие сборы, анализируем прошедшие турниры, матчи. Творчество каждого специалиста, конечно, поощряется. Но даже если у него есть свои варианты, то они все равно базируются на основной расстановке. То есть воплощаем в жизнь единую систему игры.
Механизм запущен, и определенные результаты уже есть. Наша команда U-17 впервые завоевала Кубок президента Казахстана, а до этого никогда не пробивалась в финал. Она же удачно выступила на турнире развития УЕФА в Минске.

— Насколько регулярно собирается ваша “молодежка”?
— По возможности раз в месяц. Многое зависит от клубов — в какие периоды они могут отпустить игроков. Плюс подстраиваемся под международные окна. В Алматы у нас основная база. Когда она не занята национальной командой, там готовятся все другие сборные. Стараемся, конечно, разводить их: те же юноши могут собираться фактически в любое удобное время. А в Астане, где и находится федерация футбола, у нас “Астана-Арена” — крытый стадион на 30 тысяч. Когда сборы проходят в новой столице страны, то команда там и базируется.

— Система игры и пирамида, о которых вы говорили, выстраиваются под национальную сборную?
— Нет. Здесь еще есть нюансы. На вершине пока только U-21, для которой готовят игроков все юношеские сборные. А тренер национальной команды имеет свои планы и свою стратегию, в которую мы не вмешиваемся. Может, со временем доведем все до конца. Хотим, чтобы все наши команды играли по единой схеме, как те же голландцы или французы. Тогда у футболистов нет проблем перехода от одной сборной к другой. Да и тренера младших курирует тренер старших — и так на всех уровнях.

— Получается, у вас необязательное условие, чтобы в молодежной и национальной сборных была одна система игры?
— Пока — необязательное.

— А какой у вас контакт с главным тренером национальной команды Казахстана Мирославом Беранеком?
— Общаемся нормально.

— В плане усваивания тактики ваши подопечные понятливые?
— Если человек обучен этому с детской школы, то восприятие, конечно, быстрое. Но я в такой обстановке не работал практически всю свою футбольную жизнь. В любой команде людей постоянно нужно было учить — в Беларуси, Литве, Латвии и теперь вот в Казахстане. Один схватывает лучше, другой хуже… Все закономерно. Повторюсь, когда это выстроено с 7-8-летних детских команд, тогда тренерам сборных намного проще. А так приходится начинать буквально с нуля. И на то, чтобы игроки более или менее усвоили тактические требования, уходит как минимум полгода.

— Получается, как раз полгода у вас на это и ушли…
— Месяц.

— Сколько?
— Ну, полтора — если брать именно работу с молодежной командой. Поэтому когда составлялся календарь, всеми силами хотелось сделать так, чтобы мы стартовали только в сентябре. Но, к сожалению, до осени оттянуть не удалось — приходится играть в июне и августе.

— Какая турнирная задача поставлена перед вами на этот отбор?
— А какую поставил бы ты, увидев состав группы?

— Бороться за второе место.
— Вот. Только одна элитная команда Франции. А исландцы, армяне, белорусы — все хотят бороться за второе место. Так чем мы хуже?

— Раньше вы вызывали Тимура Калижанова из дубля гродненского “Немана”. Почему не пригласили сейчас?
— Если берем парня, который не играет, условно говоря, в Германии или России, то он должен принять гражданство — и выступать в казахстанской команде. Только на таких условиях. Допустим, у нас есть на примете ряд футболистов из немецкого чемпионата — бывших выходцев из Казахстана. Естественно, мы не будем заставлять их играть у нас — пусть даже в Германии они не в высшей, а в первой лиге. Ясно, что даже уровень второй бундеслиги намного выше. Тренировочный процесс и практика там тоже на уровне. А вот остальные — даже в национальной сборной — переходят в казахстанские клубы, получают гражданство и уже потом играют за сборную. А чемпионат Беларуси, по большому счету, ничем не отличается от нашего.

