В гостях у ЮНЕСКО. Подайте спорта ради

21:39, 20 июня 2013
svg image
692
svg image
0
image
Хави идет в печали

А ведь нас даже не обыскивали на входе, не пропускали через металлическую рамку, да и швейцар, призванный хотя бы формально “сканировать” посетителей у порога, в этой берлинской пятизвездочной гостинице почему-то отсутствовал. Между тем визит канцлера Германии анонсировался заранее: Меркель намеревалась произнести приветственное слово.
Федерального канцлера сопровождала генеральный директор ЮНЕСКО болгарка Ирина Бокова. Она, кстати, еще накануне заявила, что никогда прежде Международная конференция министров, ответственных за физическое воспитание и спорт, не была подготовлена столь основательно. А ведь старт брала уже пятая конференция (официально именуемая МИНЕПС V). Первая состоялась в 1976 году в Париже и подтолкнула к принятию Международной хартии физического воспитания и спорта. МИНЕПС II, III и IV прошли соответственно в 1988-м (Москва), 1999-м (Пунта-дель-Эсте) и 2004-м (Афины) и ознаменовались созданием Межгосударственного комитета и Международного фонда развития физического воспитания и спорта, Фонда для искоренения допинга. Там же были озвучены и обсуждены такие значимые инициативы ЮНЕСКО, как Всемирный конгресс по спортивной медицине, Международная конвенция о борьбе с допингом. Таким образом, МИНЕПС считается единственной в своем роде платформой, где раз в десятилетие “министры собираются, чтобы исследовать одну из самых волнующих, самую энергетически заряженную и наиболее важную силу, что управляет человечеством, — спорт” (цитирую официальный адрес гендиректора ЮНЕСКО).
Кстати, никто из официальных лиц белорусского спорта на конференцию не явился. Во всяком случае в толстом перечне участников наши соотечественники не значились, у организаторов не регистрировались, и табличка с надписью “Беларусь” одиноко красовалась на одном из столов огромного зала. Вместе с тем в конференции участвовали представители 137 стран, среди которых 55 министров и 21 статс-секретарь, руководители профильных департаментов, а также члены различных международных организаций и фондов. Уровень публичных и конфиденциальных встреч оказался высок…
Чтобы хоть как-то компенсировать информационный вакуум (ведь конференция носила закрытый характер, и попасть туда могли только приглашенные), поделюсь частью полученных впечатлений. Начну с того, что уже по процедуре выборов, открывавших первый день, стало очевидно, что конференции такого рода проводятся, похоже, действительно редко, и ЮНЕСКО стоит немалых дипломатических усилий, чтобы организовать высокопоставленную аудиторию. Вот как выбирали, например, редакционную группу, призванную сверстать Берлинскую декларацию. Секретарь конференции Александер Шишлик обращался к странам из каждой региональной группы: “Канада, у вас есть предложения по кандидатуре?”“Мы вернемся к этому позже, еще не готовы”. — “Болгария, ваши предложения? — (Молчание.) — “Иран, что скажете?”“Господин секретарь, представитель нашего региона уже входит в редакционную группу”. — “Иран, вы можете тоже войти в состав группы, если желаете”. — (Молчаливый поклон.) — “Африка, какие ваши предложения?” — (Молчание.) — “Перу, кандидатура от вашего региона?” — (Молчание.) — “Итак, у нас получается очень немногочисленная редакционная группа, но, надеемся, она будет расширяться по ходу дня”. И перекличка еще несколько минут продолжалась в том же духе…
Впрочем, далеко не всегда все шло так спокойно. Например, во время выборов в президиум между отдельными делегациями явно проскакивали искры. Вот секретарь что-то перепутал и ненароком спровоцировал конфликт, заявив: “Замбия от Африканского региона предложила Мозамбик”. Последовало бурное недовольство за столом делегации Замбии. После короткого обмена репликами к микрофону наклонился самый массивный из представителей этой страны, оказавшийся министром. В голосе определенно сквозила неприязнь: “Мы против Мозамбика!” По команде его делегация шумно поднялась и величественно удалилась на переговоры. Конференция же мирно потекла своим чередом, причем при дальнейших выборах умудрились не обидеть ни Замбию, ни Мозамбик, каждому из представителей выделив по должности — чистая формальность, конечно, но самолюбие она потешила.
Регламент выступлений для каждой страны составлял три минуты, об их истечении сигнализировали гудки. Тем у конференции за минувшее десятилетие набралось много: молодежь, женщины, инвалиды, инвестиции, Олимпийские игры и их последствия, допинг, коррупция, договорные матчи. Но поскольку слово одним и тем же делегатам старались не давать, те стремились в коротких спичах объять необъятное. И, думается, калейдоскоп из отрывков выступлений может быть интересен, особенно если иметь в виду белорусские параллели.
Вот Венгрия гордо рапортовала, что она на восьмом месте среди стран по количеству олимпийских медалей за все годы, а если брать в расчет население, то на первом. При этом только 8 процентов венгров занимаются спортом, и лишь в 2012 году в некоторых классах школ начали преподавать физкультуру. А Япония не преминула козырнуть своим рекордом продолжительности жизни (86 лет у женщин и 80 — у мужчин): “Основа этому — физическое воспитание. Акту продвижения спорта уже пятьдесят лет!” В Кении же еще совсем недавно не было и закона о спорте, он вступил в силу с января. Теперь задумались там и о лотерее, которая заработает в конце года и поможет собрать средства на спорт. В ближайшее время кенийцы намерены построить пять современнейших стадионов: “Мирового уровня!” — подчеркнул их министр.
