Конференция ФХРБ. Эффект выбитых зубов. Болото и бардак запрещены

21:40, 20 июня 2013
svg image
2598
svg image
0
image
Хави идет в печали

Фатиков против Молчанова

Аудитория не трещала по швам, но была представительной. Из 55 делегатов конференции не явились только шестеро. Зато присутствовали зачастившие на форумы федерации первый вице-президент НОКа Игорь Рачковский и советник президента по вопросам физической культуры, спорта и развития туризма Максим Рыженков. Как подметил, открывая бутылку с водой, выступавший первым глава ФХРБ Евгений Ворсин, даже такие опытные функционеры, как он, перед уважаемой аудиторией испытывают волнение.
Выход Ворсина к трибуне с отчетом о деятельности исполкома шел в повестке следом за утверждением ранее озвученных инициатив. Первая касалась новшеств в Уставе ассоциации. Редакционных правок набралось около десяти. Выделим включение в состав исполкома спортивного директора минского «Динамо», которое прежде по неведомым причинам не было узаконено. Кроме того, отныне голосование по формированию руководящих органов будет не тайным, а открытым, «фейс ту фейс». Также реформировался «формат заместителей»: зампредов больше не делят на первого, второго и т. д. Дальше началось их утверждение. В соответствии с апрельскими рекомендациями Александр Хромылев занял должность зампреда федерации по организационно-правовым и кадровым вопросам, Игорь Молчанов — по вопросам развития детско-юношеского хоккея. Любопытно, что Хромылева одобрили единодушно, а вот в случае с Молчановым нашлись два воздержавшихся и один против — директор «Шахтера» Леонид Фатиков. Впрочем, большинство все равно проголосовали «за» — и новоиспеченные зампреды поднялись в президиум.
Место рядом с Хромылевым, Молчановым, Ворсиным, Рачковским и Рыженковым предусматривалось и для Владимира Цыплакова, в чьи функции входило бы налаживание взаимодействия между ФХРБ, «Динамо» и сборной. «В силу связанных с состоянием здоровья Владимира Викторовича причин и по его собственному желанию отказаться от исполнения обязанностей спортивного директора клуба третий пост зампреда остается вакантным», — сообщил Ворсин. И добавил, что на ближайшем исполкоме 27 июня будет рассмотрена кандидатура Олега Иванова — и. о. спортдиректора «зубров». Возражений не последовало. На том же заседании планируют обсудить порядок урегулирования трансферов из внутреннего чемпионата в клубы КХЛ и МХЛ, а также дебют в отечественной «вышке» фарм-клуба «Лиды» — в двух предыдущих сезонах «рыцари» не имели дочерней команды.