— Все ваши ребята из местных клубов, кроме одного — Бауыржана Исламхана из краснодарской “Кубани”.
— И тот еще в прошлом году играл в “Таразе”.

— Он капитан, имеет опыт матчей в национальной сборной. Его можно назвать вашим лидером?
— Можно. Но, опять же, проблема в том, что не все наши ребята задействованы в основных составах клубов. Одно дело быть в основе команды в любом чемпионате, и другое — в дубле. Или сидеть на лавке, как Бауыржан в “Кубани”. А как говорят в футболе? Лучшая тренировка — это игра.

— На ваш взгляд, в перспективе в вашей “молодежке” есть звездочки для национальной сборной?
— Здешние футболисты — поздние. Сначала надо повысить их функциональное состояние и дать им окрепнуть. Но главное — результат. Если его нет, какой может быть прицел на национальную сборную? Результат дает огромную психологическую устойчивость и профессиональный рост — особенно при встречах с серьезными соперниками. Вот в белорусском чемпионате, по большому счету, футболисты не прогрессировали — а как стали выигрывать и выходить в финальные стадии молодежного чемпионата Европы, так сразу и спрос на них появился… А сказать: да, вот этот может, мне проще всего. Но наши ребята еще однозначно не готовы для больших дел. Поэтому и выстраивается система сборных, чтобы готовить игроков именно для национальной команды.

— На днях вы провели товарищеский матч с эстонцами. Что получилось, а что — нет?
— До “получилось” еще как до Луны… Но определенные сдвиги есть. Как и вопросы, которые надо решать.

— А конкретнее?
— Так я тебе и сказал! Смеешься что ли? Главное, чтобы таких пенальти не давали! А-ля полуфинал Кубка УЕФА “Антверпен” — “Спартак”: мяч в чужой штрафной, а “точку” ставят в твои ворота…

— Посещаете ли матчи казахстанского чемпионата?
— Естественно. Юношеские тренеры ездят на свои турниры, где оценивают кандидатов. Мой помощник смотрит игры в Алматы. А я в Астане — дублирующие и основные составы. Так что работа идет постоянно.

— В целом в Казахстане у молодежи с практикой дело обстоит сносно?
— Для U-19 нормально, потому что ребята 1994-95 годов рождения уже в основном играют за дубль. А молодежной команде сложнее. У нас даже есть лимит — в основе каждого клуба высшей лиги на поле должен быть футболист 1992-93 года рождения. Если его меняют, то выходит парень такого же возраста. В общем, кто-то играет — кто-то сидит на лавке: от этого никуда не денешься. Ясно же, что тренеры хотят иметь не одного такого подопечного — вдруг сломается? — а двух-трех.
При этом все три — кандидаты в сборную, из которых регулярную практику получает лишь один. А оставшимся что делать? Ладно, если за дубль дадут сыграть. А если он в основной обойме, то с ней и тренируется, и на выезды отправляется… В общем, здесь есть определенные проблемы. Ясно, что многие клубы против возрастного лимита — они хотят, чтобы была “живая” конкуренция. А с точки зрения развития молодежи это плюс. Для тренеров сборных — тоже хорошо. При всех “но”, в целом для казахстанского футбола это больше положительный момент.

— А вот у нас с этого сезона другое правило — не считать легионерами футболистов из России и Казахстана. Вместе с тем в Беларуси не появилось ни одного казахстанца. Что, там больше денег?
— Думаю, да. Хотя ведущие клубы, может, платят и одинаково с нашими фаворитами.

— И каков же средний уровень?
— Откуда я могу знать? Но уж, наверное, не 2-3 тысячи долларов.

— На каком счету в Казахстане наши легионеры?
— Зенькович забивает регулярно. Порываев выступает стабильно. Вот только Ковель получил травму и Кульчий немного “подломался”. А в общем, белорусами здесь все довольны. Почему нет? Трудяги, дисциплинированные неконфликтные ребята — и хорошие исполнители.

