Путевые заметки. Гости белого города

21:34, 25 июня 2013
svg image
841
svg image
0
image
Хави идет в печали

То, что это никакая не Европа, а самая настоящая Азия, видно сразу. Кверху тянутся не родимые березки, а пожухлые на нещадном солнцепеке пальмы. Хотя тремя десятками градусов нашего человека не удивишь. Однако из-за влажного климата переносятся они куда сложнее. Все из-за Средиземного моря, на побережье которого раскинулась страна, и совсем не из-за дождей. Потому как израильское лето — долгое, жаркое и сухое: с мая по сентябрь почти без осадков.
Надо еще поискать государство столь скромных размеров, которое более чем наполовину занято пустыней, но столичный житель при этом давно привык к ежегодным снегопадам. Вообще, это страна ученых и докторов, музеев и армии. А Тель-Авив — ее экономический и культурный центр.
Еще это город светлых зданий, за что его называют белым. Ему всего-то 63 года. Изначально он задумывался как пригород древней Яффы, но со временем слился с ней воедино. Сегодня Яффу знают немногие — зато Тель-Авив знают все.
Благодаря этому объединению его пляжи один за другим растянулись на 14 километров. Отдыхающие на песке гости города порой настороженно смотрят ввысь, где каждые пять минут снуют самолеты и вертолеты. Не только из-за того, что рядом расположен аэропорт. Прибрежные территории — под неусыпным контролем армии. Да и на подъезде к аэропорту внешний вид пассажиров вашего транспорта непременно изучат люди с автоматами наперевес.
Начеку этим службам нужно быть всегда. Когда-то основу населения Израиля составляли арабы. Но затем евреи начали бороться за свое государство и выселили со своей земли немало представителей иных народов. К тому же прилегающие к ней страны долго не признавали законность создания нового государства и призывали его уничтожить. На этой почве, собственно говоря, и взошел так называемый арабо-израильский конфликт.
“Удачного вам полета. Приезжайте к нам еще. У нас вообще страна хорошая. Если бы еще не арабы — так и норовят обмануть и обокрасть”, — рассказывает хозяйка одного из сувенирных магазинов. Уж она-то знает, что это за люди.
Израиль, кроме всего прочего, еще и магнит для нелегальных мигрантов из Африки. Эти темнокожие бедняги из той же Эфиопии — без паспорта, образования и знания языка — обречены судьбой на отнюдь не элитные способы заработка. Они ведут дорожные работы, таскают стулья и столы возле прибрежных кафе. Но, кажется, и этому маленькому счастью вполне рады.
Кроме арабского и русского (куда без него?) говора, на улицах Тель- Авива повсюду и английский. Точнее, американский. Страждут тамошние мистеры и миссис отдыха на экзотическом Ближнем Востоке. А подходящая для этого страна — дружественная Штатам — Израиль. Да и историческая, политическая, экономическая и много какая еще связь этих государств крепка немало лет.
На второй день знакомства с Тель-Авивом узнаем, что такое шаббат. У израильтян это время с вечера пятницы до вечера субботы. Оно предназначено для одного — повального отдыха. Пляжи переполнены, потому как любая работа запрещена. И общественного транспорта — тоже. Даже обменники и те закрыты. Шаббат предшествует воскресенью, которое у евреев, как наш понедельник. Короче, начало рабочей недели.
Но отдых отдыхом, а волейбол — по расписанию. Матчи Евролиги с участием мужской сборной Беларуси принимает Раанана. Это один из многочисленных спутников Тель-Авива, огибающих его плотным полукругом и составляющих с ним что-то вроде одного большого населенного пункта.
Раанана переводится с иврита как свежесть. Маленький (78 тысяч населения) город таков и есть — все его газоны покрыты цветами. Что-то вроде соревнования, за которое положен приз от муниципалитета. Это поселение чуть больше девяноста лет назад основала американская компания, которая занималась поселением евреев на территории современного Израиля.
Вся эта история началась с одной палатки, которую установил десяток людей.
Сказывают, от Тель-Авива до Раананы они добирались на фургоне добрых пять часов. Хотя от пляжей и небоскребов первого до зелени второй — менее двадцати километров. Расстояние это можно преодолеть с абсолютно разными затратами времени. Если дороги относительно свободны — ровно за двадцать пять минут. Если честной народ мчится на работу или обратно — смело умножайте эту цифру на два.
С поправкой на это и отправляются белорусы на тренировки. Они у главкома Виктора Сидельникова не заунывные — это точно. Их содержание разнообразно и зависит от времени, отведенного на занятия, а также объема полученных накануне нагрузок. Тренинг у российского специалиста, как не трудно понять, основан на моделировании игровых действий. Их состязательная составляющая вызывает у спортсменов азарт и интерес. Им ничуть не скучно — они улыбаются.