Индия планирует предоставлять возможности частному сектору для инвестиций, привлекая его различными льготами. В Танзании правительство уже проводит семинары и предлагает частным партнерам объекты для инвестирования, одновременно рассказывая, какую прибыль они получат. О решении этой же проблемы задумались Бангладеш, Тринидад и Тобаго. Заговорили о частно-государственном партнерстве в Египте.
Канада, выиграв медальный зачет зимних Олимпийских игр (2010), теперь озаботилась летними. И развернула новую политику развития спорта (от массового до высших достижений), действие которой рассчитано до 2022 года. У Суринама с его 500 тысячами населения другой повод для гордости — золотая олимпийская медаль в плавании. Правда, завоевана она в уже далеком 1988 году. С тех пор как ее обладатель Энтони Нести закончил карьеру, суринамский спорт не блещет. Зато в 2010-м в этой африканской республике создали министерство спорта, а теперь собираются инвестировать, наконец, в строительство бассейнов и стадион для легкой атлетики. Нигерия же после неважного выступления в Лондоне поделила страну на двенадцать зон — для продвижения и создания спортивных клубов. Под эту программу предусмотрено целенаправленное финансирование.
Представитель Казахстана решил сделать акцент на восприятии женщин в азиатских странах: “На них смотрят в основном как на бэбиситтеров. Когда я в вузе играл в волейбол и против нас вышла женская команда, для меня это стало потрясением!” Замминистра России рассказал о глобальных планах своего ведомства, не уложился, естественно, в регламент и, прерываемый гудками, пригласил всех на Олимпиаду в Сочи. Из речи израильтянина в мой блокнот попала такая неожиданная запись: “Если в руководстве национальными федерациями женщины составляют менее 30 процентов, то эти федерации не получают финансирование от государства”.
Мали волнует совсем другое. Там свежи воспоминания, как в 2012-2013 годах население столкнулось “с ужасными событиями, серьезными катаклизмами, когда в южной части страны орудовали вооруженные банды”. Понятно, что спорт в этих условиях не входил в число приоритетов, и спортивная инфраструктура находится в упадке: “Просим ЮНЕСКО отстаивать наши интересы на уровне своих влиятельных партнеров!” Йемену не забыть Арабскую весну: “Призываем к консенсусу. Надеемся, все международные организации смогут поддержать национальный диалог в нашей стране”.
У Пакистана есть чем гордиться в хоккее на траве, сквоше, развивается бейсбол. Однако “с 2011 года, когда страна стала в глазах мирового сообщества источником терроризма, на нас показывают пальцем. Огромное количество молодых людей вынуждены воевать. И я очень прошу, — взывал пакистанец к многочисленным делегациям и представителям ЮНЕСКО, Совета Европы и других влиятельных организаций, — когда у нас проходят международные соревнования, присылайте своих спортсменов! После 11 сентября нас игнорируют и бойкотируют! Я вас умоляю и призываю! Если вы не будете с нами сотрудничать, мы не сможем внедрить обсуждаемые здесь идеи в умы нашей молодежи. Нужно не только принять документы и декларации, а и реализовать их на практике, иначе все напрасно”. Эта речь явно не уложилась в отведенный регламент, но прервать никто не решился.
У Кипра свои заботы. Его представитель заверил участников конференции, что, несмотря на недавние потрясения в финансовом секторе, разошедшиеся кругами едва ли не по всему миру, жизнь на острове продолжается. И тотчас предложил ЮНЕСКО рассмотреть в условиях экономического кризиса возможность бесплатных программ. Непалец, в свою очередь, отрапортовав о попытках привить интерес к футболу и легкой атлетике, о развитии альпинизма, скалолазании и марафонского бега, попросил присутствующих инвестировать в инфраструктуру этих видов.
Когда же дошла очередь до самых бедных стран Африки, мольбы о помощи приобрели лавинообразный характер. Замбия: “Пожалуйста, помогайте странам, у которых не хватает ресурсов развивать спортивную инфраструктуру”. Гамбия: “Еще чуть-чуть поднатужьтесь, поддержите и спорт”. Тунис: “Может, создать какой-то фонд для малоимущих стран?” Судан: “Надеемся, в конце конференции будет принято решение о поддержке”. А вот представитель Лесото четко дал понять, что дело у них там не только в экономических трудностях: “Мешает коррупция. Только ограниченные средства доходят у нас до строительства спортивной инфраструктуры!” Чтобы снять напряжение, секретарь Шишлик успокоил молящих: “Мы вас не бросим и не покинем. Будем поддерживать”.
Вероятно, эти темы для кого-то более чем привычны и не будоражат. Во всяком случае во время отчета уругвайца в объектив телекамеры, выводящей изображение на два больших экрана, попал и мирно дремлющий рядом пожилой участник, по виду азиатского происхождения. Получив от соседа толчок в бок, дедуля проснулся. А увидев себя на экране, ни капли не смутился, достал фотоаппарат и запечатлел собственное изображение!
Зато когда конференция перешла к темам договорных матчей, отношениям с международными федерациями в принципе и с ФИФА в частности, к обсуждению завышенного ценника для мегасоревнований, сонливость с участников мгновенно слетела. Дискуссия, затронувшая слишком многих игроков на этом поле, не оставила равнодушных.

Продолжение следует.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?