Казус смерти. Тревога по вертикали

22:32, 17 июня 2013
svg image
22411
svg image
0
image
Хави идет в печали

Подмывается создававшийся боями и муками фундамент отрасли. В некоторых районных центрах спорткомитеты ликвидированы вообще — работа с резервом в общей массе раскоординирована, где-то практически остановлена. За комментариями мы обратились к вице-президенту НОКа Николаю АНАНЬЕВУ, который еще одиннадцать лет назад в бытность помощником президента забил тревогу и вызвал на себя шквал огня по поводу извращенной модели перевернутой с ног на голову пирамиды управления.

— Николай Константинович, прекрасно помню развернувшийся на этажах спортивной власти торнадо, когда официальный печатный орган Минспорта устами своих высоких начальников публично клеймил позором ваши выводы и предложения относительно колосса на глиняных ногах, коим представала система. Не поленился, перечел выступление тогдашнего министра Евгения Ворсина: “Как можно функции управления резервом передать на места, если спортивные школы — ведомственные? Нельзя работу поколений низводить до отсутствия системы. Мы не можем равняться на США. Там работает не система, а деньги. Попытка дискредитировать отрасль не удастся”
— К сожалению, все наоборот. Это у нас кое-где до сих пор ставка на деньги, тогда как должна работать система. Только что вернулся из Могилева, также наблюдал ситуацию в своих родных Осиповичах, где когда-то работал в самом основании той пирамиды, которую никак не удается выстроить фундаментально, накрепко. Все очень зыбко, тревожно. Впечатление, что нас едва не отбросило на рубеж веков, когда Минспорта, директорат национальных команд, гостренеры в неадекватном количестве штатного персонала довлели над деятельностью местных спортуправлений, а те обратного влияния на происходящие в отрасли процессы не имели. Более того, тогда они выполняли хотя бы функции доноров, с горем пополам собирали и готовили резерв. А что теперь? Учреждения образования, поглощающие осколки спортуправлений, имеют несколько иные функции. Их главная задача — формирование личности, оздоровление, массовая физкультура. Вот в Осиповичах, например, сейчас неплохая инфраструктура: ДЮСШ, стадион, ФОКи, два профессиональных клуба… Кто будет координировать их работу, когда отдел спорта ликвидирован? Нет центра — нет вертикали.

— Риторика понятна. Ваши действия?
— Я заострил вопрос на бюро НОКа, обсуждение продолжилось в Минспорта, везде нашел понимание — благо теперь не те времена, когда любая попытка реформировать отрасль воcпринималась в штыки и расценивалась как дискредитация. Озабоченность вопросом спортивной тройки сомнений не вызвала, более того, нашла ее горячее участие.

— Что же тогда произошло? Где корень проблемы?
— Не знаю, что случилось, но почему-то ни министр Александр Шамко, ни первый вице-президент НОКа Игорь Рачковский, ни помощник главы государства Максим Рыженков не смогли участвовать в формировании новой типовой структуры местных исполнительных и распорядительных органов, не устанавливали в соответствии с указом от 12 апреля численности работников спортивного аппарата.

— Странно…
— Не думаю, что в основе проблемы какой-то политический мотив, подвох, скорее — бюрократический казус. Ведь следом вопрос ребром встал на совместной коллегии министерств спорта и образования под председательством вице-премьера Анатолия Тозика. Там эмоционально, жестко, но по делу высказал свою позицию Рыженков. Понимая, что промедление смерти подобно, он написал докладную записку главе государства, в которой достаточно смело назвал вещи своими именами.

— Можно суть обращения?
— Указ в общем нужный и своевременный, однако сокращение следует проводить иначе — стричь верхушку, а не основание. Ведь и без того усеченный штат персонала отдела по спорту механически интегрировали в более мощный отдел образования, и в новой структуре спорт как таковой оказался в роли пасынка.
Тогда как президент меньше всего призывал сокращать районную вертикаль и везде подчеркивал особую роль районного звена в подготовке резерва. В большой спорт в последнее время шагает много сельской молодежи, а мы, получается, этот процесс стопорим.

— Фактически возвращаемся в старые времена, когда спортивную глубинку учили жить в столичных кабинетах…
— Именно! Все завоевания, наработки по выстраиванию спортивной вертикали от ДЮСШ до министра разом опрокидываются. За бортом системы могут оказаться ряд высококлассных специалистов, которые во главе отделов со статусом юридического лица и централизованной бухгалтерией руководили всем местным спортом. И ладно еще Хотимск или Шклов… А представьте последствия для Барановичей, Борисова, Солигорска, Бобруйска, Пинска, где наряду с вертикалью выстроены еще и современные сооружения, база. Кто там теперь хозяин? Ведомства? Ну так они легко найдут и ведомственный интерес — отдадут площади в аренду, выгодно продадут, хорошо, если населению. Но спорт, как известно, не сулит экономической выгоды, его необходимо культивировать, им надо заниматься. А когда заниматься некому, назавтра же умрут и все ДЮСШ. Резерва просто не будет.
И ладно бы только косвенное отношение, есть ведь огромный кусок непосредственного подчинения, прямого действия. Рыженков на сей счет привел серьезную статистику. Ведь в оперативном управлении районных и городских отделов на момент указа находились 245 ДЮСШ, 42 спортклуба, 10 диспансеров спортивной медицины, 2 училища олимпийского резерва, 167 центров физкультурно-оздоровительной работы и физкультурно-спортивных клубов, более 800 физкультурно-спортивных сооружений…

— И где все это теперь?
— Замерло в стадии передачи, правда, неизвестно кому. Руководители на местах, в том числе и системы образования, в полной растерянности.

— Да, ее наши редакционные телефоны ощутили отчетливо. Основной посыл: смешали боб с горохом, двойственность ведомственного подчинения, каша…
— А с учетом системных противоречий во взглядах на спорт и физкультуру, понятно, резерв оказался на обочине. Некому отбирать ребят в отделения по видам спорта, снова главенствует пресловутый набор. Люди стали выкручиваться, спасаться кто во что горазд. В Витебске, например, придумывают новые отделы по спортивному резерву, где-то выделяют специалистов по спорту в самостоятельные единицы, подчиненные напрямую зампреду райисполкома, где-то задумались о возложении основных функций по координации спортивной работы на руководителей ведомств, подчиненных спортивных организаций.

— Короче, разброд и шатания.
— Именно.

— Может, указ неправильный?
— Указ правильный. Но сапоги должен тачать сапожник, а пироги печь — пирожник. А оптимизацию госаппарата в части спортивной отрасли лучше поручить тем, кто за эту отрасль несет персональную ответственность — то есть ее руководителям. Насколько мне известно, Рыженков именно так вопрос и поставил.

— И какова же реакция?
— Положительная. Совмину совместно с облисполкомами и Мингорисполкомом поручено детально изучить создавшуюся ситуацию и внести конкретные предложения, в том числе законодательного характера. Поэтому со страниц “Прессбола” хочу обратиться ко всем руководителям на местах: не спешите посыпать голову пеплом. Не сомневаюсь, вскоре будет найден разумный выход, который выправит ситуацию и благотворно повлияет на развитие местной вертикали, как минимум не ослабит фундамент нашего спорта.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?