А как минимум двоим нашим сборникам знакомо на чужбине, кажется, все. Например, Владимир Вертелко — игрок тамошнего “Иерусалима”. Его на арене встречают приветствиями многие израильские волейболисты. А второй пасующий хозяев Михаэл Мильштейн и вовсе одноклубник нашего доигровщика. Он, кстати, не просто носит очки, а не снимает их даже на тренировке.
Старые товарищи жмут руку и капитану белорусов — самому взрослому участнику Евролиги Олегу Микановичу. Сразу видно: два года знакомства с Израилем не прошли для него даром. Тем более что его “Строитель” несколько лет назад проводил матчи Кубка вызова с “Маккаби” из Тель-Авива. А сборная как-то пожаловала на Святую землю, где проводила сборы. Так что все эти архитектурно-тропические пейзажи изучены вожаком белорусов вдоль и поперек.
Ну и без встречи с Романом Нозиком было не обойтись. Этот почтенных лет уроженец нашего Глуска внешне напоминает первого ведущего известной передачи “Что? Где? Когда?” Владимира Ворошилова. Все знают Нозика как волейбольного агента. Однако с недавних пор он еще и спортивный директор команды “Хара-Морин”. Это дебютант женской российской суперлиги. Функционер незадолго до отъезда на воскресный матч белорусов с хозяевами интересуется, насколько команде из Улан-Удэ для проведения скорых межсезонных сборов подходит Молодечно. Теперь понятно, почему на конец лета с волейболистками из Бурятии запланированы спарринги у женской сборной нашей страны.
Надо сказать, израильтяне любят волейбол не так сильно, как футбол. Спортивные телеканалы страны, с 5 по 8 июня организовывавшей молодежный чемпионат Европы, на прошлой неделе вовсю смаковали послевкусие этого турнира. Украшение финала — хет-трик испанца Тиаго Алькантары с его послематчевыми откровениями. Ну и приезд на его поединки с участием голландцев именитого наставника национальной сборной Нидерландов Луи ван Гала. Тот, кстати, был полностью доступен любителям автографов и совместных фото.
После футбола местное население, кажется, почитает баскетбол. Ну как можно относиться безразлично к успехам “Маккаби” из Тель-Авива? Ведь эта команда — не просто израильский флагман, выигравший 50 из 59 чемпионатов страны. Она — пятикратный победитель и девятикратный серебряный призер Евролиги.
Интересно, что это за ярко-желтое здание по соседству с нашей гостиницей? О, за стеклом виднеется спортивная атрибутика — фото, плакаты, кубки. Надо обязательно зайти внутрь. Ба, так это же офис баскетбольного “Маккаби”! А сразу и не скажешь. Снаружи — невысокое строение с обшарпанными стенами. Но стоит только переступить порог — и взору предстает маленький зал славы. Справа — стенд с нанесенным на него списком достижений и титулов команды из Тель-Авива. Прямо и слева — фото игроков: цветные — нынешних, черно-белые — давних. Крупным планом — звезды. Все как полагается. Помещение, надо сказать, занимает лишь администрация “Маккаби”, клубный магазин расположен на домашней арене.
А взять спорткомплекс “Метровест”, где проходили матчи Евролиги с участием нашей волейбольной сборной. Судя по внешнему виду сооружения, сразу и не скажешь, что именно находится за его стенами. Это, говорят, самая хорошая из немалого числа израильских волейбольных арен. Но ее внутреннее убранство изысканным никак не назвать.
Под потолком по углам пристроены два одинаковых табло. Чуть ниже по всему периметру зала — вентиляторы. Видимо, они должны спасать зрителя от жары. Однако их за три игровых дня не включали, кажется, ни разу. Жары под сводами “Метровеста” не было — только приятная прохлада и легкий сквознячок.
Трибуны расположены лишь на одной стороне площадки. Их нижний ярус — выдвижной, а те оба, что повыше, — стационарные. Кстати, со средней высоты хорошо видно, как местное население носит эти знаменитые шапочки. Ну, как носит — это понятно. Но вот чтобы они не падали… Оказывается, все просто: эти ермолки прикрепляют к пряди волос малозаметной заколкой.
Так вот, зал. Его должны хорошо помнить наши волейболистки. На этой арене осенью 2010-го они упустили путевку на прошлый чемпионат Европы. То был второй поединок плей-офф квалификации. Он принес хозяйкам победу со счетом 3:1 — более убедительным, чем домашний успех белорусок — 3:2. Так один прославленный наставник — Ари Селинджер — оказался сильнее другого — Николая Карполя.
“Метровест”, следует заметить, не оснащен ни специальными сиденьями для работы СМИ, ни кабинкой для комментаторов. Те ютятся за столиком, что расположен впритык к судейскому. Зато болельщики поют гимн вместе с игроками. А микрофон диктора вовсю раззадоривает зрителей. Культура поведения на трибунах у них определенно имеется. К тому же все трансляции матчей Евролиги с участием родной сборной — прямые, да еще дополненные комментариями ее наставника и игроков сразу после завершения встреч. Совсем скоро, уже на следующей неделе, поединки этого коммерческого турнира принимать Могилеву. Как-то все будет у нас?

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?