Минус лимит

Отчет Евгения Ворсина привычно был пронизан как эмоциональными ремарками, так и некоторыми спорными моментами. К примеру: «Как бы ни критиковала пресса, наш чемпионат стабилен и вызывает интерес у сопредельных государств — Украины, Литвы и даже Польши». Оно-то так, но перечисленные страны с натяжкой не отнесешь даже ко второму эшелону мирового хоккея. А ведь между преуспевающими клубами и бедняками разверзлась пропасть, о чем свидетельствует рост побед одних над другими с неприличным счетом. Очевидно же, что затеянные ФХРБ реформы, особенно возрастная, не способствовали повышению уровня ОЧБ. Но у председателя иное мнение: «С тезисом «сильный чемпионат — сильная сборная» не спорю. Можно признать и еще один: при отборе кандидатов в паспорт не заглядывают. Тем не менее хотел бы вернуться в 2010 год. Тогда 100 из 250 игроков ОЧБ находились в возрасте от 30 до 38 лет. Кто из них пополнил сборную? А какую ценность для национальной команды представляли отнюдь не молодые легионеры? За пять лет в «Динамо» засветились 75 иностранцев. Почему не заиграли Павлович, Дрозд, Дудко, Захаров, Шелег, Стефанович? Потому что сидя на лавке, мастером не станешь».
Как ни парадоксально, пламенная речь Евгения Николаевича свелась к… отмене возрастного лимита и громкому заявлению: “Жесткие меры принесли плоды”. Так или иначе, раздававшаяся со всех сторон критика возымела-таки эффект, пусть и в столь вычурной констатации. При этом ужесточение легионерского лимита (не более двух на команду) остается в силе.
Озвучил Ворсин и свое видение причин неудач сборной: “На каждый из трех последних чемпионатов мира команда выезжала под руководством нового главкома. За этот период ассистентами поработали 11 специалистов! Понятно, к чему приводят постоянные изменения в тренерском штабе. При этом состав на 70 процентов оставался неизменным, наличествовали в том числе и те, кто привозил с “мира” 6-8-е места. Самый оптимальный ростер был на ЧМ-2012, но результат получился неутешительным. Подоспела смена поколений — непростой процесс как по времени, так и по содержанию. На последний турнир отправились 11 амбициозных дебютантов, однако итог тот же. И все же хочу привести слова Шона Симпсона. Тренер швейцарцев сказал, что нам нечего стыдиться, мы должны гордиться молодым поколением, которым нужно 2-3 года, чтобы стать настоящими мастерами”.
Еще один негативный момент Ворсин видит в непоследовательности менеджеров клубов ОЧБ в трансферном вопросе: “Удивляет позиция отдельных руководителей, когда при заключении контракта с ведущими хоккеистами вносится пункт о возможности их перехода в любой российский клуб КХЛ бесплатно. А вот минское “Динамо” должно платить. Не могу даже представить, какая фантазия двигает нашими специалистами!” Аргумент показался убедительным — судя по всему, размер компенсации за появление ОЧБшника в рядах “зубров” уменьшится с 40 до 20 тысяч долларов. При этом, как подчеркнул Олег Иванов, стороны могут сойтись и на меньшей сумме отступных вплоть до безвозмездной передачи, если игрок не закрепится в основе “Динамо” и вернется туда, откуда уходил на просмотр. К слову, мотив снижения возник не с бухты-барахты. Дело в том, что по законодательству компенсации за трансферы должны выплачиваться средствами, заработанными сугубо коммерческой деятельностью.
В конце выступления Ворсин акцентировал внимания на работе с резервом, не постеснявшись назвать ее главной проблемой белорусского хоккея. Дескать, несмотря на предписания, клубы плохо заботятся о подрастающем поколении и слабо помогают школам, направляя львиную долю финансов на решение местечковых задач: “Средства ушли на взрослых игроков, а детям и их тренерам опять достаются крохи”. В результате сразу 56 талантливых ребят уехали в Москву и Санкт-Петербург. В Россию в поисках лучшего устремляются многие наставники, недовольные смешными, даже по белорусским меркам, зарплатами. Ворсин призвал руководителей поменять отношение к ДЮСШ и предотвратить отъезд за рубеж.

Жестко и принципиально

Для этого и предложили кресло зампреда спортдиректору “Юности” Игорю Молчанову, который должен взять ситуацию под контроль. Он сразу обозначил три основных компонента: кадры, база и финансирование. Со второй составляющей ажур: в стране функционирует уже 30 ледовых дворцов, за что спасибо государству. С деньгами также более или менее порядок, хотя дополнительная поддержка от преуспевающих клубов пришлась бы кстати. Увы, с кадрами не так хорошо.
Молчанов убежден, что без повышения авторитета, квалификации и мотивации детских тренеров, на сегодня не имеющих права голоса в решении важных проблем и котирующихся “ниже плинтуса”, толковый резерв не подготовить. Поэтому Игорь Петрович предложил: во-первых, изыскать средства для заграничной стажировки прогрессирующих тренеров, через которых прошли доросшие до “националки” игроки; во-вторых, премировать наставников за качественный выпуск; в-третьих, внести в регламент пункт о том, чтобы каждый клуб за счет своих бюджетных средств обязательно обучил хотя бы одного тренера в ВШТ. “Через пять лет будет 50 специалистов — это почти треть от 178 имеющихся сейчас”, — сделал оптимистичный прогноз выступающий.
Наконец, Молчанов призвал прекратить “играть с детским хоккеем”: “В Указе о господдержке четко написано: 15 процентов — вынь да положь на алтарь детского хоккея. Если клуб игнорирует требование, после второго круга он снимется с чемпионата. Ночная хоккейная лига, первенство области — идите и играйте. Не думаю, что, если одна или две команды исчезнут с карты ОЧБ, в масштабе национальной сборной что-то изменится”. Отнюдь не символичный штраф предусмотрен и школам за расформирование возрастов или их сокращение путем “склеивания” ввиду кадрового дефицита. Размахивая списком занимающихся в ДЮСШ, Молчанов молвил: “Когда смотрю на эту бумажку, становится стыдно. Называю это эффектом выбитых зубов. Что ни школа, что ни возраст — пробел. Поэтому за развал возраста предлагаю штрафовать школы на 250 базовых величин, а директора признать не соответствующим служебной должности. В хоккей играть втроем нельзя — должна быть полноценная команда, как минимум 22 человека. Мое предложение в дисциплинарный регламент: развалился возраст в системе клуба — 1000 базовых величин. Повторное нарушение — до свидания”.
Лейтмотив доклада Хромылева, державшего слово до Молчанова, — улучшение имиджа ФХРБ. В преддверии домашнего чемпионата мира Александр призвал журналистов сконцентрироваться на позитиве, попросил искоренить определения “болото” и “бардак”, а также обещал сделать все возможное для увеличения трансляций матчей экстралиги на телевидении. Календарь грядущего сезона федерация планирует верстать с учетом пожеланий БГТРК.
Напоследок мыслями о конференции поделились помощники президента. Максим Рыженков похвалил ФХРБ за жесткость и принципиальность в спорных вопросах. Игорь Рачковский внимательно изучил постановления по развитию хоккея и акцентировал внимание их составителей на отсутствии сроков и ответственных за выполнение поручений. С молчаливого согласия Евгения Ворсина документы решено доработать.