— Зеньковичу предлагают принять гражданство Казахстана — с прицелом заиграть за сборную. Игорь часом не обращался к вам за советом?
— У каждого своя голова на плечах.

— Что, так плохо с местными кадрами в нападении?
— А что, в Беларуси хорошие кадры есть?

— Георгий Кондратьев или его помощники интересовались вашим мнением по поводу наших игроков в Казахстане?
— Нет — пока все тихо.

— А вы насколько следите за белорусским футболом?
— Слежу. Сейчас же только пожалуйста — в интернете все есть…

— Что вызвало наибольшее внимание за первый круг?
— Я следил не за чемпионатом, а за игроками “молодежки”.

— И что скажете?
— Это пусть останется при мне. Вот когда проведем два матча, тогда и скажу.

— Наши не помышляют ни о чем ином, кроме победы в Борисове…
— Для сборной Беларуси это решающий момент: если оступится и сейчас, то шансы резко понизятся — дома она уже потерпела поражение от исландцев… Знаем, что матч будет очень сложный. Еще до работы в Казахстане говорил всем: белорусские сборные постоянно имеют хорошую функциональную и психологическую подготовку — и способны обыграть любого.

— Где вы живете в Казахстане?
— В Астане.

— Как устроились в быту?
— А что там устраиваться? Квартира рядом с федерацией — десять минут ходьбы. Условия для работы — нормальные. К примеру, после товарищеской игры в Эстонии у нас сразу был сбор в Латвии — чтобы далеко не ездить и не возвращаться обратно… Повторюсь, в Казахстане очень серьезно взялись за футбол. И результаты будут, поскольку началась системная подготовка именно в детских командах. То есть, с навязыванием — в хорошем понимании слова — задач сверху, и их выполнением. И проверкой, как работают эти детские школы. Плюс в каждом городе, где есть команды высшей лиги, открыты детско-юношеские центры подготовки. А еще в стране планируют сделать четыре футбольные академии — и охватить все регионы: юг, север, запад, восток…

— Так понял, работа у вас творческая и интересная.
— Главное, что она системная. А таковая, повторюсь, обязательно даст результат.

КАЗАХСТАН

Сергей ТКАЧУК в 15.02.92 Шахтер (Караганда)
Станислав ПОКАТИЛОВ в 8.12.92 Акжайык (Уральск)
Бакдаулет КОЖАБАЕВ з 19.06.92 Ордабасы (Чимкент)
Дмитрий МИРОШНИЧЕНКО з 26.02.92 Актобе
Кирилл ПАСИЧНИК з 24.05.93 Астана
Игорь ПИКАЛКИН з 19.03.92 Астана
Саят САРИЕВ з 15.10.92 Жетысу (Талды-Курган)
Исламбек КУАТ п 12.01.93 Астана
Бауыржан ИСЛАМХАН п 23.02.93 Кубань (Краснодар, Россия)
Шерхан БАУЫРЖАН п 28.08.92 Тараз
Илья КАЛИНИН п 3.02.92 Кайрат (Алматы)
Алибек АЯГАНОВ п 13.01.92 Иртыш (Павлодар)
Александр УЛЬШИН п 15.10.92 Актобе
Бауыржан БАЙТАНА п 6.06.92 Тобол (Кустанай)
Абзал БЕЙСЕБЕКОВ н 30.11.92 Астана
Роман МУРТАЗАЕВ н 10.09.93 Шахтер (Караганда)
Станислав ЛУНИН н 2.05.93 Шахтер (Караганда)
Эльвин АЛЛАЯРОВ н 21.02.93 Иртыш (Павлодар)

Главный тренер — Сергей БОРОВСКИЙ (Беларусь, 29.01.56).
Тренеры — Кайрат АЙМАНОВ (28.06.67), Игорь КУЛИШ (27.06.64), Андрей ФЕРАПОНТОВ (19.08.76).
Капитан — Бауыржан ИСЛАМХАН.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?