“Точно не хуже”

Конференция ФХРБ прошла гладко — без шума, споров и нервов. Но некоторые выдвинутые Евгением ВОРСИНЫМ в отчете тезисы подвигли к просьбе в его адрес детализировать отдельные положения.

— Наверняка заседание исполкома на следующей неделе будет куда жарче?
— Думаю, да. Ведь там станем решать конкретные вопросы, связанные, в частности, с переходами игроков. Сейчас просто излагаем видение того, в каком направлении строить работу.

— Подводя итоги года, вы отметили, что “все показатели государственной программы развития хоккея выполняются”. Как же получается, что сам хоккей движется по нисходящей?
— Выполняются цифровые показатели. Когда мы разрабатывали концепцию, полагали, что количество должно непременно перерасти в качество. К сожалению, этого не происходит. Почему и говорим о том, что надо обучать тренеров. У нас осталось мало специалистов высокой квалификации, от которых сборным можно ежегодно ждать пополнения. Сейчас в тренерской среде две крайности: очень молодые или уже возрастные наставники. Первые еще не многое умеют, а вторые в силу объективных причин работают не с той энергией. Хотя именно они и дают результат. А вот средняя прослойка, которая должна быть наиболее продуктивной, сокращается в силу низкой зарплаты и плохих условий. В ближайшее время мы просто обязаны выйти на качественно новый уровень подготовки резерва.

— Поэтому и предложен новый пункт в регламент, согласно которому каждый клуб должен в год обучить одного тренера в высшей школе?
— В ВШТ есть ежегодный набор. Но там лимит бюджетного обучения — шесть человек. На платной основе группу можно расширить. У каждого клуба должно быть видение того, каким завтра будет его тренерский состав. Если сейчас команду экстралиги должен возглавлять специалист с сертификатом категории “А”, то, возможно, скоро уже и в старшем юношеском возрасте потребуется аналогичная “корочка”. Когда мы это пропишем в регламенте, выбора не останется. Но, чтобы не было форсированности, говорим уже сейчас: “Готовьте тренеров”.

— Еще одно ваше утверждение, что “белорусский чемпионат все так же стабилен”, как минимум спорное…
— Может, ярче он себя и не проявляет, но хуже точно не становится. Исхожу из того, что все игры плей-офф — это сумасшедшие по накалу поединки, о чем наперебой говорят тренеры. Их почему-то никто не слышит. Да, в предварительном раунде не всегда получается жаркая борьба. Но так и должно быть: настоящее сражение начинается вместе со спором за медали. Есть еще один показательный момент — количество матчей, которые завершаются с разгромным счетом. Считается, если таковых больше 30 процентов, то чемпионат действительно можно назвать слабым. Если меньше — конкуренция достаточная. У нас подобных встреч всего 20 процентов. Причем разгром иногда фиксируется в сражениях команд первой пятерки. Разве это показатель того, что наш хоккей слабый?

— Однако в отчете ФХРБ по сравнению с сезоном-2011/12 значится зрительская потеря примерно в 70 тысяч человек…
— Ну не идет болельщик на “Юность” или “Могилев”. Аншлаги у нас у пяти клубов. Плюс надо учитывать вместимость арен. Вот в Гродно трибуны на 2,5 тысячи, а ходит 3. В Жлобине аншлаги. В Гомеле на решающей стадии — аншлаги. Здесь ведь и ряд других факторов. Да, уровень игры хозяина площадки — это понятно. Но есть еще развитие маркетинга: реклама, условия… Цифра вроде заметная — 70 тысяч. Однако если раскинуть на 10 клубов и на количество домашних матчей, то выйдет, что не пришло на каждую встречу по сравнению с прошлым сезоном около 60-70 человек. Это не показатель, а только условные цифры. (По нашим подсчетам, каждый матч минувшего чемпионата посетило в среднем на 240 человек меньше, чем сезоном ранее. Это 20-процентное падение посещаемости. — “ПБ”.)

— Тяжело вам далась отмена возрастного лимита?
— Легко. Я посмотрел на составы и понял, что процесс омоложения уже необратим. Юные ребята заиграли. Мы заставили тренеров работать с ними. То есть лимит изжил себя. Надо понимать, что федерация не против возрастных хоккеистов, уважает их. Сейчас играют сильнейшие ветераны. Но мы против того, что игрок, который мог бы и закончить, поскольку нет отдачи, эффекта, не уступает дорогу молодым. Когда я говорю, поезжайте в клуб, где нет зарплаты, то отвечают, что лучше бросят хоккей.

— Контуры нового чемпионата уже очерчены?
— Конечно. Но пока приходится говорить только о десяти своих командах. С ними и работаем. Правда, всякое может случиться. Украинцы зондируют почву едва ли не каждый день. Я им отвечаю: “Давайте заявочку и официальное разрешение своей федерации”.

— В числе возможных новичков только Украина?
— Еще литовская “Балтика” заявилась в чемпионат фарм-клубов — высшую лигу. А также в соревнования старших юношеских возрастов.

“20 — это максимум”

В завершение конференции исполняющий обязанности спортивного директора “Динамо” Олег ИВАНОВ озвучил предложение клуба об урегулировании переходов хоккеистов из команд ОЧБ в стан “зубров”. Обсуждать его будут через неделю на заседании исполкома, а пока Иванов растолковал разработку для “ПБ”:
— Если игрок закрепится в “Динамо”, то его прежний клуб получит компенсацию в размере до 20 тысяч долларов. Можем ведь не угадать, и у парня не пойдет. Тогда он возвращается, и деньги мы не платим. Я специально подчеркнул, что средства за игрока должны быть перечислены до 1 августа 2014 года. Когда уже известно, что хоккеист остается на второй сезон.

— То есть сразу вы в любом случае ничего не платите?
— Нет.

— С кандидатами в МХЛовскую команду, компенсация за которых 2,5 тысячи, аналогичная ситуация?
— В принципе да, но с ними проще. Сразу ясно, что берутся ребята, которые наверняка заиграют.

— “До 20 тысяч” означает, что сумма может быть и меньшей?
— 20 — это максимум. Я озвучиваю не какие-то цифры из головы, а то, что мы реально можем дать. Чтобы не быть сначала голословным, а потом испытывать трудности по поводу выплат.

— Возможен ведь и переход без компенсации?
— Как одно из предложений. Но я не думаю, что кто-то отдаст нам игроков бесплатно.

— Полагаете, клубы на заседании исполкома пойдут навстречу?
— Уверен, что здравый смысл должен восторжествовать. Не хочется говорить высокопарными словами, но ради нашего хоккея, ради развития парней, которые могут заявить о себе на высоком уровне, нужна выработанная система. В противном случае клубы просто удержат хоккеистов, и те продолжат вариться в ОЧБ. Уже отмечал, что многие команды отпускают подопечных в КХЛ вообще без компенсации. Из-под контракта! Почему тогда нас так наклоняют. Все должно быть справедливо.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?